Личные дела офицеров, кандидатов в ВКП(б), ВЛКСМ, кадровые личные дела, уголовные дела репрессированных являются очевидным источником информации в отношении человека, чье дело удалось найти. Но в автобиографиях, которые иногда встречаются в подобных делах, можно найти сведения и о членах семьи составителя автобиографии и даже такие подробности, которые становятся ключом к семейным тайнам и загадкам.
Приведу пример из личного опыта. Зная дату и место рождения своей бабушки Бахтияровой (в девичестве) Надежды Ивановны: с. Болотное Новосибирской области, я получил справку Архива Новосибирской области о том, что в этот день в этом селе есть запись о рождении только Надежды Ивановны Воробьевой, у которой по актовой записи родители были из с. Большое Плутково Калязинского уезда Тверской губернии. Мой отец – сын Надежды Ивановны – ничего про родителей своей мамы, про другую фамилию и про Тверскую губернию не знал. Он был полностью уверен, что семья бабушки из коренных сибиряков.
Три года я пытался выяснить, может ли моя бабушка быть Воробьевой или она родилась в другом месте или в другой день. Получены десятки ничего не дающих мне ответов из всевозможных инстанций, заказаны и изучены все актовые записи и метрические книги за ближайшие годы – ничего. При этом документы о том, что Бахтиярова Н.И. жила, училась и работала в Болотном как минимум с 1937 года, были получены. Признаться, я уже отчаялся выяснить истину о происхождении бабушки, но тут подоспел господин Великий случай.
Спустя какое-то время я составлял родословную своего деда — мужа Надежды Ивановны. В Центральном архиве Министерства обороны получил его учетно-послужную карточку офицера, и в придачу мне дали копию контрольной карточки на выданный военный билет офицера запаса, где говорилось, что военный билет деду выдан в таком-то военкомате по месту жительства.
С тех пор прошло 53 года, и надежда на то, что в военкомате сохранилось дело майора запаса, была весьма призрачна. Да и допустят ли меня к этой информации? Я позвонил в военкомат, и меня соединили с пожилой дамой, которая, выслушав мою историю, на удивление прониклась и предложила подъехать, напоследок предупредив о том, что вероятность что-либо найти будет невелика. Приехав, я показал сотруднице архивного отдела военкомата контрольную карточку военного билета. Не прошло и 10 минут, как на столе лежало личное дело деда с его фотографией, где было даже две автобиографии — 1953 и 1955 годов. Прочитав несколько страниц, я замер от удивления. В одной из автобиографий говорится о родителях супруги. «Из родителей жены есть только мать — Бахтиярова Мария Алексеевна. До 1920 года проживала в Калининской области; в 1920 году переехала в г. Болотное Новосибирской области, где и проживает до настоящего времени». Несмотря на то, что эти сведения не прояснили, почему фамилия отца Н.И. Бахтияровой была Воробьев, у меня лично отпали всякие сомнения, что справка о рождении Н.И. Воробьевой свидетельствовала именно о рождении нашей Н.И. Бахтияровой. Вероятность того, что в селе Болотное в один день родились две Надежды Ивановны, да еще и у обеих родители из Тверской губернии, близилась к нулю, а значит, Н.И. Воробьева и Н.И. Бахтиярова — это один и тот же человек. Позже в метрических книгах деревни Большое Плутково Калязинского уезда я обнаружил и Воробьевых, и Бахтияровых. По ревизским сказкам и переписным книгам удалось проследить обе родовые ветки до конца 17 века.
Резюмируя вышесказанное, хочу еще раз подчеркнуть, что личные дела, и в особенности автобиографии, могут быть ценными источниками генеалогической информации не только в отношении «главного героя» личного дела, но и в отношении членов его семьи и даже их родителей. Личные же дела офицеров, уволенных в запас после ВОВ, все еще могут храниться в военкоматах по последнему месту жительства офицера или по месту жительства офицера на дату увольнения в запас.
Помочь найти личное дело или место его хранения может искусственный интеллект (ИИ). Сейчас об ИИ не говорят только ленивые. Я решил проверить, можно ли ИИ использовать для поиска генеалогической информации и будет ли от этого польза.
Из ныне представленных в интернете бесплатных вариантов, по моему мнению, более-менее пригодным оказался Яндекс Нейро. Хотя пока что он не может добывать информацию из вложенных на сайтах документов и из локальных АИС тех же архивов, однако некоторые базы данных архивов позволяют поисковым системам находить заголовки дел, и как раз здесь ИИ может быть полезен для систематизации поисковой выдачи.
Рекомендую каждому проверить этот сервис на примере поиска своих родственников. Возможно, вы будете приятно удивлены. Я, например, выяснил, что моего дядю разыскивает сослуживец на сайте передачи «Жди меня». Алгоритм поиска должен быть, скорее всего, тот же, что и при обычном запросе в поисковой системе. Можно указать полное ФИО и один из присущих только этому человеку атрибутов: год рождения или место рождения / жительства / работы. После получения результатов поиска Яндекса необходимо нажать вкладку Нейро.
Уверен, некоторые из вас найдут более эффективные алгоритмы поиска и поделятся с нами. Ну и ИИ, безусловно, с годами, а может быть, и месяцами должен стать более умелым и со временем выдавать больше полезной для нас информации. Одним словом, прогресс не стоит на месте, и нам надо пользоваться его плодами!
Желаю всем новых находок!
Подписывайтесь на наш канал, чтобы ничего не пропустить!
Читайте нас также в Telegram и на сайте https://генеалогиядлявсех.рф/.
О некоторых других источниках генеалогической информации читайте наши статьи: