Найти в Дзене
Страна огней

Почему в Иране не признают название «азербайджанцы» и называют этот народ азербайджанскими тюрками?

До появления и распространения интернета иранцы любых национальностей и азербайджанцы не шибко общались друг с другом. Хотя последние могут иметь родственников из числа соплеменников, живущих в соседней стране. Но сейчас они полюбили устраивать бокс по переписке и крупные сетевые баталии, и предметом спора нередко выступает такая тонкая вещь, как название азербайджанского народа.

Жители Азербайджанской Республики величают себя азербайджанцами, тогда как в Иране представители того же народа по традиции именуются азербайджанскими тюрками. При этом, иранцы персидского происхождения своих северных соседей не стесняются поправлять и говорят, что их собственное самоназвание неправильное. Но и азербайджанцы Ирана тоже часто разделяют мнение своих соотечественников.

Почему?

Этнический национализм как развитая идеология возник в относительно недавнее время. Он зародился в Западной Европе в начале 19-го века, затем проник в Россию и далее на юг и восток. До этого почти повсеместно преобладала религиозная идентичность, согласно которой своим считался любой человек, принадлежащий к той или иной вере.

-2

Наивысшее развитие этот подход получил в исторических исламских странах, таких, как Османская империя, держава Сефевидов и государство Великих Моголов. Ответственный политический, военный или административный пост мог занять абсолютно любой человек, если он придерживался официальной веры. Его собственное происхождение и язык значения не имели.

На низовом уровне это приводило к тому, что люди не осознавали самого понятия «национальность». А себя идентифицировали не по языку и этническому происхождению, а по городу и области проживания. Первые два фактора не были важны, т.к. было много смешанных браков и большинство людей знало несколько языков.

Применительно к Азербайджану люди могли величать себя бакинцами, гянджинцами, шемахинйцами, тебризцами, ардебильцами. Если говорить о более крупной общности, то они называли себя мусульманами или тюрками – в то время такие понятия, как нация и религия являлись синонимами. А вот если людям требовалось указать на отличия от кавказских горцев или иранцев, то они именовали себя тюрками. Тем не менее, региональная и религиозная принадлежность была важнее.

-3

Но в конце 19-го века к закавказским тюркам Российской империи пришли европейские веяния. Была заимствована идея этнической нации, и за неимением у не общего имени нужно было как-то ее назвать. Выдвигались предложения назвать народ арранцами или ширванцами в честь мусульманского названия Кавказской Албании или области на территории современной Азербайджанской Республики.

Тем не менее, у термина «азербайджанцы» сторонников оказалось больше, так как он подчеркивал родство с иранскими собратьями. Еще до революции это слово стало использоваться в литературе и публицистике неофициально, а в советское время его приняли на государственном уровне. Цель была в том, чтобы жители Баку, Шемахи, Гянджи и других городов осознали себя, как единый народ. То же самое происходило в советской Средней Азии и по тем же причинам.

С другой стороны, в Иране такого не было. Вплоть до настоящего времени религиозная шиитская идентичность там считается более важной. Но простой народ из Иранского Азербайджана по старинке именовал себя тюрками, а в прессе и книгах для определенности использовалось дополнение, что они азербайджанские – азери-тюрки на фарси. Дело в том, что в стране очень много тюркских народов, есть и те, кого по аналогии зовут хорасанскими тюрками.

-4

Поэтому иранцы, независимо от их происхождения, понятия «азербайджанцы» либо просто не знают, либо считают его немного надуманным, заставляющим забыть о тюркской идентичности. Ну и политическое руководство страны просто немного опасается потенциального азербайджанского сепаратизма и на всякий случай предпочитает, чтоб один народ, проживающий по обе стороны от границы, носил разные имена.