На следующий день Анна позвонила Ивану. К этому моменту она уже успела, что называется, остыть и понимала, что с братом лучше не ссориться. Без его финансовой поддержки им с Антоном придётся туго, да и за учёбу сына она не сможет сама платить… Только если в кредит залезть, но тогда придётся жить в режиме жёсткой экономии, что тоже было неподходящим вариантом.
Начало здесь. Предыдущая часть
Сама-то она, конечно, может питаться одной гречкой и макаронами, а вот сыну нужно полноценное питание. Мясо, фрукты и многое другое… Да и одевать парня нужно… Нет, зря она вчера бросалась словами, говоря Антону о том, что они справятся без Ивана. Конечно, не справятся… И о какой второй работе может идти речь, если она на одной-то устаёт, еле ноги волочит иногда…
Но поговорить всё-таки нужно, как-то мягко попросить брата больше не воспитывать племянника, не вмешиваться… Иван явно перегнул палку, предложив Антону работать у него уборщиком… Это даже как-то унизительно. Если уж хотел предложить работу, так мог бы что-то поприличнее найти для родного племянника… Хотя с тем, чтобы Антон сейчас работал, Анна была категорически не согласна…
- Привет, Анюта,- ответил на звонок сестры Иван. – Как ты? Как здоровье?
- Спасибо, Ваня, сегодня гораздо лучше. Вчера устала просто, но выспалась и теперь я бодрячком…
- Я рад, но ты всё равно к врачу сходи и проверься, хорошо?
- Схожу, Ваня, как-нибудь… Спасибо за заботу. Я вот что звоню тебе… ты вчера с Антошей разговаривал…
- Ну да, повоспитывал немного племянника, а что? Он тебе пожаловался?
- Нет, что ты! – сразу же встала на защиту сына Анна. – Не жаловался, просто озадачился, и я тоже…
- А что не так?
- Ты, правда, считаешь, что мой сын должен идти работать? Да ещё и уборщиком…
- А почему нет? Я в его годы уже зарабатывал, даже родителям помогал, тогда время как раз было тяжёлое. Ты же помнишь, наверное, зарплаты постоянно задерживали, в стране была разруха…
- Помню, Ваня, было такое… Все выживали, как могли.
- Ну да, а я тогда на рынок подрядился, помогал там местным торговцам, и хоть небольшую денежку, но зарабатывал. А иногда что-то из продуктов мне давали. Для родителей это хорошая помощь была… Помню, как мама расплакалась. Она не знала на что хлеба купить, а тут я пришёл с деньгами, да ещё и пакет овощей принёс… Борща мама наварила… Без мяса, правда, но всё равно было очень вкусно…
- Всё так, Ванечка, - вздохнула Анна. – Но ведь те времена, к счастью, остались в прошлом. Сейчас вот какая необходимость парню – студенту идти работать? Это же на учёбе может плохо сказаться, будет уставать и не останется сил на то, что действительно сейчас важно…
- Ну я же как-то выучился, Анюта. А Антону я предложил прекрасный вариант заработать деньги. Всего два часа в день! Да он за компом больше времени проводит! А тут бы и подвигался с тряпкой в руках, и деньжат бы заработал… Парню понять нужно, как деньги достаются… А то ведь любит и одеваться модно, и покушать вкусно…
- Ты как будто попрекаешь, Ваня…
- Нет, хотел небольшой урок преподать племяннику, пока жизнь за меня это не сделала… А жизнь иногда бывает очень жестока… Ты уж извини, сестрёнка, но мне вчера больно было смотреть на тебя… Такая уставшая, из последних сил беляшей нажарила… Совсем не жалеешь себя…
- Ваня, у меня всё нормально, я справляюсь. А парень пусть учится, не надо ему работать. Да ещё и уборщиком…
Анна хотела высказать брату ещё и своё недовольство тем, что тот заставил Антона мыть посуду, в результате чего парень порезал руку, но промолчала…
- Ну как знаете, я просто предложил… - сказал Иван и попрощался с сестрой…
У Анны после разговора с братом на душе остался неприятный осадок… Что же это, Иван считает Антона трутнем? Себя в пример ставит… Тоже мне, нашёл, что вспомнить… В девяностые годы все выживали, как могли… Но теперь другие времена…
Несколько дней Антон не ходил на занятия в институт, ссылаясь на больную руку. И хотя его порез не был глубоким и никак не мешал парню вести привычный образ жизни, Анна шла на поводу у сына… Только однажды спросила у Антона, не будет ли у него проблем из-за пропусков…
- Мы же к врачу не обращались, справку не сможем предоставить…
- Да всё будет норм, - заверил мать юноша. – Никто на посещаемость не смотрит у нас. Главное, потом на экзамены явиться и зачёты сдать…
- Ну ты хоть дома готовься к экзаменам…
- А я что, по-твоему, делаю? – недовольно буркнул Антон. – Конечно, готовлюсь… Пока ты на работе, я целый день за учебниками сижу.
