Найти в Дзене

«Ты будешь работать за еду!» – бывший одноклассник унизил его, но жизнь расставила всё по местам

Оглавление

В плену у природной стихии

Лесные пожары в Якутии в этом году побили все рекорды. Горела тайга, огонь подбирался к окраинам Якутска, а едкий дым накрыл город плотным куполом. МЧС предупреждало: видимость упала до 200 метров, концентрация вредных веществ в воздухе превышена в пять раз. Жители старались лишний раз не выходить на улицу, но Анатолию Пивоварову выбирать не приходилось.

Десять лет опыта установки натяжных потолков, сотни довольных клиентов – и вот теперь все это словно растворилось в смоге пожаров. Фирма, где он работал бригадиром, закрылась месяц назад. Заказов не было – людям сейчас не до ремонта, все думали как спастись от дыма, как дышать, куда увезти детей.

"Может, к Димычу зайти? У него всегда заказы были..." – подумал Толя, направляясь к ТРЦ "Азия". Торговый центр возвышался посреди затянутого дымом города, словно корабль-призрак. В новостях говорили, что даже в Москве обеспокоены масштабом бедствия, но помощь пока только в пути.

Внутри работали очистители воздуха, но запах гари все равно просачивался сквозь вентиляцию. У входа в аптеку толпились люди – раскупали маски и респираторы. А через пару метров от них, словно насмехаясь над ситуацией, призывно светилась вывеска магазина "Дымков" – "Премиальные устройства для парения! Новые вкусы каждую неделю!"

– Толян? Пивоваров, ты что ли? – раздался насмешливый голос.

В дверях этого храма искусственного дыма стоял Антон Волосников – бывший одноклассник, а ныне владелец сети магазинов вейп-продукции. Его щегольской костюм смотрелся нелепо на фоне общей апокалиптической картины города.

– Надо же, какие люди! – усмехнулся Антон, позвякивая массивными перстнями. – А я тебя сразу узнал. Все такой же... работяга.

Встреча прошлого с настоящим

Толя молча кивнул. За годы работы он привык к разным заказчикам – и к тем, кто нос воротит, и к тем, кто за своего принимает. В их фирме всегда делали под ключ: не только потолки, но и освещение, и вентиляцию. Работали на совесть – хоть в квартирах, хоть в офисах. Но встреча с бывшим одноклассником неприятно царапнула душу, как ржавый гвоздь по стеклу. В школе Антон вечно ходил в потрепанной куртке и стрелял обеды, а теперь вот – весь в золоте, и говорит свысока.

– Да ты заходи, заходи! – Антон махнул рукой в сторону магазина. – Посмотришь хоть, как я тут устроился. Три точки в городе, между прочим. Скоро четвертую открываем!

Внутри "Дымкова" пахло искусственной клубникой и ванилью. На стенах – неоновая подсветка, за стеклянными витринами – ряды разноцветных баночек с жидкостями для вейпов. В дальнем углу мерцал светодиодами стеллаж с кальянами.

– А ты как? Все потолки натягиваешь? – Антон выудил из кармана пиджака новенький айфон, демонстративно крутя его в руках.

– Фирма закрылась месяц назад.

– Да ла-адно! – протянул Антон с наигранным сочувствием. – А что так?

– Сам видишь, – Толя кивнул в сторону окна, за которым клубился дым. – Не до ремонтов людям.

– А, ну да... – Антон хмыкнул. – Зато у меня бизнес всегда в цене. Дым есть дым, верно? – он засмеялся собственной шутке. – Слушай, а хочешь, возьму тебя продавцом? Ну, если совсем припрет. За еду поработаешь для начала, а там посмотрим!

В горле у Толи пересохло. То ли от едкого воздуха, то ли от унижения. "За еду", значит. Как собаке бросить кость.

– Спасибо, но я пока справляюсь, – он развернулся к выходу.

– Да ладно тебе, не обижайся! – Антон схватил его за рукав. – Я же по-дружески! Сам подумай: город в дыму, все сидят по домам. А у меня – стабильный бизнес. Вейперы – они при любом раскладе парить будут. Да и кальянщики без своего кайфа не останутся!

За витриной магазина медленно брели люди в масках. Кто-то катил коляску с малышом, замотанным в марлю. У аптеки очередь стала еще длиннее.

