Найти в Дзене

U2 Песни, без которых моя жизнь бы обеднела

Оглавление

Иногда музыка нужна, как воздух. Иногда только она способна помочь в момент, когда выбор сделан, принято решение, а выполнить его уже нет никаких сил. Иногда только песня разводит в стороны сомнения, разбивает страхи, даёт внутреннюю цельность и спокойствие, помогает восстановить в себе человеческое достоинство, укрепляет веру и поднимает дух! Иногда наоборот - песня успокаивает, словно мазью мажет больное место и с каждым тактом, с каждой фразой помогает исцелиться от душевных ран.

Есть несколько исполнителей, которые для меня выступили в такой роли и об одном из них я хочу рассказать - U2.

Зная про устойчивое весьма негативное отношение к U2 в России, как к одиозной и крайне переоценённой группе я не буду ни объяснять причины возникновения такого отношения, ни оправдывать коллектив, я не буду рассказывать предыстории и опущу весь бекграунд, я расскажу о том, почему для меня эти песни стали особенными. Что в них я вижу и что они давали мне все эти годы.

Предисловие к сборнику рассказов о песнях U2

По нескольким причинам у группы U2 в России сложилась неприглядная репутация. Так получилось, на мой взгляд, и потому, что те песни, которые принесли группе славу на Западе у нас не востребованы, и даже больше, вызывают неприязнь. Они звучат, как очень пафосные проповеди, как эмоционально переигранные воззвания к широким массам с высоких трибун.
Я для себя их называю - "песни Папы Римского". Но именно с ними и сталкивается любой слушатель знакомящийся с группой через масс-медиа, и, если знакомство не задалось, то другие песни потом искать и слушать уже нет никакого желания.

Я представляю 20 моих любимых песен. За 2-3 исключениями эти песни не появляются в сборниках лучшего U2, они редкие гости в концертных сет-листах и нечасто звучат по радио, лишь на 8 из них сняли видео.
Эти песни, по аналогии с "песнями Папы Римского" представляются мне, несмотря на композиционную сложность некоторых их них, скорее, "дворовыми", "кухонными", которые словно поются не на публику, а для своих, среди своих. Именно в таких песнях, мне кажется, и раскрывается по настоящему художественная сила группы, и я, насколько смог, постарался рассказать об этом в своих обзорах.

Я постарался дать ключи к этим песням, чтобы можно было открыть к ним двери и прожить их; дать угол подхода, с которого мне открылась та или иная песня. Мне будет очень радостно, если эти песни откроются и вам.

01 - Sunday Bloody Sunday

"Sunday Bloody Sunday", наверное, та песня, с которой я полюбил U2: она поёт во мне всегда, когда требуется совершить рывок, собраться с духом, с силами. Я - с одной стороны - слышу в ней непримиримость с обстоятельствами, с существующей ситуацией, слышу готовность встать и идти, а с другой стороны ощущаю в ней нежность и любовь к жизни, из-за которой и надо встать и идти.

Барабаны грохотом открывают песню и выбивают чёткую фразу - они говорящие и говорят они героически и тревожно. Когда же оттенённая "скрипом" скрипки вступает гитара, героический характер песни становится предельно ясен. Гитарная фраза по характеру словно дублирует барабанную, но это не повтор, а дополнение, сочетание этих двух равноправных и простых партий дают глубину чувств не пряча деталей.

Детали прячет "шумная" аранжировка, словно "муть", через которую неудержимо прорывается ритмическая основа песни, несущая и смысловую нагрузку.

Голос.
Вокалист начинает песню декламируя нарочито спокойно и ровно, но уже с третьей строчки его голос срывается в риторический вопрос рефрен:

How long, how long must we sing this song?
How long? Tonight we can be as one
Tonight, tonight

Как долго, как долго мы должны петь эту песню?
Как долго? Сегодня мы все будем, как один!

И этот вокальный срыв цепляет и подхватывает, и я пою вместе с ним:

Sunday, bloody Sunday
Sunday, bloody Sunday

Вокал Боно сам по себе, наверное, неправильный, петь он не умеет, голос его плавает, но это меня и убеждает, это мне и надо. Мне нафиг не нужен тут академический оперный певец, он тут лишний со своим "правильно", в той песне, в которой поётся про "всё неправильно". И когда на строчке припева Sunday, bloody Sunday... голос Боно и бек-вокалы мажут, а потом словно находят друг друга и сливаются в целое, это попадает! это именно то, что надо. Я так же пою, мы нашли друг друга, сегодня мы все будем, как один.

Скрипка своими вступлениями подменяет и дополняет вокал: голос Боно и скрипка в песне говорят про любовь, про чувства, они дают необходимую в подобного рода призывах человечность.

Песня временами то слабеет в динамике, словно устаёт, то словно подхватывается и вспыхивает, крепнет, что акцентированно и вокально, и инструментально. Короче, всё как в жизни!

Аранжировок минимум, потому что для "Sunday, bloody Sunday" не надо лишних слов. Мне здесь всё понятно и я пою её вместе с U2.

Как долго я пою эту песню? да вот лет 30 уже.

02 - White As Snow

Я люблю слушать "тёмные" истории рассказанные "светлыми" людьми.
Я устаю от историй с "тёмной родины", когда мои земляки в погоне за оригинальностью перестраивают внутреннюю логику мира, выдавая это за развитие, игру, жизненные перемены или просто развлекаясь: в конечном итоге всё всегда сводится к Кортасаровской статуе Верцингеторига, где соотношение "пьедестал - статуя" будет перевернуто. Меня утомляет разворачивать пьедестал обратно. Когда таких "статуй" становится много я болею.

U2 умеют рассказать о тёмном и мутном так, что я выздоравливаю, их песни помогают мне вернуть и силы, и любовь к жизни. К счастью у группы достаточно таких спокойных рассказов.

"White as snow"

Вступительные капли клавишных и гитарная обратная запись задают трогательную атмосферу и эта чуть тянущая атмосфера вызывает у меня томление сердца - спасибо Эджу.

