Найти в Дзене
Историк-любитель

Броня России. Опытная САУ "Арсеналец", 1923

Оглавление

Ещё в 1918 году оружейники молодого советского государства пришли к вопросу о необходимости создания самоходной артиллерии. Однако в то время работы начали откровенно «буксовать», но идея военным показалась действительно интересной и перспективной. Поэтому в 1923 году начались работы по созданию первой советской самоходной артиллерийской установки.

САУ Арсеналец, изображение восстановлено по описанию в сети. Изображение в свободном доступе.
САУ Арсеналец, изображение восстановлено по описанию в сети. Изображение в свободном доступе.

История создания

Осенью 1918 года была создана специальная комиссия, в задачи которой входили сбор, систематизация и обобщение опыта применения артиллерии в Первой Мировой и Гражданской войнах. Результаты работы комиссии привели к созданию ещё одной организации при ГАУ – Комиссия особых артиллерийских опытов под руководством бывшего генерал-лейтенанта Русской Императорской Армии Василия Михайловича Трофимова. Фактически, это был первый советский научно-конструкторский центр, работавший над созданием артиллерийских орудий.

Задумка конструкторов была весьма оригинальной, но, к сожалению, бесполезной. Изображение в свободном доступе.
Задумка конструкторов была весьма оригинальной, но, к сожалению, бесполезной. Изображение в свободном доступе.

Уже к 1920 году в недрах этой комиссии начались работы по созданию самоходных артиллерийских установок непосредственной поддержки пехоты. Правда, характеристики, под которые нужно было разработать или подогнать будущую машину, военные сформировали лишь в середине 1921 года, когда и начались реальные работы по созданию первой советской самоходки. Проект смогли подготовить лишь к маю 1923 года – работали над ним инженеры петроградского завода «Красный Арсенал» Н.В. Каратеев и Б.А. Андрыхевич, которые и приступили к сборке первого прототипа. Однако по ряду причин, производство новой машины несколько раз откладывалось, поэтому его постройку удалось закончить лишь в 1928 году.

Осенью 1928 года опытный образец вывели на испытания, которые закончились для машины несколько плачевно. Во-первых, оригинальный оппозитный двигатель оказался не таким надёжным, как ожидалось. Во-вторых, самоходная артиллерийская установка практически не была защищена – об этом военные знали ещё на стадии проектирования, но давайте вспомним, что к проектированию машины приступили в 1923 году, когда такое конструктивное решение было приемлемым. Однако в 1928 году на вооружение Красной армии стали поступать танки МС-1, которые были на порядок выше по уровню защиты и вооружения образца батальонной пушки на самоходном лафете. В конце 1928 года, по результатам испытаний, была предпринята попытка модернизирования «Арсенальца» (именно так была названа боевая машина), но в силу бесперспективности конструкции, работы над машиной приказали прекратить.

Описание конструкции

Конструкция первой советской САУ была довольно оригинальной. По более современной классификации её следовало бы отнести к самодвижущимся орудиям, но в то время проект самоходной артиллерийской установки виделся именно так.

Корпус

Корпус САУ представлял собой сверхкомпактную коробчатую конструкцию, несущую в себе силовую установку, топливный бак и боекомплект. Никаких посадочных мест для членов экипажа в машине не было — артиллеристам приходилось двигаться рядом с ней пешком. Фактически, это был самодвижущийся лафет с внешним управлением.

Собирался этот корпус из листов высококачественной (по тем временам) стальной катаной брони толщиной в 6-7 мм и частично из дюралюминия. Этим объясняется масса боевой машины — чуть больше тонны в снаряжённом состоянии. Орудие и экипаж прикрывались щитком толщиной в 7 мм с прорезями для прицельных приспособлений.

