Найти в Дзене
Интересная фантастика

Космическая фантастика. Обзор трех романов русских авторов

Здравствуйте, уважаемые читатели. Представляю вашему вниманию обзор научной фантастики, действие которой происходит в космосе, на других планетах, спутниках, орбитальных станциях и т.д. Говорить будем о трех романах отечественных авторов, написанных в последние годы. Данный обзор, в отличие от нескольких предыдущих, постарался сделать более разнообразным по стилю, сюжету и наполнению. Про другие книги авторов подборки уже рассказывал ранее здесь, в блоге. Специально сделал подборку «второй фантастики», прочитанной у тех или иных фантастов, что не всегда удается. Работаю со всеми жанрами, стилями и направлениями. Хочется рассказать про то и это, но фантастика так необъятна, что приходится ее исследовать, в основном, «по верхам». Таков путь. Поехали. До прочтения романа В. Кленина «Источник душ», с фантастикой данного автора столкнулся пару – тройку месяцев назад. Это была повесть «Четыреста капель крови», показавшаяся мне достаточно любопытной, о чем и доложил читателям Интересной фанта
Оглавление

Здравствуйте, уважаемые читатели. Представляю вашему вниманию обзор научной фантастики, действие которой происходит в космосе, на других планетах, спутниках, орбитальных станциях и т.д. Говорить будем о трех романах отечественных авторов, написанных в последние годы. Данный обзор, в отличие от нескольких предыдущих, постарался сделать более разнообразным по стилю, сюжету и наполнению.

Про другие книги авторов подборки уже рассказывал ранее здесь, в блоге. Специально сделал подборку «второй фантастики», прочитанной у тех или иных фантастов, что не всегда удается. Работаю со всеми жанрами, стилями и направлениями. Хочется рассказать про то и это, но фантастика так необъятна, что приходится ее исследовать, в основном, «по верхам». Таков путь. Поехали.

Вадим Кленин «Источник душ» (2025)

До прочтения романа В. Кленина «Источник душ», с фантастикой данного автора столкнулся пару – тройку месяцев назад. Это была повесть «Четыреста капель крови», показавшаяся мне достаточно любопытной, о чем и доложил читателям Интересной фантастики в одном из предновогодних обзоров. На мой взгляд, особенно интересной эта книжка может быть молодому и подрастающему поколению, что натолкнуло меня на дальнейшее знакомство с творчеством данного автора. В бездонном море современной фантастики, издаваемой «на бумаге» и публикующейся в электронном варианте на соответствующих ресурсах, не так много книг для юной аудитории.

«Источник душ» - с одной стороны, чуть более взрослая фантастика, а с другой – можно смело ориентировать данное произведение на юношество.

Обо всем по порядку. По сюжету, в обозримом будущем, человечество все-таки начинает освоение ближнего космоса. Первым большим шагом стало строительство лунной базы. Затем, земная цивилизация двинулась дальше: осваивать Марс, исследовать спутники газовых гигантов и т.д. Значение лунной колонии стало падать, пока не сузилось до туристического кластера. Потом и туристы прекратили посещать спутник. Но база осталась. Ее обслуживали роботы.

Главный герой повествования – синтетик Давид был представителем третьего поколения кибернетических механизмов. Внешне он мало отличим от представителей рода человеческого, поскольку его оболочкой была так называемая синтезированная кожа. Давид исполнял обязанности уборщика помещений лунной базы, более ему пока ничего не доверяли. Просто главный герой лишь недавно начал функционировать и не успел набраться опыта и компетенций, чтобы выполнять что-то более значимое. В каких-то отношениях Давид был совсем несмышлёным ребенком, если можно так именовать автономный самообучающийся кибернетический механизм. Но «взрослеть» ему пришлось ускоренными темпами, а не плавно набираясь знаний, опыта, коммуникативных навыков. Давида угораздило вляпаться в события, определившие не только судьбы лунной базы, но и всей человеческой цивилизации. Вот так глобально. Ну а началось все с таракана. Причем тут насекомое и как оно оказалось на спутнике нашей планеты, с практически отсутствующей атмосферой, убийственными температурами и прочими неподходящими для жизни условиями? Давид не знал. Он просто увидел насекомое в одном из тамбуров базы, где "молодой" синтетик наводил частоту. Таракан сбежал, а Давид пошел докладывать об обнаруженной живности своему начальству.

