Франция времен короля Людовика XIV. Париж – один самых крупных городов Европы, там проживает около полумиллиона человек. Время не самое спокойное. С одной стороны Париж – это центр науки и искусства: университет Сорбонна, Парижская обсерватория, Французская академия наук, завершено строительство квадратного двора Лувра, появляется первый репертуарный театр «Комеди́ Франсе́з», Королевская Академия живописи и скульптуры, где было открыто публичное обучение искусствам, для ветеранов войн строится дворец Инвалидов - один из первых инвалидных домов в Европе, на улицах появляется городское освещение и городской транспорт, на месте снесенных городских стен возникают обсаженные деревьями бульвары, перестраивается Люксембургский сад. Красота да и только!
Но есть другая сторона у Парижа XVII века.
Во-первых, сложная политическая обстановка. Идет тридцатилетняя война с Испанией, денег нет, у власти крайне непопулярный кардинал Мазарини, фаворит матери юного короля Людовика Анны Австрийской и явный враг Парламента, что приводит к фронде, противостояние с принцем Конде, бег короля из Парижа и возвращение, в городе то и дело вспыхивают бунты. Кстати, Людовик не любил Париж, в 1671 году перенёс королевскую резиденцию за пределы города в Версаль, а в Париж приезжал лишь по необходимости.
Однако, несмотря на нелюбовь, король хотел сделать Париж красивым и безопасным.
Ну и во-вторых, сложная криминальная ситуация, и прежде всего это так называемые Дворы чудес (La Cour des Miracles). Чудесного в них было мало. Это парижские кварталы, где проживали нищие, бродяги, проститутки, преступники всех мастей – свой особый мир, где все друг друга знали, со своей иерархией, субкультурой и своим кодексом чести. Случайно попавшего туда постороннего человека могли запросто ограбить, избить и даже убить. Туда не рисковали заходить даже отряды стражников.
Так что Париж XVII века – это город контрастов: необыкновенной роскоши и чудовищной нищеты одновременно.
И вот для борьбы с преступниками всех мастей, рассадником которых и были Дворы чудес, в 1667 году по поручению Людовика XIV создается парижская полиция, которую поручают возглавить Габриэлю Никола де Ла-Рени.
Габриэль Никола де Ла-Рени стал первым городским генерал-лейтенантом полиции, и занимал эту должность с марта 1667 по январь 1697 г. Кстати именно он ввел должность «комиссара полиции», после чего 48 Мегрэ в 17 кварталах Парижа ежедневно отчитывались ему о своей деятельности. У него была широкая сеть информаторов всех мастей, от которых он узнавал все криминальные новости Парижа. А еще он был большим библиофилом и собрал одну из лучших частных библиотек, особо ценными экспонатами этой библиотеки были древнегреческие и римские рукописи, которые он сам лично восстанавливал. Ля-Рени следил за соблюдением государственной политики, лично отслеживал всяческие крамольные сочинения, контролировал поставки зерна, защищал от преследования протестантов, нищим и бродягам часто оказывал помощь вместо того, чтобы посадить их в тюрьму, и следил за тем, чтобы брошенных на улице младенцев отправляли в соответствующие заведения, а не оставляли умирать. Вот такой был человек. Именно благодаря его усилиям Париж стал одним из самых чистых городов Европы, и появление освещения на улицах тоже его заслуга.
В экстраординарных судебных процессах, где речь шла об аристократах, Ла-Рени выступал в качестве судьи или прокурора. Таких, как заговор Жиля де ла Труомона (заговор против короля) и знаменитое Дело о ядах. Именно об этой страшной истории мы и поговорим.
Мы уже упоминали это дело в статье о гримуарах, статью можно прочитать здесь https://dzen.ru/a/Z53tOfWt3RTd8CZA
Все началось с того, что в 1672 году в Париже умирает некий кавалерийский офицер Годен де Сент-Круа. Поскольку он по уши погряз в долгах, его поместье опечатывают и назначают инвентаризацию оставшегося имущества. И вот в шкатулке с бумагами неожиданно обнаруживают 9 писем от его любовницы маркизы де Бринвилье, расписку маркизы о долге в 30000 лье и флаконы из-под яда. Но особенно следователей заинтересовали письма. В них маркиза признается, что отравила собственного отца и братьев, чтобы получить наследство. Бывший любовник явно держал письма с целью шантажа маркизы, а смерть в его планы точно не входила.
Так с роковой случайности, а как известно роковые случайности и творят историю, начиналась ужасающая история об отравлениях, колдовстве, черных мессах, затронувшая ближайшее окружение короля. Она вошла в историю под названием affaire des poisons (дело о ядах) и длилась с 1675 по 1682 гг.
