Паттерн-сон.
Понедельник. Мужчина с женщиной спят, повернувшись друг к другу. Из интерьера: игрушечный автобус, который размером поменьше, стоит на игрушечном автобусе, который размером побольше. Метафора преемственности? Фотографии в отдельных рамках каждого члена семьи - сын (с него я начал, потому что фотография большего размера и слева), отец и мать, а также под фото родителей фото собаки (вместо сына, фото которого побольше и слева, отдельно, напомню). Возник вопрос: собака ближе к родителям, чем сын?
"Мне снился сон." - начинает женщина с закрытыми глазами. - "Что у нас двое деток, близнецы. Ты бы хотел, чтобы у нас были близнецы?".
"Да. Близнецы. Почему бы и нет? Каждому по ребенку" - отвечает мужчина, целует женщину и уходит.
За завтраком главный герой (а он действительно герой, если судить по той фотографии, где он в форме с медалями) правой рукой ест кольцеобразные хлопья одного цвета (словно метафора закольцованности и одноцветности, серости?), которые позже в фильме будто перенесутся на шторы, на мандаринки и прочие атрибуты, которые разукрасит его женщина, а в левой руке он держит синие спички.
Далее мужчина выходит из дома. "У нас так много спичек... в доме. Протянешь руку и возьмешь. У нас так много спичек... в доме." - начинает придумывать стихотворение по пути на работу [встречает близнецов по пути]. Позже зрителю приоткрывается, что этот стих Патерсон назвал "Love Poem":
"У нас так много спичек... в доме.
Протянешь руку и возьмешь.
Сейчас мы покупаем синие Огайо.
Хотя нам прежде нравился Алмаз..."
(Почему Патерсон покупает Огайо, если ему нравились спички Алмаз? Почему именно спички?)
Остановившись на остановке и подобрав двух очень похожих друг на друга кудрявых мальчиков, похожих, словно близнецы, Патерсон начал вслушиваться, как они говорили про боксера Урагана Картера, который жил также в Патерсоне, а выглядел он "совсем как Дензел Вашингтон". Боксера, по словам мальчика, посадили в тюрьму: "говорят, он перестрелял посетителей в баре из ружья. Но он этого не делал". Далее разговор про Хэллоуин: дети, которые были тенями из Инстаграм*а. А как-то один из мальчиков оделся "туннельным серфером".
Автобус едет под вялотекущую печальную музыку. Проезжает детскую площадку, полную радостных детей, играющих вместе (почему радость на детской площадке не сходится с грустным музыкальным сопровождением?).
"...Но прежде мы не знали об Огайо.
Они прекрасны, эти чудо-коробки.
И сделаны на совесть на синем фоне бело-голубые буквы
Словно летят из рупора и громко возвещают миру:
Вот спичка, краше которой нет на свете,
На гладкой, тонкой ножке из сосны,
Шероховатая лиловая головка - разумная и пылкая,
Она всегда готова вспыхнуть, дать огня,
Который может быть однажды коснется первой сигареты,
Любимой женщины твоей."
(Но почему она не вспыхивает в фильме?)
Музыкальное сопровождение грустное и монотонное.
Патерсон сидит и перекусывает обе(ы)денные сандвичи, а в его коробке находится мандаринка со множественными нарисованными глазами, фото его женщины, картинка Данте Алигьери с небольшой розочкой, чехол с черными кругами в кругах разной закрашенности (круги Ада по Данте?). Круги также появятся и на шторах, его девушка накрасила их собственной персоной. Ему, как он безэмоционально подметил, "нравится, что все круги разные". Сразу видно, что человеку нравится разнообразие! Картина собаки, висящая прямо над креслом, где сама собака и уместилась, грустная, хотя у самой собаки морда выглядит как раз улыбающейся. В одной сцене. Но уже в следующей она вполне соответствует картине сверху. Ну или картина соответствует собаке. Тут без 100 грамм не разберешь.
На прогулке именно собака ведет хозяина. Но недолго: пока на пути не встретился бар. И тут с возгласом "Ну нет, Марвин!" Патерсон возвращает пса припарковаться (как я завернул, а?), привязывает его и заходит. Там можно не только выпить, но и поиграть в бильярд, и именно там Патерсон встречает очередных близнецов - Сэма и Дэйва. Тем временем бармену, как бармен Док сам подметил, "надерут задницу" в шахматах, а когда Патерсон уточнил, с кем он играет, тот ответил, что "сам с собой".
