Найти в Дзене
ФД Неометрия

Архитектурная подсветка зданий и жилых домов

Архитектурное освещение используют для создания особой атмосферы, формирования узнаваемого образа зданий, безопасности и не только. В материале рассказываем о том, почему подсветка важна, как её используют сегодня и каким был световой дизайн несколько веков назад. История архитектурной иллюминации Начало экспериментов с архитектурной подсветкой тесно связано с появлением систем городского уличного освещения. Так, в XVII веке жителям Амстердама обеспечили свет на улицах, чтобы обезопасить их от падения в воды каналов. Методы, которые применяли на городских улицах, адаптировали для первых шагов в световом дизайне. Известно, что эффектную подсветку со свечами в шкаликах использовали для праздничного украшения фасада Собора Святого Петра в Ватикане. Память о том, как выглядела шкаликовая иллюминация, в своих записях в 1780-е годы сохранил немецкий писатель Гёте. «Очертания колоннады, собора и его купола в горящей огненной раме… — это уникальное и великолепное зрелище», — писал он. В Росси

Архитектурное освещение используют для создания особой атмосферы, формирования узнаваемого образа зданий, безопасности и не только. В материале рассказываем о том, почему подсветка важна, как её используют сегодня и каким был световой дизайн несколько веков назад.

История архитектурной иллюминации

Начало экспериментов с архитектурной подсветкой тесно связано с появлением систем городского уличного освещения. Так, в XVII веке жителям Амстердама обеспечили свет на улицах, чтобы обезопасить их от падения в воды каналов.

Методы, которые применяли на городских улицах, адаптировали для первых шагов в световом дизайне. Известно, что эффектную подсветку со свечами в шкаликах использовали для праздничного украшения фасада Собора Святого Петра в Ватикане. Память о том, как выглядела шкаликовая иллюминация, в своих записях в 1780-е годы сохранил немецкий писатель Гёте. «Очертания колоннады, собора и его купола в горящей огненной раме… — это уникальное и великолепное зрелище», — писал он.

В России с помощью шкаликов создавали подсветку башен Кремля, которые для этого окружали специальными конструкциями с креплениями для лампад. Праздничную иллюминацию в честь коронации Александра II в 1856 году запечатлел на одной из своих картин Густав Шварц. А в 1883 году традицию продолжила электрическая иллюминация — по случаю коронации Александра III. Общество «Сименс и Гальске» (будущая компания Siemens) готовила подсветку три месяца, сооружая временные электростанции у Кремля.

Тем временем в Париже подсветка Эйфелевой башни, открытой в 1889 году, не сразу стала электрической. Для иллюминации использовали около 10 000 газовых фонарей, а также два огромных поисковых прожектора, установленных на верхней площадке башни. Только в 1900 году фонари заменили электрическими лампочками. А в 1925-м подсветка башни пригодилась для рекламы: на её шпиле по всей высоте загорелась надпись Citroen.

Источник: https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Tour_Eiffel_Citroen.jpg
Источник: https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Tour_Eiffel_Citroen.jpg

Световые решения становились масштабнее и решали все больше задач, в том числе нетривиальных. Так, например, немецкий архитектор Альберт Шпеер в 30-е годы создал «Храм света» с помощью 152 зенитных прожекторов для съездов нацистской партии в Нюрнберге, когда для этой цели не успели построить отдельный стадион. Лучи, направленные вверх, служили стенами «сооружения».

И в то же время архитектурная иллюминация становилась делом привычным. За океаном, в Америке, то, что в начале XX века казалось настоящим чудом (из-за подсветки зданий Нью-Йорк с его небоскрёбами назвали «городом освещённых воздушных замков»), совсем скоро стало доступно и для личных нужд. Частные дома начали подсвечивать, чтобы подчеркнуть свой статус.

Стоит отметить, что в ту же эпоху, в первой половине XX века, советский физик Олег Лосев изобрёл светодиоды, которые в наше время являются основой светового дизайна архитектуры.

Архитектурная подсветка нового времени: зачем нужна?

Сегодня подсветка зданий — это, можно сказать, необходимость. Благодаря световым схемам здания остаются узнаваемыми в том числе в тёмное время суток. Это «вписывает» их в общую картину вечернего и ночного города, а также обеспечивает безопасность для людей, которые оказываются поблизости.

В то же время подсветка должна отвечать ряду критериев, чтобы быть безопасной: важна степень яркости иллюминации, иначе она может слепить пешеходов и водителей, создавая риски.