- Хорошо, сынок,- ответила Анна и успокоилась. Всё нормально, сын уже взрослый и сам знает, что делать…
Но женщина ошиблась… Выяснилось, что её сын и до этого систематически пропускал занятия в институте, накопил много долгов и в итоге оказался не допущен к сессии…
Когда Анне Вадимовне позвонили из деканата и сообщили об этом и о том, что её сын кандидат на отчисление, она была в шоке…
- Антон, ну как же так? – воскликнула женщина. – Тебе нужно срочно исправлять ситуацию…
- Ничего я исправлять не собираюсь, - ответил Антон. – Я больше не хочу там учиться…
- Как это… не хочешь… - опешила Анна.
- А вот так, мне не нравится… Неинтересно, и вообще, это не моё… Я ещё не определился с выбором будущей профессии…
- Но дядя Иван заплатил за первый семестр… Эти деньги мы уже не вернём…
- И что? За второй же не платил… А учиться я больше не хочу…
- И что ты будешь делать?
- Не знаю…
- Ты понимаешь, что тебя сейчас отчислят и весной заберут в армию, - Анна была готова разрыдаться…
Антон ничего не ответил матери, нацепив наушники и прилипнув к экрану ноутбука…
Не зная, что ей делать, Анна собралась и поехала к брату, предварительно позвонив ему и сообщив о своём визите.
- Что случилось, Анюта? – спросил Иван, впуская сестру в квартиру. – На тебе лица нет. Ты плакала? Давай проходи в комнату, и всё мне расскажешь…
И Анна рассказала о том, что Антон решил бросить институт. Но больше всего женщину волновало то, что теперь её единственного и обожаемого сына заберут в армию…
- Ванечка, я умоляю тебя, помоги!
- И как я могу тебе помочь? – довольно сухо спросил Иван.
- У тебя же связи везде, я знаю… И ты как-то говорил, что наш военком – твой бывший одноклассник…
- Да, это так… К чему ты клонишь, Аня?
- Поговори с ним! Нужно дать ему взятку, Ваня… Мы не можем допустить, чтобы Тошечка пошёл в армию… Он же такой домашний мальчик, он там не сможет…
- Все могут, а Антон не сможет? Я отслужил срочку, и как видишь, смог… Твой Антон – здоровый молодой лоб, и армия ему только на пользу пойдёт… Хоть там его уму – разуму научат…
- Да ты что такое говоришь, Ваня? – Анна не могла поверить, что Иван говорит это всерьёз.
Женщина не сомневалась, что брат поддержит её и поможет не допустить того, чтобы Антона забрали в армию. Но к такой реакции Ивана она была совершенно не готова…
- А что я говорю? – спокойно ответил брат. – Нашему с тобой отцу и в голову не пришло отмазывать меня от армии… У Антона нет отца, будем считать, что я вместо него, поскольку забочусь о вас. Так вот, я ничего не собираюсь делать… Пусть идёт и служит, раз бросил институт…
- Но… - Анна не знала, какие слова и аргументы подобрать, чтобы убедить брата в том, что он не прав. – Тошечка там не выдержит… Эта казарма, невкусная столовская еда, всякие марш-броски и прочие армейские ужасы… Это не для моего мальчика. Неужели тебе совсем не жаль племянника? А если бы у тебя самого был сын, ты бы тоже отправил его служить?