Простенький перебор струн становится основой для неспешного рассказа. Чуть надтреснутый хрипловатый голос рассказывает спокойную, без надрыва и истерики историю неважно про что, я не внимателен к текстам Боно, из которых, мне кажется, часто важны 1-2 сточки или даже один возглас или слово. Мне всё передаёт его голос.

Момент, когда ко второму куплету голос Боно поддерживаемый подпевками переходит от повествовательного к задушевному - трогает. Словно мягкой кисточкой гладит мне душу, и с каждым касанием уносит усталость и боль, и приносит покой.

Мне очень нравится мелодия, которую исполняет Боно, её переходы звучат для меня так естественно, что я плыву вслед за ней и ни один поворот меня не разочаровывает.

Даже обязательный для Боно неприятный мне пафосный пассаж с мягкой работой тарелок Маллена звучит не так вызывающе, как обычно.

Снова следует рассказ:

As boys we would go hunting in the woods
To sleep the night shooting out the stars

на этой строчке Боно единственный раз повышает голос и эмоции, словно чувства вырываются из под контроля

Мальчишками мы охотились в лесах,
И спали ночью под покровом звезд.

и затем Боно, заканчивая песню, возвращается к спокойной человеческой манере:

Now the wolves are every passing stranger
Every face we cannot know
If only a heart could be as white as snow
If only a heart could be as white as snow

Теперь же волк есть в каждом незнакомце, проходящем мимо,
В каждом лице незнакомом для нас.
Если бы только сердце могло быть белым, словно снег...
Если бы только сердце могло быть белым, словно снег...

я слушаю песню и слышу, что не всё в порядке в этом ровном и спокойном мире, про который говорит Боно, но это жизнь, и ты её живёшь, и, бывает, хочешь как лучше, а получается, как получается. Также, как и в моей. Значит, я не один со своими надеждами и сомнениями. Меня это успокаивает и лечит.

Последние нотки звучат оптимистичненько и весело, как смайлик

спасибо U2

03 - Drowning Man

Мой знакомый рассказывал, как замерзал в тундре на рыбалке. Сломался снегоход, помощи ждать было неоткуда, погода морозная. Стал замерзать. И вот, когда он уже засыпал и прощался с жизнью, в его сознании возникли постепенно приближаясь волшебные звуки, какие-то небесные перезвоны дивной красоты. Он думал - ангелы, а оказалось саам на оленьей упряжке. Увидел снегоход, остановился, спас. А волшебные звуки были звенящими на оленьей упряжи колокольчиками.

Подобное ощущение возникает у меня от некоторых песен U2. Есть у группы песни спасения - по другому их не назову, - когда песня словно пробивает какую-то окружившую тебя пелену, какую-то глухую пластиковую плёнку и встряхивает, пробуждает, поддерживает, возвращая к жизни, вытаскивая из уже было засосавшей трясины.

"Drowning Man" такая -
она и начинается, как в истории про саама, с постепенно нарастающих каких-то неземных бесплотных звуков, которые уверенно приближаются и, наконец, со вступлением баса наливаются плотью и силой.

"Take my hand" (Возьми мою руку) - говорит Боно первыми же словами: голос серьёзный, даже чуть строгий, мол, "Что ж ты, дружок, опять попал в какую-то жопу?". Сменяющая голос скрипка чуть сглаживает эту строгость, но чуть, и пока гитара добавляет чёткости своими бряцающими отчёркивающими аккордами скрипка пилит-пилит-пилит свою фразу, чтобы всё же смягчиться завершить её нежной нотой.

"Take my hand" - второй раз говорит Боно и говорит уже с чувством в голосе, тянет отдельные слоги, что делает его голос человечным - это уже взывание, обращение к попавшему в беду.

И усиливая это обращение Боно призывает со страстью:
"Hold on, and hold on tightly", - звучит требовательно и, в то же время с переживанием, чуть не с болью бессилия, что ему одному не справиться, не помочь, если ты не дашь свою руку.

Hold on, and hold on tightly
Hold on, and don't let go
Of my love.

Держись, держись крепко,
Держись, и не отпускай
Мою любовь.

Как трогает меня это "don't let go of my love", как оно выделено голосом, ведь только что голос был уверенным, требовательным, сильным, когда призывал "держаться крепче" и вот стал нежным, напевным, живым, трогая за душу, пробуждая её, принося надежду и любовь - словно певец не руку, а душу просит протянуть навстречу.
И скрипка вторит голосу подчёркивая чувственность и трогательность момента, а гитара аккордом словно отчёркивает каждый шаг.

А Боно продолжает призыв и призыв дублируется, его сила множится, уже словно несколько человек обращаются к потерянным душам, и голоса их сливаются в хор и просят душу протянуться навстречу.

The storms will pass (the storm will pass)
It won't be long now (it won't be long now)
His love will last
His love will last... forever.

"Любовь останется...навсегда" - переливается голос Боно, и теперь уже гитара начинает перебор струн, и она обращается к душе.

Третий раз начинает куплет Боно с "Take my hand"; и больше слов стали распеваться, тянуться - словно каждая пропетая нотка вот-вот сейчас дотянется до души другого человека... и тут же
"Hold on, and hold on tightly", повторяется полный страсти призыв, так, чтобы достучаться до пропащего, и барабаны, как гром, подчёркивают и призывают найти силы!

Rise up, rise up
With wings like eagles
You run, you run
You run and not grow weary.

Взлетай ввысь, взлетай ввысь,
С крыльями, как у орлов,
Ты бежишь, ты бежишь,
Ты бежишь и не устаешь.

Борьба за спасение достигает высшего напряжения:

Take my hand - ангельским пением звучат бек-вокалы.

Hold on, and hold on tightly - страстно призывает Боно.

To this love... last forever - нежным эхом с разных сторон звучит призыв держаться "за эту любовь... что останется навсегда".

И когда замолкает голос скрипка даёт рифф, от которого загорается сердце и горят глаза, появляются силы встать в полный рост и держать протянутую руку, и тут же "Take my hand" - звучат ангельские подпевки, напоминая зачем ты поднялся и что за огонь разгорелся в твоём сердце - любовь и сила, сила и любовь рука об руку идут до конца песни.

Больше всего в "Drowning Man" меня поражает сочетание любви и силы. Это не военный или спортивный приказ-окрик "подняться и не сдохнуть!", и не бессильное сочувствие наблюдателя, и не пассивное сожаление "что я мог сделать?" и не самодовольство профессионального душеспасателя.
"Drowning Man" не равнодушна, она обращена именно к тебе. Ей важен ты.

Тема спасения одна из основных в творчестве группы, но как сложно оставаться человечным, не думая о себе, о своей роли в спасении, не скатиться в пафос и морализаторство, как сложно выдержать эту грань.

04 - Wake Up Dead Man

иногда в своих песнях группа словно ныряет в совсем уж темноту, но примечательно это не само по себе, а тем, что этот нырок, как билет в один конец - обратно группа не выныривает.

Сколько бы я не читал историй возникновения таких песен складывается ощущение, что все они пишутся по одной схеме: является гитарист группы Эдж и приносит основную мелодию и первое четверостишие, от которых разит беспросветной депрессивностью, предоставляя Боно самостоятельно выбираться из той бездны, в которую Эдж всех погрузил. Обычно Боно это удаётся и появляется ещё одна категория любимых мной песен U2, пусть и довольно мрачных.

"Wake Up Dead Man"

Песню представляет пара - гитара и голос: меланхолично-медитативный гитарный перебор неспешной блюзовой поступью ритмично покачивается в правом канале, а минималистичный искажённый надтреснутый голос на фоне каких-то шумов, обрывков голосов и треска цедит текст:

Jesus, Jesus help me
I'm alone in this world
And a fucked up world it is too
Tell me, Tell me the story
The one about eternity
And the way it's all gonna be
Wake up, Wake up dead man

Иисус, Иисус, помоги мне -
Я одинок в этом мире,
Как и сам этот гребаный мир.
Расскажи, расскажи мне историю,
Ту, что о вечности,
И о том, что нас ожидает.
Проснись, мертвец, проснись...

оглушающий грязный аккорд в левом канале после "Wake up" вызывает у меня сильный эффект, словно мой мир - маленькая жестяная коробочка и её только что сильно встряхнули. Три гитарных ноты после "Wake up dead man" ставят то ли точку, то ли, что вернее, многоточие.

В принципе, песню можно заканчивать, всё что U2 хотели сказать - сказали, но за 5 минут песня доходит лучше, чем за минуту, и она длится.

"Wake Up Dead Man" имеет очень правильные темп и ритм, как раз под размышления. Мне нравится, что песня не превращается в нытьё и прочую жалость к себе; и это не "чернуха", что "мы всё умрём" и всё кончится обязательно плохо; и в ней нет злости, гнева и проклятий. Да, с героем песни очень не всё в порядке, но он не врёт себе, не искажает, не гиперболизирует - он раздумывает. "Wake Up Dead Man" - философская песня и, в то же время, очень религиозная.

Я думаю, что, в общем то, это молитва. Такой прямой разговор с Богом.
Герой песни с Богом говорит, а это значит, что он в Бога верит, - в кого не верят, с тем не говорят, - но сейчас герою песни тяжело. Лирический герой в исполнении Боно от Бога не отрекается; не обвиняет ни себя, ни Бога, ни окружающий мир; он даже не отказывается идти выбранным путём, просто молит дать на это сил. В этот раз персонаж песни U2 никого не спасает, а сам просит спасителя укрепить его на избранном пути.

"Wake Up Dead Man" греет меня в мои тяжёлые минуты. Мне эмоциональна близка реакция героя песни, во времена, когда мне плохо, я устал и у меня сомнения.

P.S.: Эдж: "Я написал ее в один из тех моментов, когда почти перестал верить - именно так я себя чувствовал в то время. Я приехал к своему дому в Дублине на рассвете, как раз собирался зайти внутрь, как мне пришли в голову эти слова: "Иисус, помоги мне, я одинок в этом мире, как и сам этот гребаный мир". Во многом это правда, ты практически всегда одинок, даже когда окружен толпой людей. Я пришел в студию с первым куплетом, Боно написал остальную часть".

05 - Trash, Trampoline And The Party Girl

рассказ про девушку пропащую и про то, что в юности всё такое хрупкое и так легко распорядиться этим неправильно.

Ведущая гитара играет боем, как играют все дворовые компании в молодости и Боно поёт по человечески эмоционально, хрипло от переживаний, что сразу доходит до сердца.

Подпевки Боно чистые, как капельки, и клавиши в проигрыше звучат, как такие же чистые капельки - светлые, прозрачные и звонкие, как весенняя радость юности. И гитара вторит клавишам роняя свои, звонкие ноты-капли и затем складывая из них простой и светлый рисунок.

Как поёт в этой песне Боно: "Когда мне было три года, я думал, что мир вращается вокруг меня, я был неправ."

Всё это мне напоминает о времени, когда думалось, что твоё солнце никогда не закроют тучи.

06 - Lemon

нелюбимый мной период, непонятный мне альбом, клип странный, текст сумбур, музыка...
Есть что-то в начальных щелчках и вибрирующей партии гитары, но этого мало, чтобы глубоко тронуть за душу; диско-рисунок ритм-секции схематичен и прост, хотя и гармоничен; клавишные звучат словно сыграны одним пальцем по темечку; даже голос Боно звучит противным необычным для него фальцетом, словно издеваясь или пародируя - только гитарист с продюсером подпевают человеческими голосами, да струнные от того же продюсера звучат по человечески тепло.

А, вместе с тем, я, слушая песню, испытывал явный целительный эффект.
7 минут жизни - которые проходят на удивление быстро - и после песни мне становилось светлее и легче на душе, чем до неё. И хочется подпевать в припеве: "She wore lemon!"

Почему мне становится легче?! И при чём тут Лимон?!

(кстати, клип гораздо короче песни, а, строго говоря, песня мне открылась лишь после клипа)

Ответ на свой вопрос я получил много позже из рассказа о написании песни.
Боно: «Это был довольно странный опыт… я получил по почте видеокассету от моего дальнего родственника. На ней были кадры, снятые на камеру „Супер 8“ — моя мать играла в лапту, всё было снято в замедленном темпе. На тот момент ей было 24 года — моложе меня».
В истории говорилось и о том, что на этой же кассете была запись свадьбы, где мать Боно была подружкой невесты в платье лимонного цвета. Вот, значит, откуда Лимон!

Мать Боно умерла, когда ей было 48, а самому Боно 14, кассету он получил, когда ему было 33, а матери на кассете 24, и снята она была за 10 лет до его рождения.
Это очень странно - видеть такого близкого человека, которого уже давно нет, в образе, в котором ты его никогда не видел даже новорожденным, а не то, что в сознательном возрасте. Словно знакомиться заново с тем, кого ты уже знаешь просто кровно, энергетически, с рождения.

Видимо всё это и ощущается в песне. И оттого она такая странная. И видимо эта глубокая любовь и даёт ей целительную силу, даже через такую сумбурную форму, а может и благодаря ей.

(видео на 2:20 короче альбомной версии песни)

07 - Twilight

сумерки, время, когда ещё ничего не произошло, но все ведут себя так, будто всё уже случилось.

острая гитара теребящая одни и те же ноты, ворочающийся бас, голос вызывающий неприятное напряжение поддержанное барабанами создают ощущение какой-то агрессивной трясины, в которой ты давно застрял и остаётся только мелко-мелко буксовать, буксовать, повторять одно и то же, каждый день, каждый раз, одно и...

Twilight - одно слово из всего текста имеет значение!

Twilight - голос Боно звучит, как клич свободы!

Twilight - одно слово поддержанное открытыми и размытыми, как от быстрого полёта, звуками гитары; одно слово - и ты вырвался, ты просто взмыл, отбросил все эти тянущие и толкающие лапы, ты чувствуешь воздух под развернувшимися крыльями! А после второго куплета прорыв только набирает силу, разворачивается, словно вырывается за пределы притяжения планеты с её суетой и тяжбами, и гитарное соло уже говорит про другое измерение.

08 - Magnificent

Этот гимн имеет такое претенциозное начало, что услышав его впервые я моментально занёс его в плотно набитую мусорную корзину сверх-пафосного материала, когда-либо исходившего из под пера группы:

этот рёв больного носорога во вступлении и пошлые синти-поповые клавишные ноты, вкупе со вступительным кличем Боно повторяющим не менее претенциозное название песни живо вызвали худшие воспоминания от растиражированных по всем каналам надоедливых и сверхпопулярных хитов U2.

...и только гитарная последовательность на фоне которой Боно и исторгал свой клич удержала мою руку на "кнопке сброса"... было в ней что-то да, величественное, но в то же время живое, лёгкое, свободное, сильное.

С куплетом моя надежда услышать нечто живое всё возрастала: каждый поворот мелодии меня радовал, голос Боно оставался человеческим, он был тёплым, земным, радостным, гармонии словно дышали, а припев... припев расставил всё по своим местам!

Припев - сердце песни, и всё сразу обретает смысл, и даже то, через сколько шелухи идти до главного... гитара, голос, гитарные четыре ноты после строчки припева... полная гармония!
Голос без аккомпанемента был бы слишком пафосным, но на этой гитарной последовательности он, как влитой, и нельзя представить себе его по иному.

Восторженный возглас Боно перед припевом стал кульминаций песни, ключом открывающим душу для следующих за ним строк:

Only love, only love can leave such a mark
But only love, only love can heal such a scar

Только любовь, только любовь может оставить такую отметину,
Но только любовь, только любовь может исцелить такой шрам.

а название песни исполненное после припева уже не звучало пафосно и заняло своё законное место!

И этот припев был один из немногочисленных запавших мне в сердце моментов живого концерта группы в Москве.

U2 написали потрясающий гимн любви, в котором Magnificent сила, восторг и красота живут и не мешают друг другу.

09 - A Man And A Woman

акустическая гитара в паре с басом и догнавшими их попозжа барабанами задают канву для самой что ни на есть простецкой для U2 любовной песни о Мужчине и Женщине

есть в ней какая-то простота и лёгкость "квартирника", будто в дружеской компании кто-то взял гитару и начал песню, а все подхватили. Боно не подаёт как обычно вокал, чтобы там "трогать за душу" или призывать, а поёт таким чуть ли не "домашним" пением, каким поют в ванной - просто, но от души.

Звучание песни светлое и открытое, куплет и припев понятны и просты для восприятия и подпевать ей легко и приятно,

но глубина всё же тут есть - в бридже манера исполнения заметно меняется и текст даже продублирован высоким голосом:

Brown eyed girl across the street
On rue Saint Divine
I thought this is the one for me
But she was already mine
You were already mine...

Кареглазая девчонка живущая через улицу
На Сэйнт Дивайн
Я подумал что она создана для меня
А она уже была моей
Ты уже была моей...

а потом, с ведущим басом, как основным аккомпанементом, готовится ключевая фраза песни, где Боно и вокалом обозначает важность момента:

The soul needs beauty for a soul mate
When the soul wants...the soul waits...

Душа нуждается в прекрасном для родственной души,
А, когда душа чего-то хочет - душа ждёт...

и снова песня звучит легко, просто и шумно - "квартирник" продолжается.

"A Man And A Woman" для меня редкая песня группы: простая против сложных, лёгкая против эмоционально накрученных, светлая против мучительных, такая, словно для разнообразия, даже незатейливая песня про любовь на весьма напряжном и кричащем альбоме.

Лёгкая, летняя, тёплая, без особых полутонов, но про полутона - в том и её обаяние.

