Найти в Дзене
Антон Волков

«Анора» - скверный анекдот на два часа. И очередная карикатура на русских

Признаться, фильмы я редко смотрю смотрю, больше по книгам. Но вот «Анора», что недавно взяла Оскара за главный фильм, заинтересовала так, что даже посмотрел. Впрочем, заинтересовался я и раньше, когда в Каннах ему дали Пальмовую ветвь. Любители кино-то знают, что Канны и почетнее даже, чем Оскар будут, потому что там интеллектуалы и знатоки кино сходятся, там кому попало главную награду не дают. А эти ваши Оскары мы знаем - продвигают сами знаете какие ценности и вообще вон какая-то глупая фантастика в прошлый раз выиграла. Несерьезно там все. Но вот перед нами кинокартина (громкое-то слово какое), которая выиграла и Канны, и Оскара. Однозначный шедевр, который должны посмотреть все, правильно? Но подождите с моим мнением, еще надо вот о чем, что привлекало людей в этом фильме. Во-первых, для русского зрителя небезыинтересно, что там сыграли русские актеры, в том числе Юра Борисов, который недавно играл Пушкина в «Пророке». Во-вторых, для всех вообще фильм прославился откровенными сце

Признаться, фильмы я редко смотрю смотрю, больше по книгам. Но вот «Анора», что недавно взяла Оскара за главный фильм, заинтересовала так, что даже посмотрел. Впрочем, заинтересовался я и раньше, когда в Каннах ему дали Пальмовую ветвь. Любители кино-то знают, что Канны и почетнее даже, чем Оскар будут, потому что там интеллектуалы и знатоки кино сходятся, там кому попало главную награду не дают. А эти ваши Оскары мы знаем - продвигают сами знаете какие ценности и вообще вон какая-то глупая фантастика в прошлый раз выиграла. Несерьезно там все.

Но вот перед нами кинокартина (громкое-то слово какое), которая выиграла и Канны, и Оскара. Однозначный шедевр, который должны посмотреть все, правильно? Но подождите с моим мнением, еще надо вот о чем, что привлекало людей в этом фильме. Во-первых, для русского зрителя небезыинтересно, что там сыграли русские актеры, в том числе Юра Борисов, который недавно играл Пушкина в «Пророке». Во-вторых, для всех вообще фильм прославился откровенными сценами с наготой и сексом. Известно, что если в фильме такое есть, то важно как это отображается и что еще есть в этом фильме. Потому что нагота и сцены совокупления, естественно, привлекают внимание сами по себе. Поэтому я и завел про Канны, ведь европейцы уж точно чувствуют разницу между дешевым привлечением внимания и, не побоюсь этого слова, искусством.

Постер фильма
Постер фильма

Что вам сказать, друзья? Кажется, у французов нос заложило и глаза замылило плюс ко всему голову отключило, потому что назвать «Анору» иначе, чем скверным анекдотом, растянутым на два часа или даже больше, не получается. Вот давайте по порядку по сюжету. Та самая девушка Анора работает в каком-то стриптиз-баре США, где встречает богатого русского по имени Иван. Иван - подросток, это видно и по его внешности и по поступкам - и нам, и самой Аноре. Он действует чисто на эмоциях, тратит деньги без меры и живет в роскошном особняке. Особняк не его, а его родителей, которые богатые и знаменитые люди, так что их можно «загуглить», что он и говорит сделать Аноре. Впрочем, родителей он ненавидит, тем не менее, пользуется их деньгами, чтобы вести разгульную жизнь. Родители с ним не живут, а живут видимо в России, об этом в фильме прямо не говорится. За Иваном они оставили присматривать почему-то двух армян (хотя я догадываюсь почему, но об этом позже). Итак, они с Анорой и друзьями предаются всевозможному разврату, который приобретает за счет быстрого монтажа характер почти гротескный. Описывать не буду, все сводится к тому, что в веселом угаре Иван говорит Аноре выйти за него. Дурочка говорит «да», не понимая, что вся их связь держится на блуде и деньгах родителей, которые ничего еще не знают.

-2

Потом они, конечно, узнают, после чего фильм превращается в комедию. Тот, кто присматривает за Иваном, оказывается священником в армянской церкви, который аж прерывает крещение ребенка для того, чтобы бежать разбираться с этим скандалом. Как будто они куда-то денутся! Давайте на этом моменте немного остановимся. Тут больше спрятано, чем кажется. Этот армянский персонаж страшно матерится и вообще ведет себя не по-христиански: у него нет никакого уважения к людям, как показано из его хамоватого отношения к другим на протяжении фильма. Он лишь раболепно служит этим самым богатым русским, видимо, просто за деньги. То есть, что нам говорят создатели фильма? Это лицемер, который сам грешной и распустил дитятко. То есть, через персонажа тут идет еще и высмеивание веры. Смотрите, сам священник какой гадкий! А ему ребенка крестить дали! Там точно что-то прогнило в самой церкви! Ну так вот друзья, теперь вы понимаете, почему этот персонаж - армянин? Представьте, если бы на его месте был русский и храм был русский православный? Да этот фильм бы вообще запретить могли у нас. Скандал бы точно был. Хотя, впрочем, американцам иногда скандала и надо, чтобы раскрутить что-то. Но тут, видимо, спасовали, что-то там эффективные голливудские менеджеры посчитали и сказали, что скандала не надо. Решили армян высмеять, их мало, их никто слушать не будет. Над ними посмеемся, дескать. Это, конечно, двойная подлость. Во-первых, трусость показать русских, а во-вторых, сама эта подлость веру высмеивать-то.

-3

Уже на этом моменте человек здравомыслящий понимает, что фильм дешевка и можно дальше не смотреть. А дальше, конечно, хуже. Так вот, два армянина и почему-то один русский - тот самый Юра Борисов - едут разводить Ивана и Анору. Иван убегает, а Анору буквально связывают. Причем показано это намеренно по-бытовому и пошло, с ругней, битьем посуды и насилием. Все ведут себя как дети и действуют на эмоциях. Кроме персонажа Юры. То есть, создатели фильма говорят нам, что все герои дураки и не способны к разумному диалогу. Вот мать Ивана сказала этому армянскому священнику пойти их развести, пока они быстрей бегут на самолет из России в США. Он раболепно оставил службу, поехал, все в комнате побил, но девушку связал. К чему такая спешка? Потому что он боится эту маму? И почему родители все бросают и вылетают решать проблемы импульсивного сына? Здесь логики нет. Потому что если бы он спокойно пришел к Ивану и поговорил с ним в любое другое время, не было бы и скандала и побега. Можно сказать, что Иван игнорировал звонки, и в фильме это показано. Он даже не пускал их в дом. Но позвольте - деньги же он имеет? На свои кутежи? Имеет. То есть, доступ к родительским деньгам санкционирован. Очевидно, тем самым родители разрешили ему жить в свое удовольствие. Тем самым, они уже разрешили ему все, в том числе и глупое. И тут внезапно новость о том, что он женился на девушке легкого поведения, будоражит их до такой степени, что они срочно бросают все дела и летят - в тот же день! - в Америку. Это должны быть очень глупые родители, если таких вещей не понимают. А глупые люди состояние себе нажить не смогут, с недалеким надсмотрщиком сына не оставят, поэтому и показанная ситуация - ложь от начала и до конца.

Три мужчины не смогли спокойно поговорить с девушкой
Три мужчины не смогли спокойно поговорить с девушкой

После побега Ивана фильм буквально скатывается в карикатуру и глупый юмор. Персонажи намеренно ведут себя как можно более нелепо, актеры деланно кривляются на камеру. Один герой постоянно жалуется на сломанный нос, потом в какой-то момент его тошнит. Ну вы понимаете, искусство, «Золотая пальмовая ветвь», все такое. Фильм застывает между комедией и какой-то бытовухой, и в этой позиции смотреть его становится вовсе скучно. Мы прекрасно знаем, что визит во все места, где мог быть Иван, окончится глупой шуткой, от которой закатываются глаза, и никого они там не найдут. Тут, видимо, сценаристы сами знали, что поиски эти будут скучны, и, раз персонажи уже глупые, так давайте их в смешные ситуации поместим, чтоб зритель хотя бы не заскучал. Заодно и время растянем до двух часов. «Оскара» дают же двухчасовым фильмам, верно? Ну вот полчаса покривляемся, так и убьем время. Жаль только зрителю никто время не вернет, и из памяти такую ерунду не вытрет.