- Конечно. Если бы здоровье позволяло моему сыну исполнить долг перед Родиной, я бы никак не стал этому препятствовать, - уверенно ответил Иван.
- Ты так говоришь потому, что у тебя нет сына. У тебя дочь. А за племянника душа не болит, конечно! – в слезах воскликнула Анна.
- Вот как раз наоборот, Аня. Знаешь, я долго молча наблюдал, как ты калечишь собственного ребёнка.
- Что я делаю? – округлила глаза сестра.
- Калечишь, – повторил Иван. - Потом попытался хоть как-то на это повлиять. Но бесполезно, потому что много времени было упущено. Пора преподать Антону жизненные уроки. Поэтому пусть идёт в армию, когда будет весенний призыв, а пока будет работать у меня и отрабатывать те деньги, которые я потратил на его обучение…
- Что?! – закричала Анна. – Ты заставишь племянника отрабатывать деньги? Скажи, что это дурацкая шутка… Я не верю, что ты на такое способен.
- Послушай, Анюта, по-твоему, мне деньги очень легко достаются? Или, может, у меня печатный станок в шкафу? Нет, я тебя разочарую. Всего, что я имею, я добился сам. Начинал с нуля… Не боялся никакой работы, по кирпичику создавал своё дело…
- Зачем ты мне всё это говоришь, Ваня? Я это и так знаю…
- Говорю для того, что я несколько лет помогал тебе и Антону, понимая, что вам приходится тяжело и рассчитывать не на кого. Но я не готов выбросить свои деньги на ветер. А сейчас так и вышло. Антон бросил институт, и то, что я заплатил за первый семестр, мне уже никто не вернёт. Вот пусть Антон и возвращает… Пора нести хоть какую-то ответственность за свои поступки… Да и нужно же ему чем-то заниматься, пока не заберут в армию… Поэтому передай ему, что завтра я жду его у себя в офисе, пусть приходит с документами.
- Ваня, я не верю… - Анне казалось чудовищным то, что сказал ей брат…
- А ты поверь. И в первую очередь в то, что твой сын уже взрослый парень. Мужчина! Пора оторвать его от своей юбки и позволить получше узнать жизнь…
- И кем же ты его возьмёшь? Уборщиком?
- Думаю, что сейчас, когда он бросил учёбу, я возьму его на полный рабочий день… Какую-то часть из зарплаты я буду удерживать в счёт долга за учёбу, остальное будет получать на карту, как положено… Извини, Аня, но своего решения я не изменю. Завтра жду Антона.
- Не ожидала я от тебя, Ваня… - сказала Анна и, не прощаясь, покинула квартиру брата.
- Вань, ты не перегнул палку? – спросила у мужа Ирина, когда родственница ушла. – Я слышала твой разговор с сестрой.
- Нет, Иришка. Давно пора было что-то сделать для исправления ситуации, я слишком долго терпел. И поверь, это всё пойдёт Антону на пользу… Анька совсем его испортила, разбаловала, носится с ним как с писаной торбой, потакает во всём…
- Ну так, она мать, любит сына, тем более, одна его воспитывает…
- Вот у таких матерей и вырастают ни к чему не приспособленные дети, которые потом всю жизнь пьют соки из родителей, считая, что те им должны по гроб жизни…
- Антон, правда, будет отрабатывать то, что ты потратил на его учёбу?
- Будет. И поверь, дело тут не в моей скупости. Уж ты-то хорошо знаешь, что я далеко не жадный человек. Просто я хочу, чтобы племянник кое-что понял… И очень надеюсь, что ещё не поздно…