___
Вторник. Мужчина и женщина спят, отвернувшись друг от друга. Мужчина проснулся позже.
Женщина снова рассказывает сон, но уже другой: "Мне приснилось, будто мы в Древней Персии, и ты ехал верхом на слоне. На большом серебряном слоне."
Дальше снова спички:
"Вот спичка, краше которой нет на свете,Разумная и пылкая, она всегда готова вспыхнуть, дать огня,
Который может быть однажды коснется первой сигареты,
Любимой женщины твоей.
И все перевернется, и не будет таким как прежде никогда.
Прими все это в дар.
Ты мне преподнесла подарок. Так мне досталась сигарета.
Тебе же - спичка. Или нет...
Мне - спичка, а тебе - та сигарета.
Что горит и тает вместе с поцелуями,
Растворяясь где-то в вышине."
(Так кто Патерсон все-таки - спичка или сигарета?)
В автобусе разговорились двое: оба, по их словам, не стали отвечать взаимностью женщинам, которые уделяли им внимание.
На фоне далее мы видим возвращение Патерсона под, вероятно, персидский мотив.
"Еще одно стихотворение»
В детстве
Ты узнаешь,
Что существует три измерения:
Высота, ширина и глубина.
Как у коробки из-под обуви.
А потом тебе говорят:
Есть еще и четвертое —
Время.
Хм.
Некоторые даже считают,
Что бывает и пятое, шестое, седьмое…"
"Тебе тут удобно, милый?" - прерывает его она (интересно, что она его прервала над размышлениями о других измерениях, словно спечайно (специально-случайно) не давая ему для этого пространства). Далее она озвучивает ему свое желание известности: хочет, чтобы он опубликовал свои стихи или хотя бы сделал копию, а также заводит разговор о том, что хочет стать кантри-певицей, и для этого ей понадобится гитара за 200 долларов. Патерсон как истинный бунтарь соглашается.
По пути в бар встречаются пижоны, грозящиеся украсть пса Марвина, Патерсона это не пугает, а в самом баре некий актер не столько по профессии, сколько по призванию, драматизирует свою любовь к женщине, которая отвечает ему уходом.
___
Среда. Оба спят в обнимку. Патерсон проснулся еще позже.
"В детстве
Ты узнаешь,
Что существует три измерения:
Высота, ширина и глубина.
Как у коробки из-под обуви.
А потом тебе говорят:
Есть еще и четвертое —
Время.
Хм.
Некоторые даже считают,
Что бывает и пятое, шестое, седьмое…
Я закончил работу,
Захожу в бар
Выпить пива.
Смотрю на кружку,
И мне радостно."
(как же грустно это звучит, не правда ли?)
___
Четверг. Мужчина с женщиной спят в обнимку. Патерсон проснулся еще позже.
"Мерцание дня.
Когда я просыпаюсь первым
И вижу твое лицо, обращенное ко мне,
Волосы твои, разметанные на подушке,
Я ловлю этот миг, и смотрю, и смотрю,
Замирая от любви и боясь.
Вдруг ты откроешь глаза, и темный испуг накроет тебя,
Но может быть сквозь тьму померкнувшего дня,
Ты сможешь разглядеть, как много чувств теснится
В моей груди и голове.
Их голоса наружу рвутся, как младенцы из утробы.
От страха не увидеть белый свет.
Проем в стене сереет тускло синеватой моросью.
Я завязываю шнурки на ботинках и спускаюсь вниз варить кофе."
(интересен контраст, как безэмоционален Патерсон к своей женщине, но какие стихи он пишет)
В баре девушка уходит от молодого человека, актера по профессии, закатывая сцену. Патерсон спрашивает бармена Дока, можно ли что-то сделать, на что тот отвечает - "Я всегда говорю, лучше ничего не менять, чтобы не сделать хуже". Патерсон задумывается.
___
Пятница. Патерсон просыпается один. Проснулся позже. Собака снова тявкает, когда он целует женщину.
"Иногда что-то внутри не хочет просыпаться" - говорит ему она. "С тобой было такое?"
"Сегодня." - подтверждает Патерсон. Словно он не хочет просыпаться от этого жизнеподобного сна.
"Я прохожу черезмиллиарды молекул
что расходятся
уступая путь мне
а по сторонам
ещё с миллиард
на месте стоят.
Дворники
начинают скрипеть.
Дождь перестал."
Автобус сломался, "сломался" и Патерсон. Сопротивление обыденной жизни будто достигает своего апогея.