Мари-Мадлен де Бринвилье была женщиной весьма привлекательной, остроумной и экстравагантной. Как всем привлекательным женщинам ей очень не хватало денег, к тому же она любила роскошь и офицера Годена де Сент-Круа, чем оказался очень не доволен ее отец. Все-таки она была женщиной семейной, матерью семерых детей. Воспользовавшись связями, отец маркизы упрятал проходимца в Бастилию. И Мари заточила на папашу зуб. Немного поразмышляв, она придумала великолепный способ, как избавиться от мешающего радоваться жизни папаши и заодно поправить свое материальное положение. Да и любовник не терял времени зря в Бастилии, там он познакомился с итальянским алхимиком Экзили, который и обучил де Сент-Круа изготовлению ядов. В общем мадам, воспользовавшись услугами любовника, отправилась в загородное имение отца, где понемногу подсыпала в еду яд, пока вследствие хронического отправления бедняга не умер. Первоначально никаких подозрений на мадам не пало. И вдохновленная успехом, она отправила вслед за папашей двух братьев, а затем попыталась отравить и сестру. Несмотря на то, что сразу это не получилось, и сестра маркизы всячески контролировала подаваемые ей блюда, до суда над родственницей она все равно не дожила.
Узнав о том, что письма найдены, Мари-Мадлен де Бринвилье немедленно бежала в Англию, оттуда в Льеж, однако ее экстрадировали. Причем во время ареста обнаружили письма с признаниями, где она описывала свои преступления. Впоследствии она отказалась от признаний, сказав, что писала письма в состоянии безумия. Во время экстрадиции, маркиза несколько раз пыталась совершить суицид, однако ей не удалось это.
Сначала женщину подвергли пытке питьем. Пытка заключалась в том, что жертве через воронку за короткое время вливали в организм огромное количество воды, так что человека раздувало и даже приводило к смерти.
Во врем пытки она во всем призналась, хотя это уже не имело значения. Затем она отправилась на последнюю исповедь в тюремную часовню, после чего состоялась казнь. В белом платье ее повезли на Гревскую площадь, где в то время проводились публичные казни. Казнь проходила при огромном стечении людей, поглазеть на это увлекательное зрелище пришли люди из самых разных социальных слоев, включая аристократию. Палач Андре Гийом сбрил маркизе волосы, затем отрубил ей голову. После казни тело сожгли, а прах развеяли над Сеной.
Казалось бы на этом все и закончилось. Увы, это было только начало. По Парижу стали распространяться слухи, что не просто так последнее время умерли несколько аристократов, что возможно они были отравлены. Вот например, Генриетта Стюарт, жена брата короля Филиппа Французского, чудесная девушка 26 лет, «Кошечка», как ее называли при дворе, где она была невероятно популярна, скончалась, выпив воды с цикорием. Причем всего через несколько дней после отравления братьев маркизы де Бринвилье. Свидетели утверждали, что после воды ей стало плохо и она воскликнула: ««Ах! Какая боль! Что мне делать! Я, должно быть, отравлена!» и потребовала противоядие. Однако это не помогло.
После таких «случайностей» король приказывает дегустировать в его присутствии все блюда, которые ему подают. К тому же в Париже орудуют разного рода гадалки, хироманты и алхимики, а не продают ли они для нетерпеливых наследников яды? Особенно популярной была некая вдова Катрин Монвуазен, или Ля Вуазен, как ее называли. Вдова имела шикарный особняк на улице Борегар в районе Вильнев-сюр-Гравуа, где собиралась вся французская знать. Днем она принимала клиентов, а по вечерам в ее саду звучала скрипичная музыка.
В общем король дал указание де Ла-Рени заняться этим делом.
Надо сказать, всяческих гадалок и хироманток в Париже в тот момент было как донов Педро в Бразилии. И все имели весьма состоятельных клиентов. И вот в конце 1678 года одна из них, жена портного и большой специалист по хиромантии Мари Виго (Marie Vigoreaux) устроила в своем доме небольшую вечеринку, на которую пришла ее старая подружка, предсказательница и ведьма Мари Боссе (Marie Bosse), известная как Ла Боссе. Ла Боссе, вдова торговца лошадьми, была одной из самых авторитетных гадалок Парижа. Во время вечеринки она напилась и стала хвастаться, что денег у неё пруд пруди, скоро на пенсию уйдет, а все потому что она продает яды представителям аристократии, желающим избавиться от надоедливых родственников, которые сами почему-то умирать не торопятся. Как на зло на этой самой вечеринке присутствовал юрист метр Перрен, который внимательно все выслушал, а утром уже был в полиции. После этого жена одного из полицейских под видом клиентки пришла к Ла Боссе якобы купить яд для отравления мужа. Ничтоже сумняшеся, Ла Боссе доверчиво продала женщине пузырек, который действительно оказался смертельным ядом. Утром 4 января 1679 года Мари Боссе была арестована вместе с дочерью Манон и сыновьями Франсуа и Гийомом. Кстати, когда их пришли арестовывать, вся эта дружная семейка кувыркалась в кровати, занимаясь инцестом. Под пытками члены этой чудесной семейки рассказали, что ядами в Париже занимается сеть гадалок, а самой главной и авторитетной является Ля Вуазен.
Эта страшная женщина занималась не только продажей ядов, а еще проводила черные мессы, оказывала различные магические услуги, дела аборты и снабжала своих клиентов афродизиаками. Среди ее клиентов были племянницы кардинала Мазарини, генерал и маршал Франции Франсуа-Анри де Монморанси-Бутвиль, герцогиня Бульонская, а еще официальная фаворитка короля Людовика XIV мадам де Монтеспан. Вся семья - муж, родители, дети – сидели на ее шее. А для души мадам имела шестерых любовников, один из которых уже упомянутый выше палач Андре Гийом.
После того, как Мари Боссе под пытками выложила все, что знала, Ля Вуазен была арестована. А вместе с ней ее подельники – аббат Этьен Гибур и фокусник Адам Лесаж. 17 февраля 1680 года Ла Вуазен предстала перед судом. По всему Парижу прошли обыски, у подозреваемых ведьм и гадалок нашли яды, различные магические ритуальные предметы, магические книги, такие, например, как гримуар Папы Льва III. Для ведения расследования даже был создан специальный трибунал - «Огненная Палата».
В процессе следствия выяснилось множество интересных подробностей (чего не расскажешь под пытками), касающихся ближайшего окружения короля. Так его фаворитка мадам де Монтеспан была участницей черных месс, а еще ей вменялось отравление новой фаворитки короля и даже попытка отравления самого короля.
А графиня де Суассон, племянница кардинала Мазарини, пыталась отравить фаворитку короля Луизу де Лавальер, отравила мужа и королеву Испании Марию Луизу Орлеанскую.
Король приказал уничтожить всю эту преступную сеть, несмотря на звания и регалии.
В «Деле об отравлении» фигурировали 442 подозреваемых, было выдано 367 ордеров на арест, из которых 218 были исполнены, а 125 человек сумели сбежать, 36 обвиняемых казнили, пятерых приговорили к галерам, а 23 к ссылке, 34 человека изгнали из королевства. 30 счастливчиков были оправданы.
Так же последовали и изменения в работе аптекарей, так впоследствии фармацевты и аптекари во Франции были юридически обязаны вести книгу ядов, в которой указывались имена всех покупателей ядов.
22 февраля 1680 года Катрин Монвуазен или Ла Вуазен посредством сожжения казнили на Гревской площади в Париже. Годом ранее 8 мая 1679 года там же была сожжена Мари Боссе. На следующий день под пытками умерла Мари Виго.
Однако, эта история имела еще одно удивительное последствие. После изгнания из Франции графини Суассон, ее сын Евгений был вынужден так же оставить Францию, поскольку на карьере военного, которую о планировал, пришлось поставить точку. Людовику XIV отказался передать ему командование полком в соответствии с его положением. Да и вообще амбициозного юношу игнорировали и холодно встречали. Это глубоко обидело юношу, и он тайно покинул Францию и стал на службу Габсбургам, традиционным врагам Франции. Впоследствии Принц Евгений Савойский стал величайшим полководцем, благодаря которому Австро-Венгрия одержала важнейшие победы в своей истории. Именно он во время девятилетней войны сражался с французской армией и нанес ей сокрушительное поражение, что не позволило Людовику XIV стать гегемоном в Европе.
А еще он был меценатом и коллекционером. Он собрал одну из самых больших частных библиотек. Его библиотека, библиотека Евгениана, насчитывала около 15 000 печатных изданий, 2400 рукописей, 290 гравюр и 250 кассет с портретами. В 2014 году библиотека Евгениана была внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Часть экземпляров хранится в Австрийской национальной библиотеке в Хофбурге, а гравюры находятся в музее Альбертина. Кроме того, именно благодаря принцу Савойскому в Вене был построен дворцовый комплекс Бельведер.
Вот так обыкновенная шкатулка с письмами, найденная у непутевого офицера, изменила историю Европы.