Политика и искусство бывают тесно связаны, и церемония вручения премии «Оскар» — яркое тому подтверждение. За годы существования этой награды сцена голливудского театра «Долби» становилась не только местом триумфа киноиндустрии, но и ареной для громких политических заявлений и жестов. Некоторые моменты, произошедшие во время награждений, вошли в историю не только кинематографа, но и мировой цивилизации.
Самые памятные политические выступления
Одним из самых известных случаев стало выступление Марлона Брандо на церемонии 1973 года. Актёр, получивший награду за роль в «Крёстном отце», отказался выходить на сцену. Вместо него на сцене появилась представительница коренного американского населения Сашин Литлфезер, которая зачитала заявление актёра, осуждающее отношение Голливуда и США к индейцам. Это вызвало бурю эмоций: кто-то поддержал Брандо, другие — осудили его за использование сцены в политических целях.
Ещё один яркий момент связан с церемонией 2003 года. Когда Эдриан Броуди получил «Оскар» за роль в фильме «Пианист», он не только эмоционально благодарил коллег, но и выразил протест против войны в Ираке, призывая к миру. Однако самым громким антивоенным выступлением той ночи стала речь режиссёра Майкла Мура, который, получая награду за документальный фильм «Буллинг для Колумбины», открыто раскритиковал администрацию Джорджа Буша за вторжение в Ирак. Его выступление было встречено одновременно аплодисментами и недовольным гулом из зала.
В 2016 году церемония запомнилась протестами против отсутствия расового разнообразия среди номинантов, что привело к кампании #OscarsSoWhite («Оскар слишком белый»). Многие звёзды бойкотировали мероприятие, а Крис Рок, ведущий церемонии, построил свою вступительную речь вокруг этой темы, шутя, но при этом обнажая серьёзную проблему расового неравенства в киноиндустрии.
В 2020 году «Оскар» вновь стал платформой для громких заявлений. Хоакин Феникс, получивший награду за роль в фильме «Джокер», использовал свою речь для обсуждения проблем экологии, защиты животных и социальной несправедливости.
Эти и многие другие моменты показывают, что «Оскар» — это не только про кино. Это сцена, где искусство встречается с реальной жизнью, а звёзды используют свою популярность, чтобы говорить о важных для общества темах. В эпоху социальных сетей такие заявления приобретают ещё большую значимость, становясь частью глобальных дискуссий.
Политика на «Оскаре-2025»
Политические высказывания на «Оскаре» звучали и в 2025 году. Удивительно, что с учётом потрясений внутри Америки и во всём мире, их было маловато. Да, и прозвучавшие были на редкость скромны и так завуалированы, что не все их и заметили.
Церемония ещё не успела толком начаться, как ведущий Конан О'Брайен и комик Адам Сэндлер послали первую шпильку в сторону Дональда Трампа. Их реприза о дресс-коде — «ты не в смокинге, пошёл вон» — явно пародировала недавний скандальный инцидент в Овальном кабинете Белого дома. Пока кто-то недоумевал над этой шуткой, зрители, внимательно следящие за политической обстановкой, сразу уловили её подтекст.
Выступление Зои Салданьи, получившей «Оскар» за второстепенную женскую роль, выглядело как стандартная благодарственная речь, но её упор на том, что она — дочь иммигрантов, прозвучал как завуалированный комментарий к политике ужесточения иммиграционного режима, набравшей обороты при Трампе. Возможно, для российской аудитории это выглядело обыденно, но в США подобное заявление не осталось незамеченным.
Самое краткое, но при этом самое прямолинейное заявление сделала Дэррил Ханна. Едва выйдя на сцену, чтобы объявить номинантов на лучший монтаж, она произнесла всего два слова: «Slava Ukraine». Ответа "geroyam slava" из зала не последовало, но аплодисменты раздались мгновенно. В англоязычных СМИ обсуждают это высказывание даже больше, чем саму награду, а официальная российская пресса, напротив, старается не заострять на этом внимания.
Одним из самых запоминающихся моментов вечера стало выступление Эдриана Броуди. Получив статуэтку за главную роль в фильме «Бруталист», он не просто поблагодарил коллег, а произнёс самую длинную речь в истории «Оскара». Вместо положенных 45 секунд он говорил 5 минут и 40 секунд. Несмотря на попытки оркестра заглушить его слова. Броуди настоял на своём и произнёс эмоциональную речь о войнах, антисемитизме, расизме и необходимости борьбы за мир:
«Я снова здесь, чтобы проявить затянувшиеся травмы и последствия войны, систематического угнетения, антисемитизма, расизма и отчуждения, и я верю, что молюсь за более здоровый, счастливый и инклюзивный мир, и я верю, что, если прошлое и может нас чему-то научить, так это не оставлять ненависть без контроля. Давайте бороться за то, что правильно. Продолжайте улыбаться, продолжайте любить друг друга. Давайте исцеляться вместе».
Таким образом, «Оскар-2025» ещё раз доказал, что эта церемония давно перестала быть просто праздником кино. В эпоху социальных и политических потрясений сцена «Оскара» остаётся одной из важнейших платформ для заявлений о самых острых проблемах современного мира.
Фильмы-номинанты, как отражение социальных переживаний
И, разумеется, сами фильмы-номинанты в этом году не обходили вниманием самые актуальные мировые проблемы. Как я уже писал в тексте про тенденции, проявившиеся на «Оскар-2025», во многих из них отразился ужас перед фашизмом, который вдруг, в начале 21-го века, поднял голову по обе стороны океана.
Самая спорная и награда, кстати, тоже связана с политикой. И в то время, как большинство копий ломается вокруг того, справедливо ли лучшим фильмом названа «Анора» и кто заслужил награду за лучшую женскую роль — Деми Мур или получившая Майки Мэдисон, — гораздо важнее и поразительнее награда в номинации «Лучший документальный фильм».
Документальный фильм «Нет другой земли» (No Other Land) рассказывает о жизни палестинской общины в регионе Масафер-Ятта на Западном берегу, подвергающейся угрозе выселения и разрушения со стороны израильских военных. Главный герой фильма, палестинский активист Базель Адра, с детства сопротивляется насильственному переселению своего народа, документируя постепенное уничтожение родных деревень, где израильские солдаты сносят дома и выселяют жителей под предлогом создания военной зоны. В процессе своей борьбы он знакомится с израильским журналистом Ювалем Абрахамом, и между ними возникает неожиданная дружба, несмотря на различия в их жизненных условиях: Базель сталкивается с постоянным угнетением, тогда как Юваль пользуется свободой и безопасностью.
Фильм создан палестино-израильским коллективом из четырех активистов: Базеля Адры, Хамдана Баллала, Юваля Абрахама и Рэйчел Шор. Премьера фильма состоялась на 74-м Берлинском международном кинофестивале, где он получил премию зрительских симпатий за лучший документальный фильм в программе «Панорама», а также награду за лучший документальный фильм Берлинале. В 2025 году «Нет другой земли» был удостоен премии «Оскар» за лучший документальный фильм.
Несмотря на международное признание, фильм вызвал споры, особенно в Израиле. Министр культуры Израиля Мики Зоар назвал вручение «Оскара» этому фильму «печальным моментом для мира кино». Почему? Потому что невозможно не заметить необъективность этой отчётливо анти-семитской агитки. В фильме представлена односторонняя точка зрения на сложный израильско-палестинский конфликт, что можно считать попыткой манипуляции общественным мнением. Попыткой удавшейся, если учитывать, как «Нет другой земли» привечена на разных фестивалях, а теперь ещё и отмечена «Оскаром».