Найти в Дзене
Школа «Летово»

Как воспитать в ребенке субъектность: рассказывают психологи

Частая ситуация: родители контролируют каждый шаг ребенка — «сделай уроки», «ложись спать», «не забудь про тренировку». Ребенок привыкает, что за него все решают. Потом он вырастает и становится человеком, который не умеет самостоятельно планировать время, оценивать нагрузку, принимать решения. В школе «Летово» учеников учат по-другому. Им дают свободу, но при этом требуют ответственности. Такой подход помогает детям осознавать свои желания, управлять нагрузкой и принимать решения. Мы узнали у психологов «Летово», каким образом в школе работают над развитием субъектности у учеников. Эти подходы можно применять в любой школе и в любой семье. Субъектность — это способность человека быть автором своей жизни. Ребенок осознанно ставит перед собой задачи, принимает решения и отвечает за последствия. Важно: субъектность — это не вседозволенность. Это свобода выбора, но с пониманием последствий. Пример: ученик хочет участвовать в олимпиаде. Он сам решает, как готовиться, сам распределяет нагру
Оглавление

Частая ситуация: родители контролируют каждый шаг ребенка — «сделай уроки», «ложись спать», «не забудь про тренировку». Ребенок привыкает, что за него все решают. Потом он вырастает и становится человеком, который не умеет самостоятельно планировать время, оценивать нагрузку, принимать решения.

В школе «Летово» учеников учат по-другому. Им дают свободу, но при этом требуют ответственности. Такой подход помогает детям осознавать свои желания, управлять нагрузкой и принимать решения.

Мы узнали у психологов «Летово», каким образом в школе работают над развитием субъектности у учеников. Эти подходы можно применять в любой школе и в любой семье.

Что такое субъектность

Субъектность — это способность человека быть автором своей жизни. Ребенок осознанно ставит перед собой задачи, принимает решения и отвечает за последствия. Важно: субъектность — это не вседозволенность. Это свобода выбора, но с пониманием последствий.

Пример: ученик хочет участвовать в олимпиаде. Он сам решает, как готовиться, сам распределяет нагрузку. Учитель и родители могут помочь, но не должны делать выбор за него.

Когда взрослые постоянно контролируют ребенка, он становится зависимым. Если же у него есть свобода выбора и пространство для рефлексии, он учится управлять собой.

Как формируется субъектность

Субъектность развивается в процессе деятельности. Чтобы ребенок взял на себя ответственность, важно, чтобы он

  • ставил перед собой цели — осознанно, а не под давлением взрослых,
  • выбирал пути их достижения — с возможностью пробовать, ошибаться и корректировать курс,
  • оценивал свои успехи и трудности — не боялся обсуждать их с родителями и учителями,
  • получал поддержку по запросу — понимал, что может обратиться за помощью, но решения принимал сам.

Пример: ученик хочет больше заниматься спортом, но у него сильная учебная нагрузка. Родитель или учитель не должны запрещать или принуждать — лучше задать вопросы: «Ты уверен, что спорт тебе тоже нужен?», «Как ты будешь совмещать тренировки с подготовкой к олимпиаде?», «Что для тебя сейчас приоритетнее?».

Такие вопросы помогают ребенку осознать, почему он делает тот или иной выбор.

-2

Роль родителей: баланс свободы и поддержки

Одна из главных ошибок родителей — перегружать ребенка дополнительными занятиями, которые ему не нужны.

Пример: ученик учится в сильной школе, но родители заставляют его продолжать занятия музыкой, хотя он сам этого не хочет. Он садится за фортепиано с ненавистью, потому что его время уже занято олимпиадной подготовкой и другими важными для него вещами.

Что делать вместо этого:

Спрашивать мнение ребенка. Не «ты должен доучиться в музыкальной школе», а «тебе это по-прежнему важно?».

Не бояться снизить нагрузку. Если ребенок устал, важно помочь ему понять, чем можно пожертвовать

Поддерживать осознанные решения. Если ребенок сам выбрал сложный путь, он должен понимать, что это его ответственность

Важно: дети хотят нравиться родителям, поэтому часто соглашаются на то, что им не нужно. Если ребенок всегда делает то, что требуют взрослые, он может сломаться от перегрузки.

Роль учителей: как создать условия для ответственности

Пример: учитель настаивает, чтобы все работали одинаково. Ученикам не дают возможности выбирать темы проектов, способы подготовки, темп работы.

Что делать вместо этого:

  • давать ученику свободу в выборе целей и способов их достижения,
  • создавать пространство для рефлексии: обсуждать, что получилось, что можно улучшить,
  • работать в партнерстве с учеником, а не давить авторитетом,
  • помогать ребенку осознавать свою ответственность за учебу и внеурочную деятельность.

Ошибка — бросаться спасать ребенка при первых трудностях.

Пример: ученик столкнулся с проблемой в учебе.

Учитель или родитель не должны сразу же решать ее за него. Лучше поддержать его эмоции («Да, это сложно, понимаю тебя») и помочь найти путь решения («Как ты можешь с этим справиться?»).

И в заключение

Если ребенок привык, что за него все решают взрослые, он не научится делать выбор и нести за него ответственность. Если ребенок понимает, что его мнение важно, он учится управлять своей жизнью. я

Важная роль родителей и учителей — создавать условия для становления субъектности ребенка.