10 - Moment Of Surrender

- большая и сложная песня, хотя поначалу она такой не кажется.

Почти 8-минутная баллада без развёрнутых инструментальных частей и с обилием текста представляется с первых прослушиваний довольно монотонной. Так, поначалу отмечаешь, что инструменты, а особенно ритм-секция по значимости смысловой нагрузки уходят куда-то на второй план, - на первом голос и сама последовательность ведущегося им рассказа. Периодически звучит какая-либо небольшая инструментальная партия и снова Боно ведёт своё повествование, которое, по ходу "пьесы", поддерживается бек-вокалами. Песня плавная, и, хоть и без выраженной мелодии, но довольно напевная и гармоничная, и вполне подходит для фонового прослушивания.

Внезапно, послушав "Moment Of Surrender" некоторое количество раз обнаруживаешь, что 8 минут проходят как-то чересчур быстро, а также замечаешь, что ощущение от звучания песни не очень то фоновое: словно несколько раз незаметно для себя получается приобщиться к ней и стать частью её потока, стать нечто большим, и что во время приобщения что-то отзывается на песню в тебе самом.

Постепенно, несмотря на то, что в композиции нет "хуков" и "косметики" она остаётся в памяти, и возникает момент, когда в определённом состоянии, хочется услышать именно её.

Вот тогда "Moment Of Surrender" начинает раскрываться по настоящему.

Обращаешь внимание насколько тщательно выстроена аранжировка, как точны все детали: их очень много, но они не сбиваются в кучу и совершенно не мешают друг другу. Отмечаешь, что все звуки несут свою нагрузку: так, спотыкающийся ритм лупа обыгран "правильными" ударными Маллена, холод компьютера оттенён виолончелью и фортепиано; замечаешь, как более или менее заметно проявляются те или иные инструменты, что вызывает нужные именно для этого фрагмента образы и ассоциации.

Композиционно инструменты бережно или дополняют основную тему, или передают её друг другу, выступая в разных по значению для песни ролях, то вместе, то порознь, придавая ей и вертикальную динамику, когда должен быть заметен эмоциональный акцент и горизонтальную, раскрывая развитие чувств главной темы.

И голос совсем не одинаков: заметно, как тонкий жестяной резкий вокал начала песни одинокий и исполненный болью постепенно наполняется чувствами - становятся протяжнее ноты, чувственнее звуки, и, наконец, поддерживаемый другими голосами заканчивает песню восторженным хоралом.

Moment Of Surrender - исповедь

Сам этот термин - Moment Of Surrender - используется для обозначения момента, когда человек признаёт своё бессилие перед сложившейся ситуацией, и это всегда первый шаг для наступления перемен.

Признание реальности - момент, как болезненный, так и очищающий, даже благоговейный, когда вместе с разрушением упорно державшихся иллюзий наступает обретение некоего непостижимого ранее смысла. Когда накрывает инсайт, что признание своей зависимости вместо того, чтобы окончательно сломить, вдруг лишает её силы и власти над тобой.

Каждый из тех, кому довелось испытать подобный духовный опыт знает, как драгоценны для него эти минуты единения с бесконечностью, с пониманием, что ты часть огромной вселенной. И знает, как в душе уживаются и слова горечи, и слова радости, и новое ощущение мира, и глубина потрясения для тебя самого, и величественность жизни, и понимание, что слова часто уже не нужны и есть только обращение к Богу.

Состояние это и редкое, и сложное, и прекрасно, что группа смогла написать одну из своих лучших и так раскрывающую это состояние песен.

11 - The Ocean

"Уже поздно, все спят, и тебе пора спать,
Завтра в восемь утра начнется игра,
Завтра солнце встанет в восемь утра.
Крепкий утренний чай, крепкий утренний лед.
Два из правил игры, а нарушишь - пропал,
Завтра утром ты будешь жалеть, что не спал.
Но сейчас деревья стучат ветвями в стекла..."

"The Ocean" - маленькая и почти инструментальная эмбиент-композиция в которой, как и в процитированной выше песне создаётся ощущение, что взрослая жизнь она уже вот-вот, а всё никак не наступит.

Юный, чуть недоуменный голос Боно, гулкие барабаны, скрипы, шум воды и гитара Эджа, та, что и создаёт это ощущение чуть потерянности во времени, прозябания на краю человеческого океана.

12 - Tomorrow

по мне - это очень личная песня Боно, даже больше сольная, чем песня всей группы. "Tomorrow" - молитва; вот молитва, как она есть, обращение к Богу напрямую от сердца, которое начинается с трепетной просьбы, а заканчивается мощным воззванием!

Пронзительное начало исполненное на ирландской волынке поднимает какой-то глубинный, от народа, фолковый пласт, в котором идущие через всю песню вопросы Боно звучат, как изначальный древний призыв высшего:

Won't you come back tomorrow
Won't you come back tomorrow
Won't you come back tomorrow
Can I sleep tonight?

Вернешься ли ты завтра?
Вернешься ли ты завтра?
Вернешься ли ты завтра?
Смогу ли я сегодня уснуть?

В голосе звучат страх и надежда, мольба и тревога - эти пары вообще рука об руку идут: ведь пока гром не грянет - мужик не перекрестится! Боно в "Tomorrow" "крестится" очень даже истово.

Само обращение к высшему прочувствованно: повторения вопросов Боно выпевает по разному, это не просто текст для музыки. Голос звучит искренне и возвышенно - высокий и чистый, без лишних оттенков, - и понятно, что герой песни просит именно то, о чём говорит:

... И придёшь ли ты, придёшь ли ты завтра, могу я быть уверен, что ты не оставишь меня...

А кто его оставил, мать или бог? кто должен прийти? Боно, полагаю, и сам бы не сказал.

Мать Боно умерла, когда ему было 14...

(звенят колокольчики, как знак чистоты и света)

I'm going out.
I'm going outside mother.
I'm going out there.

Я выхожу
Я ухожу от матери
Я выхожу туда.

