Найти в Дзене

Дуэли художников: когда искусство становилось делом жизни и смерти

Оглавление

Рим. 1606 год. Двое мужчин, напротив друг друга, сжимая шпаги. Один из них — Караваджо, человек, который мог бы прославиться исключительно своими картинами, но вместо этого стал знаменит ещё и как дуэлянт. Второй — Рануччо Томассони, его противник по игре в мяч. Они обмениваются ударами, слышен металлический лязг, всплеск крови — и вот один из них уже валяется на мостовой, истекая жизнью.

Если вам казалось, что художники прошлого мирно сидели в своих мастерских, смешивая краски и философствуя о прекрасном, и что только писатели, такие как Пушкин и Лермонтов, готовы взяться за оружие в целях защиты чести, то у меня для вас плохие новости. В эпоху Возрождения и Барокко живописцы не отставали от своих коллег в области искусства.

Сегодня поговорим о тех случаях, когда в ход шли не только кисти, но и шпаги, с пистолетами.

Жан-Леон Жером. Дуэль после маскарада. 1857 год
Жан-Леон Жером. Дуэль после маскарада. 1857 год

Караваджо: человек, который слишком часто махал шпагой

Если бы существовал рейтинг самых скандальных художников, Караваджо уверенно занял бы первое место. Он был не просто гением и представителя реализма эпохи барокко, а гением с характером — вспыльчивым, резким, способным за секунду перейти от споров о живописи к рукоприкладству.

26 мая 1606 года он не просто поссорился с неким Рануччо Томассони, а перешёл к действиям. Причина крайне интересная и необычная для дуэлей, это ни битва за даму сердца, ни многолетняя кровная вражда, а спор на поле для игры в мяч, переросший в убийство. Итог был таков Томассони истекал кровью, а Караваджо в спешке покидал Рим и бежал в Неаполь, в надежде спасти собственную шкуру.

И это был далеко не первый случай, когда скандальный сын архитектора решал конфликты кулаками или оружием. В своё время он подрался с нотариусом, сбежал с Мальты после драки с рыцарями и умудрился даже попасть в тюрьму за нападение на стражников.

Можно сказать, что его жизнь — это череда побегов, драк и смертельных столкновений. Причём финал у этой истории тоже получился загадочным: художник умер при странных обстоятельствах, возможно, отравленный врагами.

Оттавио Леони. Портрет Караваджо. Ок. 1621.
Оттавио Леони. Портрет Караваджо. Ок. 1621.

Художественные интриги: Бальоне против Караваджо

Если бы соцсети существовали в XVII веке, Джованни Бальоне был бы тем самым художником, который устраивал бы громкие разборки в комментариях. В начале своего творчества Джованни "вдохновлялся" творчеством Караваджо, но творец славился тем, что не любил своих подражателей и спор превратился в вражду: он не мог терпеть Караваджо, а Караваджо не мог терпеть его. Их соперничество началось с обычного творчества, но быстро переросло в настоящую вражду.

В какой-то момент Бальоне не выдержал и подал на Караваджо в суд за клевету. Причиной стали язвительные стишки, которые последователи Караваджо посвятили Бальоне. Суд, кстати, встал на сторону истца, и художник выиграл дело.

Казалось бы, не самая кровавая история, но по меркам того времени это был серьёзный удар. Репутация в художественном мире стоила дороже золота, и подобные скандалы могли похоронить карьеру.

Оттавио Леони. «Джованни Бальоне»ю 1625 г.
Оттавио Леони. «Джованни Бальоне»ю 1625 г.

Французские художники, которые готовы были убить друг друга

Франция, начало XIX века. Антуан-Жан Гро и Анн-Луи Жироде, примечательно, что оба были учениками одного учителя - Жака-Луи Давида, были не просто художниками, а конкурентами в этой сфере. Оба рисовали батальные сцены, оба мечтали о славе, и оба считали, что второй — жалкий подражатель.

Антуан-Жан Гро и Анн-Луи Жироде
Антуан-Жан Гро и Анн-Луи Жироде

В какой-то момент их неприязнь переросла в нечто большее. Они сошлись в дуэли, и это был не просто символический жест — на кону стояла честь. Хотя оба выжили, их вражда не утихла, а только разгорелась с новой силой.

Это был тот случай, когда спор о том, чей стиль лучше, решался не на выставке, а на дуэльной площадке.

Интересный факт: Антуана-Жан Гро можно назвать - личным художником Наполеона, именно его работы, изображающие императора победоносным, привлекают внимание к его персоне.
Антуан-Жан Гро. Сражение при Абукире 25 июля 1799 года. 1807. Версаль
Антуан-Жан Гро. Сражение при Абукире 25 июля 1799 года. 1807. Версаль

Когда критики получают по лицу: случай Жерома

А теперь перенесёмся в середину XIX век, когда главными врагами художников стали не коллеги, а искусствоведы.

Жан-Леон Жером, знаменитый академист, был не из тех, кто терпит критику. Когда один из обозревателей слишком резко высказался о его работах, Жером не стал писать ответную статью — он просто встретил его в салоне и отвесил увесистую затрещину.

С одной стороны, можно сказать, что это не самый цивилизованный способ вести дискуссию. С другой — разве не хочется иногда сделать то же самое, когда читаешь особенно злобные комментарии?

Но это еще не всё, в 1861 году Жером сам участвовал в дуэли из-за поведения своей спутницы Матильды, приняв вызов арт-дилера Артура Стивенса, у которого был опыт участия в более чем 99 поединках. Сам Жером, не очень опытный стрелок, но он выжил в этой дуэли, прадв был сильно ранен в правую руку.

Жан-Леон Жером
Жан-Леон Жером

Времена меняются, но одно остаётся неизменным: в мире искусства страсти кипят не хуже, чем на поле битвы. Художники могут быть гениями, но они остаются людьми — со своими эмоциями, амбициями и, порой, агрессивными методами решения проблем. Подписывайтесь, чтобы следить за историями прочих творцов прошлого, настоящего и будущего.

А если бы дуэли среди художников сохранились до наших дней, кого бы вы отправили на такую битву? Делитесь в комментариях!