Привет, киноманы!
На курсе «Мечтатели» разобрали 3 фильма, основное сходство которых заключается в снах, иллюзиях, миражах, фантазиях, воображаемых образах, проходящих тонкой нитью через весь сюжет. Анализировать эти картины лучше через призму психоанализа, философии и литературы. Одним из 3 фильмов стала последняя режиссерская работа сюрреалиста Луиса Бунюэля по мотивам романа Пьера Луиса «Женщина и паяц», которая вышла, когда ему было 77 лет.
Известный факт, что главную роль должна была исполнить Мария Шнайдер, которая сыграла за 5 лет до этого у Бернардо Бертолуччи в «Последнем танго в Париже», но увы, актриса не смогла справиться с эмоциональными последствиями съемок в скандальной сцене и другими возникшими психологическими проблемами, поэтому выбыла из проекта. Изабель Аджани отказалась играть в фильме из-за сцены танца обнаженной. Режиссер и продюсер Серж Зильберман уже хотели отказаться от идеи экранизации, так как один хотел видеть француженку Кароль Буке, а другой—испанку Анхелу Молину. Бунюэлю пришла в голову гениальная мысль - снять обеих попеременно в одной роли, что до него не делал никто. Да, у Бергмана ранее в «Персоне» снялись 2 актрисы, границы между личностями которых стерлись со временем. Но играли их все-таки разные женщины. Иногда режиссерам приходится приглашать разных актеров на роль одного персонажа в силу возрастных изменений по сюжету и длинной хронологии повествования. Но в современном кино (и у продолжателей новой французской волны в частности) на ум сразу приходит подобный трюк у Кантена Дюпье, который на роль Сальвадора Дали в фильме «Даааааали!» пригласил сразу 6 актеров. Чем еще примечательна картина Бунюэля?!
- Моя оценка на КП 7/10
- Рейтинг КП/IMDb 7.8
Пожилой, состоятельный мужчина влюбляется в молоденькую девушку, которая, понимая свою власть над ним, крутит-вертит как хочет, но каждый раз ускользает, когда дело доходит до близости.
Прожив яркую, бурную жизнь, став свидетелем правления генерала Франко в Испании и Гражданской войны, путешествуя и побывав в разных странах, Бунюэль зацепил 2 левых волны, оказавших огромное влияние на его мировоззрение и творчество. Первая - развитие авангарда и появление новых картин развития мира в конце 20-х - начале 30-х годов. Вторая - вспыхнувшее в 60-х годах движение за равноправие, с которым усиленно боролось государство. Взрывы в фильме - сильная метафора не только террора со стороны власти и экстремизма на улицах страны, но и олицетворение животного страха, который испытывали свободно мыслящие люди. Нужно отметить, что правление Франко преследовало людей по разным принципам: под раздачу попадали многие, и режиссёр потерял достаточно друзей и близких в этой неравной войне за свободу, мысли и существование.
В присущей ему манере сатиры группировка «ГРАМИ» в фильме («Группа религиозной армии младенцев Иисуса») выступает единым образом террора, религиозной пропаганды, политических течений. Тем самым, автор посягает на культ религии и власти. Взрывы вокруг главного героя могут олицетворять и противостояние классов, ведь мужчина - явно представитель буржуазии, а девушка с матерью из сословия ниже, не так обеспечены как он, их беспокоят совсем другие вопросы и проблемы. Может быть, это и некое противостояние полов, которое разворачивается перед нами: он соблазняет и хочет получить желаемое, она играет, очаровывает, но получая свое, отвергает его. Смею предположить, что это и мятеж внутри героя с точки зрения психоанализа - он стареет, но еще хочет почувствовать себя молодым, сильным, быстрым и резвым, но годы берут свое, а он все не может с этим смириться.
Помимо этого, Бунюэль высмеивает пороки людей, которые истинно верят в Бога или хотят создать такой образ. Например, мама Кончиты подчеркивает свою набожность и постоянное пребывание в церкви на молитвах, но готова пойти на сделку с мужчиной, товаром в которой будет дочь, а на кону - ее девственность. Собственно, про невинность Кончиты. Девушка не так проста, какой хочет казаться. Она скрытна, нежна, скромна и чиста со стариком, но игрива и обнажена в кабаре перед посетителями, игрива то ли с другом, то ли с любовником, и даже инсценирует интимную связь с ним, чтобы позлить папика. Он тоже хорош: в его намерениях - заполучить ее тело, лишить невинности, обладать ее красотой, молодостью, соком без остатка, при этом, покупая ее, как вещь деньгами, подарками, матпомощью и даже домом. Но не догадывается сделать ей предложение, как положено по церковным правилам. Амбивалентность человеческой природы в лице нескольких персонажей налицо: они не те, кем хотят казаться нам и предстать друг перед другом, а режиссёр постоянно их разоблачает и ставит в ситуации, в которых они покажут свои истинные намерения и желания.
Также в эпицентре его сарказма находится и сама женщина по своей сути. Устами его слуги произносятся мысли: «идешь к женщине - не забудь палку», «позвал на свидание - будь готов, что она не придет», «женщина - это мешок с дерьмом». Мужчина в центре и лишь его глазами мы видим и слышим историю. Первые кадры сразу наталкивают на насилие с его стороны и финал завершается избиением. Он поведал рассказ попутчикам в поезде, но это лишь его правда. А облив девушку в начале, вполне заслуженно получает ведро воды в конце. Не обошел Бунюэль мимо культа девственности, которая здесь чуть ли не главный персонаж. Пуританство и набожность матери идут вразрез с поведением дочери. Но мужской голос очевидно доминирует и через его представления мы видим реальность происходящего.
Хочется отметить несколько символов и знаков, которые Бунюэль расставляет в фильме. Первое - это поезд. Не только способ передвижения из Севильи в Париж через Мадрид, но и некое эмоциональное путешествие героя, ведь он заново проживает эпизоды своей жизни. Он стал частью большего путешествия попутчиков, среди которых судья, мать с ребенком, психолог. Он исповедуется перед ними и они отчасти выступают не только в роли слушателей, но и моральных судей, должных вынести вердикт в конце рассказа. Они же могут стать и поддержкой его версии. Чем интересен анализ фильма с точки зрения психоанализа - версий может быть несколько! Но точно можно сказать, что при покупке билета он подчеркивает класс места, значит хочет принадлежать к тому сословию, к которому себя относит. Поезд может выступать и символом мощи и решимости, которую олицетворяет образ героя в достижении цели. А может говорить нам о балансе, в котором есть причины и следствия. На каждое действие найдется противодействие: как бы ни подступался и ни вертелся мужик около девицы, он получает отпор. Но режиссёр нам намекает, что свобода - это призрак, а возможности достичь желаемого у главного героя не бесконечны и иллюзорны. Он сам нарисовал себе картину мира и получения тела, плоти и духовного мира девушки, не обговорив на берегу условия сделки с ней. А она постоянно намекает ему, что может и не стоит пытаться, ведь получив желаемое, он может все потерять. Лишив девственности, он лишит ее любви к нему с ее слов или даже разлюбит сам. И финал будто намекает нам через свадебное платье и кровь на нем: вероятно все и случилось, но что ждет их дальше? Финальная сцена двойственна и неоднозначна: она смирилась и отдалась? Он получил то, что хотел через кулаки и насилие, подчинив себе ее нрав и характер? Или взрыв уничтожит их иллюзии по поводу друг друга и оборвет мучительную связь обоих?! Это вторжение хаоса невозможно предугадать и предвидеть, он появляется в самые непредсказуемые сцены фильма.
Упомяну мешок, с которым часто появляется герой, но о содержимом мы можем только догадываться. С точки зрения психоанализа он может выступать символом подсознания, которое герой старательно прячет от других и закапывает глубже в себе. Мешок становится некой непостижимой тайной для зрителей. А с другой стороны, может это груз его жизни или черты характера, от которых он никак не может избавиться и таскает за собой. Можно провести параллель между героем и персонажем Сервантеса «Дон Кихот», ведь наш герой также отважен на пути к любви и похоти в своих мыслях, желаниях и действиях.
Еще один излюбленный прием автора - это не привязанные ни к чему животные и насекомые. То муха в бокал приземлится, то мышь в мышеловку попадет, то хрюшка окажется на руках вместо ребенка. Это добавляет иронии, веселья и подчеркивает чувство юмора Луиса к происходящему, а также разрешает нам посмеяться отчасти над персонажами и тем, что с ними происходит.
Человек по своей сути - бесполезная страсть. И хорошим финалом его истории или истории фильма может Быть только итог, который перед нами предстает. Взрыв и никаких объяснений!
***
Знакомы с творчеством Бунюэля?
Подписывайтесь на мой канал или телеграм, чтобы не пропустить новые публикации.