Изображение на заставку. Источник: www.freepik.com. «Разработано Freepik»
Изображение на заставку. Источник: www.freepik.com. «Разработано Freepik»

Как можно понять из моей небольшой аннотации, ключевое место в сюжете произведения занимают роботы – синтетики (они же андроиды, а также другие представители кибернетики). Вышли они у автора отменными. Здесь тебе и ограничивающие азимовские законы и разные нюансы функционирования и развития кибернетического сознания. Давид получился не просто роботом, совершающим те или иные подвиги (как без них в приключенческой фантастике). Он предстает живым роботом, со своим неповторимым «Я», андроидным сознанием, пусть и отличным от человеческого, но развивающимся, становящимся личностью. Классно.

Понравилось то, что автор не чужд популяризаторской традиции. Современные фантасты не так уж часто вплетают в сюжеты своих книг естественнонаучные представления и знания. В романе «Источник душ» даже самый далекий от астрономии и астрофизики человек может почерпнуть сведения о космической радиации, характере лунного грунта и т.п. Причем, повторюсь, книга не является строгой научной фантастикой, как у А. Кларка, или М. Крайтона. Но находится место и научпопу. Это хорошо. На мой взгляд, конечно.

В «противовес» элементам строгой сай-фай имеется и конспирологическая ветка сюжета. Это касается антагонистов главного героя, то есть его соперников и противников. Тут на ум приходят «Фаэты» А. Казанцева, заокеанские страсти середины прошлого века по пришельцам и наше современное мифотворчество о Нибиру и всем таком. На дух не переношу конспирологов, когда они пытаются внедрить свои идеи на серьезных щах, однако, в НФ этим допущениям самое место. Здесь, не только можно, но и нужно.

Несколько сумбурной показалась приключенческая часть книги, ближе к финалу. Но сама концовка получилось впечатляющей. В духе старой доброй сай-фай.

Итого: считаю, что роман «Источник душ» можно позиционировать, как фантастику для всех возрастов, с упором в сторону молодежной аудитории. Книга отличается приключенческим сюжетом, с элементами строгой НФ.

Роботы – супер!

Олег Щетинин, Наталья Крамаренко «Дело 581-14/ОДЧ Опасно для человечества. Книга 2» (2021)

Второй роман подборки можно отнести к классической космической опере. Прежде чем приступить к рассказу о нем, пару слов скажу о своих впечатлениях от первого знакомства с творчеством О. Щетинина и Н. Крамаренко, ну или авторского коллектива Мир Зари (так представляются в своих сетевых профилях авторы). В прошлом году попался на глаза роман «Дело 581-14/ОДЧ Опасно для человечества». Книга разделена на два больших тома, хотя, по сути, является одним цельным произведением, что не исключает возможности самостоятельного обзора второй части. Потому первую часть прочел сразу (и сделал на канале обзор про нее), а вторую отложил на будущее. Хотелось сравнить впечатления по прошествии какого-то времени. Также, необходимо отметить, что роман открывает большой космооперный цикл авторов Мир Зари (название серии совпадает с литературным именем авторского коллектива). Кроме вышеупомянутой книги, в него, на данный момент, входят еще три романа и один материал – «путеводитель» по Вселенной Мира Зари.

Вселенная цикла, как и каждая уважающая себя космооперная серия, обладает собственным легендариумом с «историей» и «географией» галактики будущего. Ключевым событием развития человеческой цивилизации является здесь нашествие инопланетной расы мантисов. Чужаки владычествуют на Земле несколько столетий, но в конечном итоге отброшены в результате восстания человечества («Операция Заря»). После обретения свободы, люди быстрыми темпами принялись осваивать космическое пространство, выйдя за пределы Солнечной системы. К 580-му году Космической Эры человечество заселило множество миров дальнего космоса (за пределами собственной системы). Терра – Земля, Марс, Теллур, Сангус, Сиппар и др. объединились в сильнейшее межзвёздное объединение, называемое Торговым союзом. Другие миры прозывались террянами Темными и Диким мирами, с соответствующими выводами и характеристиками.

В первом томе «ОДЧ» события происходят на планете Торгового союза Тирана. Девушка – пилот с отдаленного мира Колония – 17 Инге Сонел хочет обосноваться в этом мире. На Тиране она знакомится с Тимом Найденовым, занимающим не последние места в иерархии одного из местных мафиозных кланов. Тирана – особое место. Достаточно богатая планета с множеством мегаполисов, рыхлым государственным аппаратом и большим влиянием мафии, как нельзя лучше подходит для городских приключений в духе киберпанка и элементами мистики. Инге и Тиму скучать не приходится. Как и читателям.

Если первая часть «ОДЧ» представляет собой планетарную фантастику с киберпанковской эстетикой, то во втором томе приключения переносятся в космос. В борьбу против сильного «трансцендентного» противника главных героев подключаются терряне (они же терранцы, они же земляне): сотрудники Межпланетного Управления Космической Безопасности и Охраны Правопорядка (МУКБОП). Они отнесли ситуацию к категории ОДЧ, то бишь «опасно для человечества» и деятельно включились во все события.

Добавление новых персонажей, не характерных для мира Тираны, и перенесение действия за пределы этой планеты определили характер второго тома книги. Не просто так я писал про киберпанк: на улицах мегаполиса Тираны орудуют гангстеры, ведут свою игру полицейские и частные детективы, мелькают завсегдатаи баров и клубов. Все это вместе создает яркую и своеобразную атмосферу книги. Продолжение в космосе перенаправляет повествование в русло космофанатстического триллера. В сюжет вплетаются высокие эмпирии: отношения терранцев с их союзниками по Торговому союзу и иные такие коллизии, рабочие моменты МУКБОП и т.п. А это, уже, как ни крути, тянет на классическую космическую оперу.

Что касается героев повествования, то здесь второй том не совсем самостоятелен. Особенно в части Инге, Тима и других тиранских персонажей. "Вкусно" они поданы в первом томе: ярко, видна индивидуальность персонажей (само собой, в рамках приключенческой фантастики). Во втором томе их линия продолжается. Ну и приключенческая часть, на мой взгляд, вполне себе на хорошем уровне: и напряженно, и интересно. Учитывая послесловие – путеводитель по Миру Зари, не отказался бы почитать и о других мирах и приключениях в этой космооперной Вселенной. Ну... какие мои годы.

Евгений Филенко «Энигмастер Мария Тимофеева» (2019)

Не знаю почему так мало внимания наш брат - блогер уделяет фантастике Евгения Филенко. При этом, хорошим тоном считается ностальгия по старой доброй фантастике, плач о засилье попаданцев, ЛитРПГ и т.п. Только ленивый так не говорит. Не любите современную фантастику, ну вот вам НФ по старым добрым лекалам. Читайте, анализируйте, общайтесь с единомышленниками. Но… обо всем по порядку.