Эстетические функции у иллюминации тоже остаются. Продуманная подсветка подчернёт красоту здания и его отдельных элементов, а недостатки, если они есть, напротив, скроет. Использование цветов может обратить внимание на назначение здания. А сезонная декоративная подсветка (например, новогодняя) помогает создать праздничную атмосферу.

Какой бывает архитектурная подсветка сегодня?

Различают три основных вида архитектурной иллюминации:

1. Общая. Она же — сплошная или заливающая. С помощью такой подсветки можно осветить фасад здания целиком. Чаще всего это актуально для старинных храмов и различных исторических построек: сплошная подсветка позволяет рассмотреть их до мельчайших деталей даже в тёмное время суток. Таким образом, их туристическая привлекательность сохраняется 24/7.

Кроме того, подобная иллюминация создаёт особый акцент на важные архитектурные объекты, выделяя их на общем фоне. Для этого, как правило, используют мощные прожекторы, расположенные на земле, специальных опорах или даже соседних зданиях.

Пример заливающей подсветки, Большой театр. Источник: https://i.pinimg.com/originals/87/b8/95/87b8956b7685852c2cde7d53d4ce7cd3.jpg
Пример заливающей подсветки, Большой театр. Источник: https://i.pinimg.com/originals/87/b8/95/87b8956b7685852c2cde7d53d4ce7cd3.jpg

2. Контурная. Такой подсветкой обозначают очертания постройки, акцентируя внимание на геометрии здания, основных линиях и контурах. Для этого применяют линейные светильники и светодиодные ленты. Подобные решения чаще всего можно встретить на бизнес-центрах и торгово-развлекательных комплексах с современной архитектурой.

Пример контурной подсветки. Источник: https://bigfoto.name/uploads/posts/2021-11/1636739048_11-bigfoto-name-p-neonovaya-podsvetka-zdaniya-13.jpg
Пример контурной подсветки. Источник: https://bigfoto.name/uploads/posts/2021-11/1636739048_11-bigfoto-name-p-neonovaya-podsvetka-zdaniya-13.jpg

3. Акцентная. Её также называют локальной. Дело в том, что подсветка этого типа позволяет подчеркнуть отдельно выбранные элементы зданий. Обычно это самые красивые детали: колонны, арки, балконы и так далее. Освещение получается деликатным, но очень эффектным. И это берут на заметку при строительстве новых жилых кварталов и комплексов.

Как правило, их проектируют как целую экосистему, в которой детально продуман комфорт жителей. И вечерняя подсветка зданий тоже играет в этом немалую роль. Она обеспечивает атмосферу уюта, встречая мягким светом тех, кто приезжает домой. Эта же атмосфера наполняет дворы ЖК и делает вечерний отдых в этих пространствах приятнее.

Пример акцентной подсветки. Источник: https://xn--80aejohb3bn.xn--p1ai/upload/iblock/a3f/l9prw2tog3iogd8tzyt5ec52647ejx8u/Arhitekturnoe_osvesh.jpg
Пример акцентной подсветки. Источник: https://xn--80aejohb3bn.xn--p1ai/upload/iblock/a3f/l9prw2tog3iogd8tzyt5ec52647ejx8u/Arhitekturnoe_osvesh.jpg

Для создания акцентной подсветки используют инструменты заливающего и линейного контурного света в гармоничном сочетании, которое зависит от архитектуры зданий. Так, неоклассические дома в клубном квартале «1799» в Ростове-на-Дону, который возводит федеральный девелопер «Неометрия», подчеркнуты по контуру; в то же время выделены вертикальные линии светлых участков между окон. Для квартала выбрана умеренная этажность, которая облегчает внешний вид построек. Подсветка же помогает визуально их «вытянуть» и сделать менее приземистыми, более лёгкими. Выборочная подсветка элементов смотрится мягко и обеспечивает в квартале тот самый уют.

Клубный квартал «1799» (г. Ростов-на-Дону)
Клубный квартал «1799» (г. Ростов-на-Дону)

В гостиничном комплексе «Нескучный сад», ещё одном проекте «Неометрии» в Сочи, локальная подсветка помогает создать единую комфортную среду для отдыха гостей. Вдобавок к этому исходящий от зданий мягкий рассеянный свет гармонирует с ландшафтным дизайном во дворе комплекса, который плавно соединяется с лесным массивом.

Гостиничный комплекс «Нескучный сад» (г. Сочи)
Гостиничный комплекс «Нескучный сад» (г. Сочи)