Толя улыбнулся. Спокойно так, без злости. Десять лет работы с людьми научили его одному: настоящая цена человека познается не по золотым перстням.

– Знаешь, в чем разница между нами, Антон? Когда я делал ремонт, у людей появлялся настоящий дом. Правильное освещение, чтобы глаза не уставали. Хорошая вентиляция, чтобы воздух был чистый. Потолки без щелей и плесени, чтобы дышалось легко. Мы не просто красоту наводили – мы создавали условия для жизни. А твой бизнес...

Словно в подтверждение его слов, снаружи раздался надрывный кашель. Пожилая женщина у входа в аптеку согнулась пополам, держась за грудь.

– Ой, ну началось! – Антон закатил глаза. – Может, ещё скажешь, что я виноват в пожарах? Я легальный бизнес веду! У меня все сертификаты есть!

В этот момент свет в торговом центре мигнул и погас. Аварийное освещение залило помещение тусклым желтым светом. Кондиционеры натужно загудели и остановились. Едкий запах гари стал просачиваться через вентиляцию.

– Без вентиляции тут всё встанет, – оценил ситуацию Толя. Системы вентиляции были его коньком – за десять лет в фирме он досконально изучил все типы установок, от простых бытовых до промышленных. – Температура поднимется – жижи для вейпов испортятся. Да и электроника не любит жару. А эти твои смеси табачные для кальяна от влажности отсыреют. Плюс запах гари въестся намертво... К тебе потом месяц никто не зайдёт – какой покупатель захочет пробовать пропахший дымом товар?

– Да что ты говоришь! – огрызнулся Антон, лихорадочно тыкая в телефон. – Алло! Администрация ТЦ? У меня авария в магазине! Что значит "аварийки все на объектах"? У меня товар на полтора лимона портится! Как это – к вечеру только?! Да вы знаете, кто я?!

Испытание вентиляцией

Дым уже заполнял помещение. Антон метался между витринами. На термометре за стойкой цифры ползли вверх – 25... 27... 30 градусов. Для его товара это было смертельно: ароматизаторы и никотиновые жидкости требовали строгого температурного режима, иначе химия начинала "гулять". А табак для кальянов вообще капризная штука – перегреется или отсыреет, и всё, можно выбрасывать.

– Толян, – вдруг сменил тон Антон. – Ты же в этом разбираешься? Там что-то с вытяжкой... Может, глянешь? Я заплачу, конечно!

– За еду? – невозмутимо уточнил Толя.

Антон замер. В повисшей тишине было слышно, как потрескивает неоновая вывеска.

– Слушай, я погорячился. Давай нормально договоримся. Десять тысяч за срочный вызов – устроит?

Толя не спешил с ответом. Он смотрел на бывшего одноклассника, на его взмокший лоб, на дорогой, но помятый пиджак, на золотые перстни, которыми тот нервно постукивал по прилавку. Где-то в глубине торгового центра завыла сигнализация.

– Пятнадцать! – выпалил Антон. – Плюс премия, если быстро сделаешь!

– Дело не в деньгах, – Толя покачал головой. – Знаешь, что самое паршивое? Ты ведь даже сейчас не понимаешь, что не так. Город задыхается, люди маски в аптеках берут в кредит, а ты...

– Да понял я всё! – перебил его Антон. – Я был неправ! Извини! Двадцать тысяч! Толян, я без шуток – весь товар пропадет!

В магазине становилось всё жарче. На стеклянных витринах начал оседать конденсат, смешанный с пепельной взвесью. Баночки с жидкостями для вейпов покрывались серым налётом.Толя медленно расстегнул куртку. В кармане лежал потрепанный блокнот – привычка записывать размеры и схемы осталась еще с первых дней работы.

– Ладно, показывай свою вентиляцию.

– Правда? – Антон просиял. – Сейчас, сейчас... – он заметался по магазину, чуть не опрокинув стойку с электронными сигаретами. – Вот тут щиток, тут вытяжка... Я даже не знаю, что там и как...

– А техпаспорт на помещение есть?

– Какой еще... А, да! – Антон нырнул под прилавок и достал папку с документами. – Вот!

Толя пролистал бумаги. Типовая система, ничего сложного. Но запущенная – это было видно даже по схемам обслуживания. Когда последний раз делали ревизию? Год назад? Два?