Голос становится напряжённым и острым, преодолевая подчёркнутый крадущимися гитарой и басом страх.

Страх не сдаётся - к песне добавляется рок-инструментарий и напряжение возрастает, но в аранжировки вплетаются радостные нотки - возрастает и надежда!

Всё громче подключаются инструменты: широкими размашистыми электрическими аккордами и акустическим боем сталкиваются гитары, громовыми ударами заглушает волынку барабан и среди их инструментального грома Боно снова и снова повторяет свой вопрос, определяясь в борьбе страха и надежды и, наконец, громко! на весь мир! с уверенностью и восторгом решается в пользу последней! выбор сделан!

O believe Him.

О, верь Ему!

выбор, который Боно передаёт гитаре, а затем и гитара, и волынка, и голос и барабан сливаются в экстатическом катарсисе.

Аминь!

13 - Love Is Blindness

- похоронная песня; давно задуманная Боно, она обрела именно такую форму в период мучительного распада семейной жизни гитариста Эджа, став произведением о том, как жить с вырванным сердцем.

Синтезаторная лирика вступления задаёт ключ к теме - медленно, красиво, грустно, - "похоронный марш"; и тяжёлый гипертрофированный бас волнами - серией ударов колотит в грудь - с каждой волной, как на американских горках, обрывается сердце.

Песня звучит так, как и ходят в тяжёлую минуту мысли: зацикленно и бесконечно, навязчиво и размеренно в голове повторяется одна и та же фраза, скрытая за неподвижным лицом с пустыми глазами.

В "Love Is Blindness" фактически всю песню постоянно повторяется одно и то же:

Love is blindness
I don't want to see
Won't you wrap the night around me
Oh, my love
Blindness

Любовь — это слепота!
А я и не хочу видеть.
Не окутаешь ли меня ночью?
О, моя любовь —
Слепота

и голос... то кровоточащий и равнодушный к этому голос, звучит, словно картонная фигурка болтается на бечёвке, - и ему всё равно; то потерянный и по детски непонимающий: "Что же не так? Почему? Ведь всё было хорошо?" - и всё сильнее отдаляющийся от времени, когда была любовь.

Но главная здесь - гитара.
И даже не та, что ярче голоса сверлящей болью бьёт по нервам повторяющейся фразой и грызёт так, как грызёт неотступная мысль,
а та, что люминесцентной лампой мерцающей вдали сопровождает всю песню, как тонкая тянущаяся нить в прошлое, готовая вот-вот оборваться.

В финале Боно, словно отвечая на траурное синтезаторное вступление, чуть опошляя тему и снижая градус напряжённости добавляет к гитарной партии свои вокализы в духе Marche funèbre: Lento Шопена, на которую эта песня и похожа.
Может так и надо.

14 - If You Wear That Velvet Dress

есть солнечный свет, есть электрический, и к миру освещённому ими мы давно привыкли, но, бывает, во время полнолуния комнату освещает каким-то новым для неё светом и открывается дверь в особенный, скрытый до этого мир: серебрятся предметы, колеблется воздух и танцуют пылинки в полной тишине... иное измерение, иные правила, запретное царство, не для человеков.

Аккуратно звенит струнами акустическая гитара, чуть слышно шелестит щёточками Маллен и что-то неторопливо и тихо напевает себе под нос Боно, а в песне царят клавиши Marius De Vries, - известного уже, и ещё больше потом композитора саундтреков, - который и создаёт эту зыбкую атмосферу полнолуния, когда оживают и меняются предметы и пространства.

...есть в этом звучании что-то тайное, скрытое, запретное, манящее, колдовское.

А музыка тем временем наливается чувствами: превращается в пение голос, от забытья к своей привычной жизни возвращается ритм-секция; звучание оживает, наливается плотью, лунный свет пропитывается земным человеческим присутствием, и вот Боно завершает фразу очень чувственным до хрипоты голосом: "I'm wanting..." (Я хочу).

Кажется, только этого признания все и ждали!

С новой силой вскипает бас, пробуждается электрогитара и сливаясь с клавишными колдует зыбкую мистическую атмосферу, становящуюся единственной реальностью, которая мерцает и искрится, и переливается, обретя полноценную жизнь; а когда снова вступает Боно все эти звуки, как феи танцующие вокруг, что едва касаясь гладят прозрачными руками... зовут, манят, как лунные сладкозвучные Сирены, и все инструменты, и голоса - всё соединяется в один запретный танец, и он властвует до утра, пока не ослабеет лунный свет...

...мистики здесь больше, чем секса.

Мне как-то довелось услышать "If You Wear That Velvet Dress" на границе сна и реальности, и это был путь в другой мир.

15 - The Unforgettable Fire

- воплощённая через образы эмоционального путешествия песня - "само совершенство", которой невозможно наслушаться: величественная, прекрасная и грозная.

Увертюра
Серебром слева и справа словно проверяя сами себя звенят тоненькие струны;
 1 - 2 - 3 - 4 - как предстартовый отсчёт отщёлкивает палочками ритм и прерывается барабанщик; клавишные пробуют произнести свои атмосферные звуки. Легко и будто случайно из переливающихся цветных линий звучащих инструментов, чьи партии переплетаются друг с другом складываются крылья, прозрачные и невесомые, как крылья стрекозы или бабочки.

Такое вступление к песне звучит очень образно, как будто эти крылья у волшебного летательного аппарата, который готовясь к путешествию проверяет перед взлётом свои системы. Когда всё готово, предстартовый отсчёт запускается вновь...

... 1 - 2 - 3 - Старт!

Взлёт! Плавный и быстрый! А Боно уже вдыхает в песню живого человека, и выразительный и прочувствованный голос певца звучит как голос наслаждающейся полётом души. Её как будто невидимой силой отрывает в воздух и стремительно несёт над планетой, быстро-быстро. Дух захватывает, а переливающиеся крылья, то гитарой, то синтезатором меняют ходовые режимы.