"Бензин кончился?" - спрашивает мальчишка. "Нет, бензина полно, проблема с электрикой." - отвечает Патерсон.
"Саботаж, наверное." - комментирует мальчик.
Дальше важна сцена в баре.
К Патерсону подсаживается знакомая девушка Мари, к которой постоянно подкатывает тот самый актер, о котором шла речь и ранее, и он тоже заявился в бар, на этот раз с пистолетом, чуть не сыгравший самоубийство. Застрелиться и застрелить он не успел - Патерсон его обезоружил. Но он бы застрелиться и не смог: оказалось, что пули ненастоящие. Мари и Док (так зовут бармена) захохотали, но Патерсон остался в шоковом состоянии.
___
Суббота. Лаура (женщина главного героя) разбудила Патерсона.
"Который час?" - спрашивает он.
"Сегодня суббота" - отвечает она.
Дело в том, что ей нужно на рынок с кейками. Она оделась даже в платье, напоминающее кольцеобразные хлопья одного цвета, словно являясь метафорой серой монотонной жизни. Вся кухня в черно-белом. А пес занял место "папочки" Патерсона.
Лаура попросила Патерсона прочитать ее любимый стих его любимого автора Уильяма Карлоса Уильямса.
Патерсон читает "Что тут сказать?"
Он помог ей занести коробку кейков в машину и спросил, возьмет ли она пса, но она сказала, что не может, и попросила вывести его погулять. Патерсон идет выгуливать собаку влево, но собака направляется выгуливаться вправо, в итоге Патерсон принял бунтарское решение: пойти выгуливаться своей собакой направо.
"деткадевочка моя
бывает я конечно думаю о разных женщинах
хотя скажу по правде
если ты вдруг меня оставишь
я вырву сердце из груди
и навсегда останусь без него
других таких как ты ведь нет на свете
и это огорчает"
Лаура предложила Патерсону сходить в кино на ужастик, Патерсон бунтарски согласился. Фильм назывался "Остров потерянных душ". Очень кричащее название, которое вполне могло бы подойти для фильма про Патерсона, но было бы слишком очевидным.
"Мне так понравилось, что он черно-белый." - подметила она про фильм, в то время как в черно-белое она разукрасила почти весь дом изнутри и даже багажник машины. Ее жизнь черно-белая, такой стала и жизнь Патерсона. А может, такой она у него была и раньше? Без 100 грамм (зачеркнуто) пинты пива (именно пиво пил Патерсон) не разберешь.
Возвращаясь домой они застали Марвина врасплох: тот погрыз блокнот со стихами Патерсона.
___
Воскресенье. Он сидит на кровати задумчиво, отвернувшись от нее, а она грустно лежит на спине.
Сидя на скамейке, к Патерсону подсаживается японец из Осаки с книжкой Уильяма Карлоса Уильямса, которая называется... "Патерсон". Он тоже поэт. Он пожимает Патерсону руку, демонстрируя свои травмированные пальцы, а также дарит Патерсону блокнот: "Иногда пустая страница открывать массу возможностей."
"строчка
есть одна старая песня
мой дед ее часто пел
в ней спрашивается
а ты хотел бы рыбой стать?
и дальше
вопрос повторятся
но только про свинью и мула
иногда я почему-то вспоминаю
этот вопрос про рыбу
одну лишь строчку
а ты хотел бы рыбой стать?
как будто других слов в песне и не было
грустно
и каждый день опять и снова .."
___
Понедельник.
___
Спички, которые в фильме не горят. Близнецы - словно дни, повторяющиеся в жизни Патерсона, один за другим (даже у Патерсона есть невидимый двойник - город, в котором происходит (без)действие называется одноименно - Патерсон, а также в фильме засветилась и книга с одноименным названием, в конце фильма, у Японца). Все это наводит на мысль о каком-то страшном сне Патерсона, словно все, что происходит в фильме - это и есть его сон. По-английски сон - это dream, но фильм называется "Paterson", тогда почему я обозначил его как "Паттерн-сон"? Игра слов. Патерсон очень созвучен с "паттерном" и "соном", то есть "сон" - по-русски - "сон", но по-английски - "сын" (от англ. "son"), таким образом Патерсон - словно "сын паттерна".
P.S. Интересно, что Патерсона, водителя автобуса, играет актер Адам Драйвер (от англ. "driver" - "водитель"). Патерсон водит автобус, но не водит свою жизнь.
* Instаgram принадлежит компании Meta, которая признана экстремистской организацией в России.
Автор: Татарников Леонид Игоревич
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru