Найти в Дзене
Фантазии на тему

Свекровь на выданье

В тот пасмурный октябрьский день Марина особенно остро ощутила, как изменилась её свекровь за последние два года. Алла Петровна, некогда элегантная и энергичная женщина, известная всему району своей борьбой за чистоту микрорайона, эрудицией и великолепной выпечкой, теперь целыми днями сидела в старом халате перед телевизором, механически переключая каналы. После смерти мужа она словно потеряла вкус к жизни. Даже любимые фиалки на подоконнике, за которыми она когда-то так трепетно ухаживала, теперь стояли запылённые и одинокие. Марина принесла свежие пирожные из новой французской кондитерской – раньше Алла Петровна обязательно оценила бы и воздушное тесто, и изысканную глазурь, но сейчас даже не взглянула на красивую коробку. – Мам, а давайте я вам волосы уложу? – предложила Марина, расставляя на столе принесённые сладости. – У меня новый стайлер появился, просто чудо! Знаете, как здорово получается? Алла Петровна безразлично пожала плечами, не отрывая взгляда от экрана: – Зачем? Кому я

В тот пасмурный октябрьский день Марина особенно остро ощутила, как изменилась её свекровь за последние два года. Алла Петровна, некогда элегантная и энергичная женщина, известная всему району своей борьбой за чистоту микрорайона, эрудицией и великолепной выпечкой, теперь целыми днями сидела в старом халате перед телевизором, механически переключая каналы. После смерти мужа она словно потеряла вкус к жизни. Даже любимые фиалки на подоконнике, за которыми она когда-то так трепетно ухаживала, теперь стояли запылённые и одинокие.

Марина принесла свежие пирожные из новой французской кондитерской – раньше Алла Петровна обязательно оценила бы и воздушное тесто, и изысканную глазурь, но сейчас даже не взглянула на красивую коробку.

– Мам, а давайте я вам волосы уложу? – предложила Марина, расставляя на столе принесённые сладости. – У меня новый стайлер появился, просто чудо! Знаете, как здорово получается?

Алла Петровна безразлично пожала плечами, не отрывая взгляда от экрана:

– Зачем? Кому я теперь нужна... Да и куда мне ходить? Разве что в магазин за хлебом.

И тут Марину осенило. Она вспомнила недавний разговор с коллегой, которая рассказывала, как её тётя в шестьдесят пять лет нашла спутника жизни через интернет. Недолго думая, она достала телефон и открыла сайт знакомств:

– А вот и посмотрим, кому! Знаете, сколько сейчас прекрасных, интеллигентных мужчин вашего возраста ищут спутницу жизни? И между прочим, многие – настоящие интеллектуалы. Профессора, художники, музыканты... Как раз для вас!

Операция "Анкета"

Следующие два часа превратились в настоящую фотосессию. Марина с энтузиазмом экспериментировала с освещением, ракурсами и нарядами, попутно рассказывая свекрови о современных тенденциях онлайн-знакомств. Они перебрали весь гардероб Аллы Петровны, и Марина с удивлением обнаружила, сколько элегантных вещей хранится в шкафу свекрови.

– Этот шёлковый жакет просто восхитителен! И цвет вам так идёт... А эти жемчужные серьги! Почему вы их не носите?

– Витя подарил на серебряную свадьбу, – тихо ответила Алла Петровна, и глаза её подозрительно заблестели.

– Тем более надо носить! – решительно заявила Марина. – В память о хорошем...

– Главное – быть естественной, – приговаривала она, делая очередной снимок. – О, этот получился особенно удачно! Вы тут прямо как Софи Лорен! Посмотрите, какой благородный профиль!

– Что ты выдумываешь! – всплеснула руками Алла Петровна, но было заметно, что комплимент ей приятен. – Какая Софи Лорен в моём возрасте? Хотя... помню, в молодости мне часто говорили, что есть что-то похожее...

Вечером, когда внук Кирюша уже спал, а сын Игорь уехал на ночное дежурство в больницу, женщины занялись составлением профиля на сайте знакомств. Марина старательно печатала под диктовку свекрови, иногда внося свои коррективы:

"Интеллигентная дама, 62 года, филолог по образованию. Ценю классическую литературу, театр и хорошую музыку. Люблю готовить, особенно удаются пироги. Вяжу, увлекаюсь садоводством. Ищу спутника для душевных бесед, совместных походов в театр и уютных вечеров за чашкой чая..."