Вооружение

Единственным вооружением «Арсенальца» стала 45-мм батальонная пушка Соколова, устанавливаемая на лафет с небольшими изменениями конструкции. Так, к примеру, на пушку устанавливали дополнительный кожух для защиты ствола, полуавтоматический затвор и ещё ряд мелких изменений. На орудие устанавливался гидравлический откатный тормоз, а накатник имел пружинную конструкцию. Наведение на цель осуществлялось при помощи оптического прицела, а угол подъёма ствола задавался при помощи секторного подъёмного механизма. Углы вертикального наведения варьировались в диапазоне от 0 до +30 градусов, а в горизонтальной плоскости орудие наводилось в пределах 15 градусов. При необходимости, доворот пушки осуществлялся при помощи поворота шасси.

45-мм батальонная пушка Соколова на колёсном лафете. Фотография в свободном доступе.
45-мм батальонная пушка Соколова на колёсном лафете. Фотография в свободном доступе.

Возимый боекомплект к пушке состояли из 50 унитарных снарядов, в список которых входили бронебойные и осколочно-фугасные выстрелы, а также картечь для «работы» по живой силе противника. При необходимости (например, при повреждении шасси) пушку можно было несколькими движениями снять её и использовать в качестве обычного полевого орудия.

Двигатель, трансмиссия и ходовая часть

В качестве главной силовой установки на машине применялся опытный бензиновый двигатель оппозитной конструкции, с воздушным охлаждением, выдававший мощность в 12 лошадиных сил. Этой мощности хватало, чтобы разгонять гусеничную машину до 8 км/ч по шоссе и до 5 км/ч по бездорожью. Коробки передач, как таковой, на машине не было - «кормчий» мог лишь переключать ход с переднего на задний. Ёмкость бензобака составляла всего десять литров бензина, чего хватало на 17,5 километров хода (на расстояния свыше «Арсеналец» ездил в кузове грузовика).

Как таковой подвески на САУ не было — она и не особо была нужна, ведь простейшая конструкция не подразумевала даже сидений для экипажа. Ходовая часть представлялась резиновыми гусеничными движителями, натянутыми между большого ведущего и малого направляющего колёс, между которых находилась тележка с тремя сблокированными опорными катками малого диаметра. Ширина гусеничного движителя составляла 100 мм. Умел «Арсеналец» и карабкаться вверх — ему удавались подъёмы до 25 градусов крутости.

Оценка машины

«Арсеналец» был откровенно сырой машиной — множество узлов требовало немедленной доработки, однако с этим военные не спешили. Ибо такие опытные машины постепенно уходили на второй план, а значит, в них не было и необходимости — военные отдавали предпочтение танкам. Года полтора опытная машина простояла в сарае, после чего, не дождавшись доработок, была разобрана на комплектующие. Хотя «Арсеналец» несколько отличается от привычного понимания термина «САУ», поскольку места экипажа не являлись частью конструкции и установка скорее представляла собой самоходный лафет, с технической точки зрения она является полноценной самоходной артиллерийской установкой. Решение отказаться от размещения экипажа внутри корпуса установки позволило добиться очень компактных метрических размеров, что несло ряд преимуществ. Во-первых, вкупе с широким использованием дюралюминия и высококачественных стальных сплавов, это позволило добиться низкого веса и удобства транспортировки машины (в кузове любого грузовика). Во-вторых, облегчалось маневрирование установки и её маскировка на местности, обеспечивалась весьма высокая проходимость. Кроме того, таким образом удалось существенно упростить конструкцию в целом. Развиваемая машиной скорость в 5—8 км/ч на тот момент считалась вполне достаточной для непосредственного сопровождения пехоты на поле боя. Что же касается вооружения, то его можно считать универсальным — благодаря широкому ассортименту боеприпасов орудие могло решать различные задачи, от борьбы с пехотой противника до отражения атак бронетехники.

Заключение

К сожалению (или скорее, к счастью), САУ «Арсеналец» не была принята на вооружение РККА, и не пошла в серию. Конечно, концепция самоходного орудия была довольно интересной, но не на текущем уровне возможностей советской промышленности и течения инженерно-конструкторской мысли. Тем более, что по-настоящему годные образцы САУ в РККА появились лишь в середине Великой Отечественной Войны...

С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!

Подписывайтесь также на Телеграм-канал - в нём можно узнавать о выходе новых публикаций.