О писателе – фантасте Филенко в первый раз услышал лет пять назад. Вернее, увидел комментарий к одному обзору Интересной фантастики. Порекомендовали этого автора. Нашел время, прочел роман «Блудные братья» (1999), входящий в цикл «Галактический консул». Книга весьма впечатлила: космооперный сюжет, со всеми необходимыми атрибутами, в обертке утопического будущего. Дюже понравилось. К этому следует прибавить несомненные литературные способности Филенко. Умеет писать человек. Как говорится, старая школа (публиковаться Евгений Иванович начал еще в семидесятые годы). Интересы блога, требующие разнообразия в обзорах, не позволили мне плотно изучить фантастику Филенко. Благо, сегодняшняя тема про "вторую" фантастику натолкнула на мысль о серии «Галактический консул». Только решил рассказать здесь о боковой линии данного цикла.

Итак, действие романа «Энигмастер Мария Тимофеева» происходит во Вселенной Галактического консула, но не имеет общих сюжетных линий с произведениями о Константине Кратове и Северине Морозове (героях историй противостояния с эхайнами – ключевой линии всей серии). Как говорят в таких случаях, книга условно входит в цикл «Галактический консул». Также условно обозреваемый роман относится и к серии автора о гениальном историке Викторе Тимофееве, написанной еще в советское время. Сборник «Сага о Тимофееве» и несколько произведений о Марии Тимофеевой соединяют в условный цикл «Созвездие Тимофеевых». Объединяет этих героев только то, что Мария является далеким потомком Виктора Тимофеева в восьмом колене. Ну и еще она гениальна, также, как и предок.

Что же в ней такого выдающегося? Мария, или, как чаще всего она фигурирует в романе, Маша является начинающим сотрудником службы будущего Тезаурус. Ее должность – «энигмастер». Что-то вроде детектива, решающего сложные, неразрешимые, на первый взгляд, задачи, с помощью сбора информации, ее скрупулезного анализа и точного вывода – решения. Конечно, без гениального озарения тоже не обойтись. А еще, Маша молодая длинноногая, темноволосая девушка двадцати четырех лет от роду. Может она и не похожа на супермодель, но обладает особой такой красотой, сочетающей русские и испанские черты. Мама у Маши – представительница страны корриды, дон Кихота, Колумба и т.п. (хотя, в будущем цикла никаких границ уже давно нет). Естественно, подавляющее большинство ученых, космонавтов, администраторов и прочих ответственных лиц, встречающихся ей по работе, воспринимают молодого энигмастера, как объект ухаживания, а не гениального решателя головоломок. Впрочем, это не мешает Марии Фелисидад Тимофеевой находить ответы. К примеру, найти внезапно пропавшую планетарную базу и ученых на ней, спасти коллегу от неизлечимой болезни, разгадать тайну внезапного цунами на японском острове, обнаружить экипаж покинутого древнего звездолёта и т.п. Приключения Маши происходят не только в космосе, но и на Земле.

Книга представляет собой сборник новелл – законченных историй, объединённых главной героиней и несколькими другими персонажами (такими как «Команды Ы», в которую входит Мария, старший коллега Эварист Гарин и др.). Истории про энигмастера Марию напомнили мне булычевского доктора Павлыша и его приключения. Нет, никакого копирования и подражания здесь нет. Филенко – самодостаточный писатель, со своим стилем и оригинальной фантастической вселенной. Но что-то сходное есть. Ну и сама Маша – это, конечно, нечто. Пожалуй, не буду раскрывать сюжетные ходы. Ощущения после прочтения романа остались самые что ни на есть положительные. Хорошая, добрая фантастика.

На этом на сегодня все. Понятно, что основой массив современных сетевеых и традиционных публикаций фантастики посвящен модным направлениям: от попаданства во всех его формах, до бытового фэнтези. Но немало авторов продолжает работать в русле старой доброй НФ. Как, например, Вадим Кленин с его лунной сагой про роботов и древних пришельцев, или коллектив Мира Зари с масштабной одноименной космооперой, или Евгений Филенко, с невероятно светлой фантастикой об энигмастере Маше. Читайте фантастику. Я же продолжу рассказывать о самых разных книгах в нашем любимом жанре.

Ссылки на новые обзоры канала размещаются также в ВК Интересной фантастики https://vk.com/infantastika