– А теперь самое главное – фотографии! – Марина придирчиво отобрала три лучших снимка. – Эту поставим основной – вы тут такая одухотворённая. А эту, где вы смеётесь – второй. Пусть видят, какая вы весёлая и энергичная!

Первые отклики

Результаты не заставили себя ждать. Уже через неделю в почтовом ящике Аллы Петровны появились первые сообщения. И далеко не все они были приятными.

– Вот, полюбуйтесь, – хмыкнула Марина, просматривая очередное письмо. – Некий "бизнесмен" Леонид, 45 лет, ищет "зрелую даму с квартирой в центре". И фотография – явно из интернета скачана, какой-то американский актёр.

– А этот и того лучше, – Алла Петровна протянула невестке планшет. – Пишет, что нефтяной магнат из Сибири, но временно в затруднительном положении. Просит одолжить сто тысяч на билет до Москвы.

– Ничего себе! – возмутилась Марина. – Давайте его сразу в чёрный список. И вообще, я тут почитала про мошенников на сайтах знакомств – нам надо быть осторожнее.

Был и совсем неприятный случай. Некто, представившийся "поклонником классической литературы", после нескольких вполне интеллигентных сообщений вдруг начал присылать весьма фривольные фотографии.

– Боже мой, – всплеснула руками Алла Петровна, – в мои времена за такое дуэли устраивали! Марина, как это забыть теперь?

– Сейчас кнопочку "пожаловаться" нажмём, и всё, – успокоила её невестка. – А этого товарища тоже в чёрный список.

Были и забавные моменты. Один настойчивый поклонник, узнав о кулинарных талантах Аллы Петровны, присылал ей каждый день фотографии своего холостяцкого ужина с подписью "Так и живу..."

– Так, этот пишет, что любит рыбалку и походы... – Марина качала головой. – Нет, не ваш вариант. Представляете себя с удочкой на берегу в пять утра?

Алла Петровна рассмеялась:

– Боже упаси! Хотя Витя тоже любил рыбалку... Правда, я с ним ездила только за компанию, книжку почитать на природе.

– А вот следующий любопытный – бывший дирижёр, обожает оперу... – Марина присмотрелась к фотографии. – Хотя нет, тут что-то не так. Я эту фотографию точно где-то видела... Ага! – она торжествующе открыла страницу известного дирижёра. – Вот он, наш "поклонник" – фото украл у народного артиста!

– Господи, Мариночка, может, и правда не стоило затевать всё это? – растерялась Алла Петровна. – Столько жуликов вокруг...

– Нет уж, мы не сдадимся! – решительно заявила Марина. – Будем тщательнее проверять. Смотрите, а вот это письмо интересное – от профессора истории Владимира Сергеевича. И пишет грамотно, без ошибок, и фотография солидная, судя по всему, настоящая – на фоне университетской библиотеки...

Действительно, профессор истории выгодно отличался от остальных кандидатов. Он писал интересно, без современных сокращений и смайликов. В его словах чувствовалась та самая старая школа, которую так ценила Алла Петровна. Он рассказывал о своей работе в университете, о любимых исторических периодах, упоминал любимые спектакли и музыкальные произведения.

– Мам, а он вам чем-то напоминает Виктора Михайловича, – задумчиво произнесла Марина. – Та же интеллигентность, те же интересы... И знаете что? Я его проверила – он правда преподаёт в университете, есть на сайте кафедры.

Неожиданная встреча

День первого свидания выдался на редкость солнечным, несмотря на прогноз дождя. Марина помогала свекрови собираться, как будто та шла на важное выступление. Впрочем, разве это не было важным выступлением?

– Синее платье – самое то! – командовала Марина. – И туфли эти, на небольшом каблуке. А волосы давайте чуть начешем у висков – так объёмнее будет. И капельку маминых духов... Помните, тех самых, французских?

Алла Петровна достала из шкафа красивый флакон:

– Витя привёз из командировки в Париж... Я их берегла для особых случаев.

– Так вот он и настал – особый случай!

Встреча была назначена в небольшом кафе в центре города. Алла Петровна нервничала так, что даже забыла дома очки. Но как только она увидела своего кавалера, что-то в его облике показалось ей удивительно знакомым...