И ты, то с замиранием сердца облетаешь высокие пики, вроде Эвереста, то несёшься прямо над землёй, как в полёте с огибанием рельефа местности и сердце бьётся часто-часто и вдруг, словно под тобой земля обрывается вниз и сердце замерло, а ты летишь стремительно к океану, а прямо перед тобой будто руками раздвигают волны и ты видишь такое, что иначе невозможно увидеть - как спят в океане хвостами вниз кашалоты, как лежат на океанской глубине покинутые временем "титаники", как высятся подводные горы и вдоль отвесного склона одной из них ты взмываешь в вверх к свету и уже мягко летишь прямо над волнами мимо песчаного золотого пляжа, на оранжевое солнце, вровень с ветром и птицами и сердце поёт вместе с ними; и снова ураган и огромный вал воды, прямо с кромки которого ты устремляешься вдоль мерцающей пучины, но крылья несут, держат!

Невозможные чувства соединяются.
Восторг тут же сменяется трепетом, когда под ногами раскрывается глубина вод или пропасть - сердце бьётся и трепещет, так и кидает, то в страх, то в радость! Грозная глубина, плотность воды, невиданные места, ужас и красота, радость и трепет, и голос крепчает, смелеет, восклицает, восторгается! Триумф полёта! Радость совершённого открытия!...

На первый план выходят струнные и в их звучании полёт словно замедляется - летательный аппарат плавно заходит на посадку.

Tonight

словно большие сильные руки мягко укладывают в уютную кровать под замедляющийся темп музыки

Tonight

и плавные волны останавливают своё движение, и все контуры видений замедляются и обретают покой, скрипки мягко-мягко, как парашютами, как глубокими перинами останавливают стремительный бег образов

Tonight...

...открываешь глаза.

16 - Ordinary Love

когнитивно диссонансная песня;
самая поздняя по времени создания из песен U2, без которых моя жизнь бы обеднела, "Ordinary Love" и самая спорная для меня в этом списке. Несколько странное ощущение, будто важные слова трогающие за душу произносит двигаясь невпопад человек в нелепом костюме.
Почему тогда она здесь - может, потому что для меня ещё не прошло очарование её новизны?

Странно тут всё.
Классическая песня U2 звучит по модному, даже танцевальному, дискотечному.
У песни минимум три официальных микса, поздние из которых, на мой взгляд, что-то улучшив стремятся в сторону усиления клубного звучания в ущерб мелодике и художественности.

Сама песня не альбомная, это сингл на сторону, по просьбе, в саундтрек фильма "Mandela - Long Walk To Freedom", но её форма и саунд плоть от плоти будущего на момент выхода песни альбома "Songs of Innocence" записываемого шесть лет пятью продюсерами.

По составу участников записи свои странности... здесь только басист - просто басист: в помощь Боно пригласили вокалистку Angel Deradoorian, а кроме неё подпевает и гитарист, что обычно, и барабанщик, что нет; Боно, Эдж и ещё три человека играют на пианино (в т.ч. на электронном пианино Wurlitzer) и до кучи эти же три последних играют на синтезаторах. Один из пианистов это продюсер Danger Mouse, который является ещё и соавтором музыки "Ordinary Love".

Что же я в ней нашёл...?

Голос. Всё-таки голос.
Нет, "дискотечный" аккомпанемент мне здесь тоже нравится, он заводной и яркий, но это удовольствие иного, отличного от вокала свойства. Голос говорит нечто главное, правильное, важное. "Ordinary Love" - песня размышление и обращение, и оно, скорее, сосредоточено в первом куплете, который скальпелем между рёбер скользит в самое сердце. В припеве вокалист поёт выше и дурашливей, словно поддаётся творящемуся вокруг балагану, но несмотря на то, что вокал Боно постоянно топится в попсовой аранжировке он никогда не заглушается ей и не прерывается. Он остаётся верен себе.

В итоге окружающий ритм сливается с ритмом голоса. Инструменты способствуют этому слиянию, даже партии гитары (и с фирменным эмбиентным звуком тоже) скорее участвуют в этом смешении, чем в поддержке вокала. Заводная мелодия припева соединяется с аккомпанирующей "дискотекой" в некое единство, но окончательно "Ordinary Love" не "попсеет" и сохраняет достаточную глубину, - именно голос Боно не даёт песне коммерциализироваться окончательно. Здесь я хорошо понимаю почему Боно мой любимый вокалист.

Так что для меня песня звучит, как голос правды среди восторженной суеты взбалмошного мира.
А может я просто оправдываю свой когнитивный диссонанс.

17 - The Ground Beneath Her Feet

пропитанный нежностью, сочувствием, заботой и тревогой рассказ о любви. Рассказ довольно простой, а оттенки в нём разные.

Барабанный рисунок со сбивающейся бочкой и звучащие стартовыми сигналами звуки синтезатора сразу создают неторопливую, но неровную атмосферу куда сладко вливается идущая через всю песню плавная и красивая клавишная мелодия.

В таком сочетании сладкого и нервного и выстроена вся песня. Об этом рассказывает и вокалист, который в течении песни отходит от лиричного сентиментального исполнения то добавляя в припеве чувственности под так по-кошачьи поданое "ground", то вкладываясь в обязательный для подобных песен-обращений группы надрывный подъём, который сменяется столь же обязательным подъёмом возвышенным, исполненным с чувственной хрипотцой под оформленный струнными синтезатор.

По динамике песня то получает мощную подкладку под припев и клавишную мелодию, будто красота вступает в борьбу с грозной силой; то второй куплет с внезапным затишьем рассказывает словно о хрупкости жизни и любви под прозрачное, акустическое сопровождение, то к финалу песня проявляясь хаосом гремит всеми инструментами, грубая и громкая, как стихия, как жесткость судьбы.

Есть ощущение лёгкой небрежности музыкантов в отношении создания песни, кроме, пожалуй, вокалиста.

