Немецкий солдат Иоганн Шильтбергер, будучи участником крестового похода против турок, попал в плен к османскому султану Баязиду I после неудачной для европейских крестоносцев битве при Никополе 28 сентября 1396 г. Став личным рабом османского султана, он второй раз попал в плен уже к Тамерлану, который разгромил войско Баязида I в битве у Анкары в 1402 г. Всего в плену Шильтбергер провел более 30 лет. Он оставил интересные мемуары о своих похождениях по Азии. В частности, у него есть рассказ о «ястребином замке» якобы расположенном в горах близ города Гиресун на севере Турции. Это место известно как крупный центр культа анатолийской Богини Матери, праздник в ее часть справляется там до сих пор.
В образе прекрасной девушки ястребиного замка без труда угадывается верховная богиня Анатолии, которая выступает здесь в облике характерном для ее фригийских изваяний, где она изображалась с хищной птицей (ястребом) в руке.
В горах существует замок, именуемый ястребиным (sperwer burg). Там находится прекрасная девица и ястреб, сидящий на шесте. Тот, кто из приходящих туда сторожит трое суток не засыпая, получает от этой девицы все, что он потребует честного. Кто прободрствует положенные трое суток, идет в замок и видит там прекрасный дворец и пред ним на шесте ястреб, который, при виде чужого человека, начинает кричать.
Тогда девица выходит из своей комнаты, идет к нему на встречу и говорит: ты мне служил стражею в течение трех суток, а потому все твои требования, если только они не бесчестны, будут исполнены. Так и бывает. Если же у ней требуют что-нибудь обличающее тщеславие, нецеломудрие и жадность, то она проклинает просителя с его родом, дабы они никогда более не могли быть почитаемы...
...Когда я с товарищами находился в его окрестностях, мы просили человека, чтобы он свел нас к замку и дали ему за это денег. По прибытии нашем туда, один из моих товарищей вознамерился остаться там и бодрствовать; но проводник наш ответствовал ему, говоря, что он пропал бы без вести, если бы не удалось ему выполнить условие. Притом замок этот до такой степени был окружен хворостником, что нельзя было иметь к нему доступ. Кроме того, и греческие священники запрещают туда входить, говоря, что в этом деле вмещен не Бог, но дьявол. Иоганн Шильтбергер
Несомненно ранней формой фригийской Богини Матери (Матар) была хатто-хеттская богиня охоты и животного мира Инара. Она была покровительницей столицы хеттов города Хаттуса. С большой вероятностью ее образ воспроизводится на хеттском серебренном ритоне 15-13 вв. до н.э. из коллекции музея Метрополитен. Внизу, на прорисовке с этого кубка можно видеть сидящую богиню с чашей и хищной птицей, рядом с ней на олене стоит ее спутник — хеттский бог охоты Курунта, он тоже держит в руке ястреба и посох — древний символ власти, в данном контексте видимо речь идет о власти над живой природой.
Очень вероятно, что образ ранней богини со временем раздвоился, поэтому у хеттов появились два верховных божества, отвечающих за господство над животным миром — кроме Инары появился ее мужской эквивалент известный под разными именами — Курунта, Иннара (это уже мужское имя), у лувийцев Рунтия. Скорее всего пастушеский посох и птицу этот бог дикой природы унаследовал от богини Инары, изначально это были ее символы.
Но бог охоты в Малой Азии не прижился, так как в железном веке властью над дикой природой стали обладать только женские индоевропейские персонажи — прежде всего греческая Артемида, а также фригийская Кибела.
Кибела во Фригии сохранила более отчетливые черты (символы) богини Инары, хотя в знаменитом храме Артемиды в Эфесе тоже были найдены изображения хищных птиц (ястребов).
Ранние фригийцы изображали Кибелу (фриг. Матар — мать) всегда с хищной птицей в руке. Интересно, что извечные символы Богини Матери — львы, появились во Фригии рядом с ней далеко не сразу. На самых ранних изображениях Матар держит в руках только ястреба и чашу (как на первом фото).
В связи с этим имеет смысл рассматривать рассказ Иоганна Шильтбергера о девушке с ястребом как отражение ранних именно фригийских мифологических представлений в районе Гиресуна (на черноморском побережье Турции).
У нас есть также сообщение о верховной богине на Кавказе от Иоанна де Галонифонтибуса, т.е. Иоанна III, католического архиепископа Султании — столицы улуса Хулагу в Персии, видимо он также был епископом в Нахичевани. В своем произведении «Книга познания мира» (1404 г.) он писал о Диане или «царицы небесной», живущей в горах. Несомненно речь шла о Дали — главной богине Кавказа.
Их (мингрел и грузин) вера и все, что их окружает — наихудшие из ересей, ибо они верят, что местопребывание и жилище царицы небесной, или Дианы, находятся в этих очень высоких горах, где она обитает вместе со своими нимфами, амазонками и сатирами, пируя днем и ночью, и если ты обратишься к ней за чем-либо, то это будет тебе даровано. Тот, кто готов принести ей жертву, должен доставить ее к ней и сразу же после жертвоприношения забрать жертву обратно, а это бывает иногда раз в двадцать лет, а в других случаях в более длительное или возможно даже в короткое время. Иоанн де Галонифонтибус «Книга познания мира» 1404 г.
Интересно, что в этих ранних рассказах о горных богинях Малой Азии и Кавказа отсутствуют упоминания сексуальных связей оных с посещавшими их охотниками и прочими просящими чего-либо. В поздних источниках та же богиня Дали всегда вступает в связь с ее гостями. Это по сути главный мотив подобных историй. У Иоганна Шильтбергера гость ястребиного замка должен не спать три дня и быть целомудренным, чтобы получить какие-то блага от «горной девушки». У епископа Иоанна посетитель приносит жертву богине Диане. Видимо у этих авторов отображены отголоски реальных культовых действий, включавших ночные бдения в том числе.