– Принеси стремянку. И отвертку.

– У меня нет... – замялся Антон.

– У охраны возьми, – Толя уже прикидывал фронт работ. – И фонарик нужен. Нормальный, не телефон.

Пока Антон бегал за инструментами, Толя осматривал потолок. Вентиляционная решетка почернела от пыли. Типичная картина – все хотят быстрых денег, а об обслуживании думают в последнюю очередь.

Через десять минут, стоя на стремянке, он снял решетку. В свете фонаря открылась удручающая картина: воздуховод забит пылью и какой-то липкой дрянью. Видимо, годами оседали испарения от вейпов и кальянов.

– Ну что там? – Антон переминался внизу с ноги на ногу. Термометр показывал уже 32 градуса.

– Жить будешь, – хмыкнул Толя. – Если, конечно, научишься за вентиляцией следить. Тряпка есть? И ведро бы не помешало.

Следующий час прошел в работе. Толя методично чистил систему, периодически спускаясь проверить силу потока воздуха. Антон метался между прилавком и подсобкой, то и дело спрашивая: "Ну как? Скоро?"

– Вот скажи мне, – Толя протирал очередной участок воздуховода, – ты хоть раз за два года профилактику делал?

– А зачем? – искренне удивился Антон. – Оно же работало...

– Поэтому и сдохло в самый неподходящий момент, – Толя покачал головой. – Сейчас торговый центр на аварийном питании, вентиляторы работают вполсилы. А когда система забита, она даже на полной мощности еле дышит. При таком раскладе твой магазин через час превратился бы в сауну.Он спустился со стремянки, вытирая руки.

– Включай.

Антон щелкнул переключателем. Вентилятор загудел, набирая обороты. Даже на половинной мощности прочищенная система справлялась – спертый воздух постепенно начал выходить из помещения, сменяясь потоком из центральной системы кондиционирования.

– Живем! – воскликнул Антон, глядя на термометр. Температура медленно поползла вниз. – Слушай, ты правда спас мне товар на полтора лимона! Я это не забуду!

– Держи, – Антон протянул деньги. – Как договаривались, двадцать тысяч. И слушай... может, будешь обслуживать все мои точки? Нормальный прайс, постоянная работа...

Путь к новым горизонтам

Толя вытер руки ветошью и взял купюры – не торопясь, с достоинством. Не как подачку, а как честно заработанные деньги. Аккуратно сложил их и убрал во внутренний карман куртки.

– Знаешь, что я тебе скажу... Проверяй вентиляцию раз в квартал. Не для меня – для людей. Они у тебя тут целыми днями стоят, дышат этим всем.

– А ты что, не возьмешься? – растерялся Антон.

– Не возьмусь, – Толя улыбнулся. – Я, видишь ли, не за еду работаю. И вообще, есть мысль свое дело открыть. Как раз руки чешутся – столько новостроек с неправильной вентиляцией понаставили...

В коридоре торгового центра загудело – включилось основное освещение. Кондиционеры заработали в полную силу.

– Ну, бывай, – Толя направился к выходу. – Удачи с бизнесом.

На улице по-прежнему висел дым от пожаров, но ветер начал понемногу проясняться. Где-то вдалеке слышался гул пожарных вертолетов – помощь из Москвы всё-таки дошла.

Толя достал телефон. Пролистал контакты до буквы "Д" – Димыч.

– Алло, здорово! Слушай, помнишь, говорил про офис на Лермонтова? Там еще вентиляция никакая... Да, я готов посмотреть. И еще, есть разговор – может, пора свою контору открывать? У меня и заказ первый есть, представляешь...

Проходя мимо витрины "Дымкова", он мельком глянул внутрь. Антон, сняв пиджак, протирал запотевшие витрины. А над входом в магазин все так же призывно мерцала вывеска, но теперь она казалась уже не такой самоуверенной.

Толя усмехнулся и зашагал к остановке. В кармане грели душу честно заработанные деньги, а в голове уже складывался план – как начать свое дело. В конце концов, даже в самые сложные времена людям нужен чистый воздух и надежная крыша над головой.

Если вам понравилось, нажмите на палец вверх и поделитесь в соцсетях с помощью стрелки. С уважением, @Алекс Котов.

РЕКОМЕНДУЕМ ПРОЧИТАТЬ