Про концовку нечего особо говорить. Откровений и высшей истины нет никакой. Ивана находят в том же клубе, где он встретил Анору. Последняя ревнует его к другой стриптизерше. Наконец, прилетают родители Ивана и разводят его с Анорой. Как американцы представляют богатых русских? Ну вы знаете - стервозная доминирующая мать и хмурый грубый отец, который смотрит на всех свысока. В роли отца почему-то оказался Алексей Серебряков, вроде хороший актер, а как сюда попал? Юра Борисов по незнанию, по молодости, но вот жаль, что Серебряков тоже в этой дурной компании оказался. Опять же, американцы наших людей в фильме показали убогой карикатурой. Этих родителей уже косвенно выставили глупцами и тиранами раньше, а теперь совсем утвердили в этой роли. Они с презрением относятся к тем, кто им помогает - тем самым армянам. Они только сейчас взялись за сына, хотя, если у них столько денег и он у них один, о чем же они раньше думали? Вот скажите, дорогие американцы, откуда у них столько денег, если они такие властные и недалекие? Или вы думаете в России деньги просто так людям даются? И у нас друг друга за человека не считают, а за вошь? О детях своих не заботятся, если полная нормальная семья? Врете, и врете страшно! Вы русских людей не знаете, а этим фильмом просто распространяете свои стереотипы. Ну, впрочем, может в этом и цель. Вы ведь смотрите какое дело - фильм-то преимущественно о русских. И армянах, которые православные, как и мы, то есть, по вере и культуре нам братья. Даже эта Анора якобы имеет русские корни. И как они показаны? Все - невыросшие дети, которые не умеют общаться, не знают цену богатству, переменчивы, погрязли в пороках, ведомы своими эмоциями и так и норовят попасть в смешную нелепую ситуацию. Вот, пожалуйста, наш портрет с точки зрения американца. Ну тут уж понятно, почему фильм и «Оскара», и «Канны» взял - политика. Выгодно русских в плохом свете выставлять сегодня.

Мама Ивана (слева) шантажирует Анору словно завзятый марвеловский злодей, прямо Танос
Мама Ивана (слева) шантажирует Анору словно завзятый марвеловский злодей, прямо Танос

Кто-то скажет, что я умолчал о персонаже Юры Борисова, который, дескать, хороший, жалеет Анору, когда ее унижают. Вот, создатели фильма все-таки неоднозначно о русских думают, что есть там и хорошие. А вам не кажется, друзья, странным, что этот «хороший» русский живет в Америке и отдельно от этой семьи «плохих» русских, которые обратно в Россию улетают? Не говорят ли нам создатели таким образом: вот, смотрите, хорошие русские хорошие сами по себе, но только если в Америке живут. А русские из России - упыри, которые и семью свою не любят и людей не любят. И вот когда это понимаешь, то и весь герой оказывается искусственным и надувным. Его пальцем ткни - он сдуется. А его еще пытаются создатели выставить как носителя традиционных ценностей. То есть, он с бабушкой живет, девушке незнакомой шарф подает, когда холодно, от наркотиков отговаривает. Вот какой хороший. Нет-нет, не надуете, господа режиссеры - человек истинно традиционных ценностей девушке легкого поведения в интиме откажет, а не то, что мы видели в финале. Он ей должен сказать: «У тебя душа черная от твоего блуда и жажды денег, тебе покаяться надо» - и уехать в закат, к нормальным девушкам.

Герой Юры Борисова. Хочется думать, что в глубине души Юра думает именно так
Герой Юры Борисова. Хочется думать, что в глубине души Юра думает именно так

И вот получается, какой у нас «Оскар» сегодня. Первая половина фильма держится на наготе и сценах секса. Их много, и они ничем не оправданы, кроме действительно искушения зрителя. Актрисушку тоже недурную по внешности выбрали, чтоб люди захотели увидеть раздетой. Ей тоже «Оскара» пхнули, из стыда наверно, что мол, нет, это не за твои нагие прелести, все плакали, как ты играла, не сомневайся! Вторая половина - наглое и бесстыдное высмеивание русских и армян, череда неумелых шуток, как будто подсмотренных из ютуба по запросу «crazy russians». Здесь нет морали и глубокого высказывания, никакого искусства или даже социального комментария. Это скверный анекдот, приправленный скабрезностью. Анекдот, видимо, про нас, а смеется весь мир.

***

Благодарю, что дочитали до конца. Если есть с чем поспорить, пишите в комментарии - мне интересно альтернативное мнение. Также вы можете подписаться на канал. Пишу обо всем, что меня поражает и увлекает - более всего, о современных культуре и технологии.