18 - Walk To The Water

Монотонно и невнятно проговаривает речитатив вокалист, теребит пару струн Эдж, Клейтон играет в духе героев анекдотов про басистов и лишь у барабанщика интересный рисунок, но и тот быстро приедается своим однообразием. Все выдают что-то простое, монотонное и как бы звучащее само по себе.

Такое незатейливое начало сразу говорит о месте песни среди неизданных треков оставшихся от записи альбома, или, в лучшем случае, неальбомных Би-сайдов альбомных синглов, где она, собственно, и находится.

Всё это длится какое-то растянутое время - на самом деле с минуту, - и мы тоже двигаемся в это время с музыкантами по некой обычной и даже обыденной дороге... запинка...

...Звук волной прошёл по реальности и она, ответив, чуть изогнулась. Словно в ответ стали раскачиваться голоса вокалиста и гитары. И чем человечней становился голос вокалиста, тем более нереальной, неземной становилась гитара. Их голоса то противоборствуют, то сплетаются друг с другом и чем экспрессивнее поёт Боно, тем нереальнее становится окружающий его мир!

Размывы музыки расходятся кругами на воде, волнами растекаются колебания реальности...

Боно ещё выше поднял голос:

Let me in.
Let me love you
Let me love you
Let me...

звучит уже надрывный хриплый чувственный возглас, и тонет в колебаниях звукового полотна двух гитар, что идут со всех сторон создавая текучую переливающуюся картину. Волшебство становится реальностью! Голоса сплетаются, качаются в потоке звуков, как на ладонях и постепенно отдаляются затихая словно круги на воде, словно эхо.

19 - New Year s Day

Строгий холод клавиш, чистый и тревожный; протяжный отчаянный вскрик Боно - и еще до начала первого куплета весь характер песни становится ясен - стресс.

Индустриальной механической силой барабаны и бас вовлекают нас в темп жизни большого города. В ней есть свой неостановимый, напористый, локтями толкающий под рёбра, чтобы быстрее проходил в дверях, ритм со своим урбанистическим шармом, который выставив вперёд крепкую челюсть звучит в партии баса. Ритм метро, магистралей, лишённый индивидуальности и этим получивший свою собственную, нечеловеческую индивидуальность, которая звучит гитарой Эджа. Его игра создаёт характер города и его атмосферу стресса и хаоса, то ударяя резким и грубым звуком, то вторгаясь бренчащим оглушающим аккордом, то подгоняя темп отрывистым стрёкотом.

Со строчки Under a blood red sky (под кроваво-красным небом) гитара стрекочет пулемётом и стрекочет так долго, что звучащий словно на фоне городского шума города напряжённый, то держащийся, то срывающийся голос Боно не выдерживает и рвётся на свободу:

Say it's true it's true...
And we can break through
Though torn in two
We can be one.

голос Боно в песне, это голос человека мечущегося в в этом урбанистическом индустриальном мире, в его стеклянном, металлическом и бетонном лабиринте, голос живого человека, его живого человеческого сердца.

Э-э-о о-о-о! - кричит Боно и этот возглас кульминация песни. Крик, когда его уже не сдержать!

Но только клавиши спокойно прокладывают путь сквозь этот мир, в них чувствуется холодная равнодушная сила с пустыми стеклянными глазами.
Их холодная красивая стройная поступь завораживает.

Гитарное соло подхватывает движение клавиш и словно вторит им и отражает. Гитара и клавиши будто зажимают с двух сторон человека в огромном городе, и может поэтому новая попытка человека отстоять своё место выглядит придушенно:

Oh...
Maybe the time is right
Oh... maybe tonight...

Никто не побеждает, и так втроём гитара, голос и клавиши уходят вдаль унесённые технократическим ритмом города. Уходят в круговорот дней со своим вечным выбором.

И финальные звуки гитары, как искажённые гудки телефона.

20 - Gone

Уютная в своей тревожности песня о том, как приятно ничего не делать, просто потому, что можешь себе это позволить.

Гитарная "сирена" сглаженно сигналящая в одно ухо открывает вход в зону комфорта и, надо сказать, это довольно навороченная зона комфорта.
Плотный фанковый бас и выбивающие неровный рисунок барабаны, дополненные в аранжировках синтезатором, гитарой и клавишными связаны в такую плотную ткань, что воспринимаются просто единым фоном. И удивительно в этой ткани то, как гармонично она связана: ни смены каналов звучания инструментов, ни вступления и окончания отдельных партий, ни смена динамики по ходу композиции не рвёт это плотное звуковое полотно, не нарушает его единства и цельности.

...вальяжно сижу в кресле наблюдая за красотами окружающего мира...
лениво лежу на надувном матрасе в бассейне и шевелю в воде ногой...
смотрю в окно поезда на проплывающую мимо суету и приятно, что она меня не касается... я могу себе позволить... меня ничего не касается.

В припеве в одном ухе клавиши со своим котнрапунктом чистым и простым словно вносят ясность в электрогитарное смятение и скребение во втором ухе. Прям как чёрт с ангелом в два уха шепчут.
И вот уже стремительно несут огромные крылья на свежий воздух, ввысь, в огромное небо, а голос, он туда-сюда мается... и откуда это беспокойное состояние, и в попытке это понять.

И вдруг плотная звуковая ткань рвётся! все инструменты замерли!

'cause I'm already gone
Felt that way all along

в безграничной пустоте первая строчка такая чистая, тянется, тянется вверх, словно взлетел куда-то к солнцу и уже рукой подать до чего-то незабываемого, но... чуть-чуть не хватило... притяжение побеждает, и вот уже вторая строчка тянет вниз с хрипотцой...

Вступает в одно ухо барабан, в другое синтезатор объясняя, что ничего, собственно, не произошло, ты по-прежнему можешь всё себе позволить и дотягиваться было необязательно,

но голос уже другой, не такой вальяжный и сытый, уже нервный, тревожный и в нём словно звучит вопрос: "Может ли зона комфорта стать клеткой?"

Ушел...солнце....время....солнце
Ушел...солнце....ушел....солнце
Солнце...

-2