Найти в Дзене
Частная Резиденция

«Фасон де венис» (façon de Venise): драгоценное венецианское стекло

«Фасон де венис» (façon de Venise) – это тип венецианского стекла, престиж которого был настолько велик в Европе на рубеже XVI-XVII вв., что французские, немецкие, богемские, голландские, испанские и английские стеклодувы разработали свои версии венецианского стиля.

Драгоценное венецианское стекло было предметом роскоши и удовольствия в эпоху Ренессанса. Искусство венецианских стеклоделов не поддавалось сравнению и почти каждый европейский правитель мечтал о производстве роскошной парадной посуды в собственном государстве, силами своих мастеров.

Дабы оградить мастерские от шпионажа, Совет Десяти (высший орган управления Венецианской республики) в конце XIII века вывез все мастерские на остров Мурано и строго контролировал охрану тайны производства.

Но c XV века стеклоделы все же начали покидать остров. В XVI веке известны итальянские мастера, обучающие своим приемам других стеклоделов из Франции. Англии и Нидерландов, начав тем самым распространение художественной венецианской традиции и культуры.

С конца XVI века во всех этих странах начинают выдувать стекло в русле «фасон де венис» и нового стиля маньеризма, но адаптируя его к своим национальным канонам.

Наиболее близким к венецианской манере было стекло Нидерландов, которое изготавливали в Амстердаме, Роттердаме, Гарлеме, Гааге.

На этот же период приходится расцвет фламандского натюрморта, в котором как нигде запечатлены прекрасные образцы «фасон де венис». Бокалы для вина сложной и причудливой формы часто занимали центральное место в композиции, считались символом респектабельности и роскоши, как на картине:

«Натюрморт с кубком» Корнелиуса де Хема, 1631-1695гг
«Натюрморт с кубком» Корнелиуса де Хема, 1631-1695гг

Английское стеклоделие первой половины XVII века, также испытывало влияние венецианского стиля, но опосредованно, через Нидерланды. Наибольшей популярностью пользовались бокалы в форме венецианской «флейты» на высокой ножке и нидерландский «рёмер» — сосуд в форме глубокой чаши, переходящей в полую цилиндрическую ножку на конусовидном основании. Рёмеры, украшенные налепами в виде ягод малины, были очень популярны в Англии до 1670-х годов.

Венецианская мода в стеклоделии оставалась популярной вплоть до XVIII века, пока на смену не пришел английский хрусталь. Метод англичанина Равенскрофта, изобретенный в 1674 году - добавлять в стеклянную массу свинец, позволил создавать произведения без примесей с прозрачностью и прочностью подобно «горному хрусталю». Новый материал диктовал новые правила: свинцовые примеси делали стеклянную материю слишком плотной для создания тонких ювелирных деталей, которым отличалась изысканная венецианская посуда.

После XVIII века мода на венецианский стиль пошла на спад, но среди коллекционеров и в аристократической среде интерес к этим изделиям никогда не угасал, венецианское стекло и его европейские прототипы были настолько живописными и эстетически рафинированными по своей природе, что испокон веков, оно тщательно охранялось и передавалось по наследству.