Судьба играет в свои игры

День первого свидания выдался пасмурным, как и настроение Аллы Петровны. Она уже пожалела, что согласилась на эту авантюру с сайтом знакомств, но Марина так настаивала...

Кафе было выбрано неподалеку от театра – нейтральная территория, где можно быстро попрощаться, если встреча не заладится. Алла Петровна нервно поправила воротничок блузки и в который раз посмотрела на часы.

И вдруг она услышала знакомый голос: "Алла? Алла Воронцова?"

Перед ней стоял Владимир Котов – её главный оппонент со студенческих лет. Они учились на одном курсе филфака, и их противостояние было легендой факультета. Вечные споры о Достоевском, яростные дискуссии о символизме, непримиримые позиции по поводу современной литературы...

Они как раз увлечённо обсуждали новую постановку "Мастера и Маргариты", когда дверь кафе распахнулась, и на пороге появился Игорь. Он замер, не веря своим глазам. Его мать, всегда такая сдержанная и строгая, сидела за столиком с незнакомым мужчиной, раскрасневшаяся, с блестящими глазами, и что-то горячо доказывала, размахивая руками.

Их взгляды встретились. Алла Петровна осеклась на полуслове, краска схлынула с её лица. Игорь медленно развернулся и вышел, даже не закрыв за собой дверь. Это молчаливое осуждение оказалось хуже любых слов.

Вечером разразился настоящий скандал.

– Ты что, совсем с ума сошла? – Игорь метался по комнате. – Сайты знакомств? В твоём возрасте? Что скажут люди? Что подумают мои коллеги? Да это же наверняка какой-нибудь мошенник…

– А что они должны подумать? – вступилась Марина. – Что твоя мама – живой человек? Что она имеет право на счастье?

– Какое счастье? – взорвался Игорь. – Она же... она же... – он запнулся, подбирая слова.

– Я же что? – тихо спросила Алла Петровна. – Старая? Не имею права на личную жизнь? Должна сидеть дома и вязать носки?

Следующие недели превратились в холодную войну. Игорь демонстративно не замечал новых нарядов матери, её помолодевшего лица, её горящих глаз. Он старательно игнорировал любые упоминания о театре и выставках, куда она теперь часто ходила.

А Владимир Сергеевич и Алла Петровна продолжали встречаться. Они ходили в консерваторию, спорили о новых постановках, гуляли по старому городу. Иногда он приносил ей старые издания любимых книг – из своей коллекции. Она угощала его пирогами – теми самыми, знаменитыми, рецепт которых когда-то достался ей от бабушки.

Перелом наступил неожиданно. Однажды вечером Игорь забежал к матери за какими-то документами и застал такую картину: Алла Петровна и Владимир Сергеевич сидели в креслах друг напротив друга, увлечённо обсуждая какую-то книгу. На столике между ними стояли две чашки остывшего чая и лежал старый, потрёпанный томик...

– "Братья Карамазовы"? – невольно вырвалось у Игоря, когда он разглядел обложку.

– Первое издание, – с гордостью сказал Владимир Сергеевич. – Хотите взглянуть?

И что-то дрогнуло в душе Игоря. Он вспомнил, как в детстве мать читала ему Достоевского, как объясняла сложные места, как горели её глаза, когда она рассказывала о любимых героях... Точно так же, как сейчас.

С того вечера лёд начал таять. Сначала медленно, почти незаметно. Игорь стал задерживаться, когда заходил к матери. Иногда включался в их дискуссии о литературе. А однажды даже пригласил Владимира Сергеевича на семейный ужин.

– Знаешь, – сказал он как-то Марине, – я, кажется, начинаю понимать...

– Что именно? – улыбнулась она.

– Что дело не в возрасте. Дело в том, чтобы найти своего человека. Того, с кем можно спорить о книгах до хрипоты. Или о пирогах. Или молчать часами. И понимать друг друга без слов.

А Алла Петровна и Владимир Сергеевич продолжали встречаться. Они не строили планов и не давали обещаний. Просто оказалось, что даже в шестьдесят с лишним можно начать жизнь заново. И что иногда самые важные встречи происходят именно тогда, когда ты к ним готов. Даже если для этого понадобился сайт знакомств и упрямая невестка с неуёмной фантазией.

---

Автор: Татьяна Томилова