Предлагаю в очередной раз поговорить о сказке "Царевна Лягушка". Я уже рассуждала немного о первой части истории, теперь попробуем рассмотреть вторую, ту, где Иван Царевич отправляется за своей суженой к Кощею Бессмертному.
Кто это такой, думаю, понятно. Это властелин загробного мира. Очень подробно о нем написал В.Я Пропп в книге "Исторические корни волшебной сказки". Пересказывать всё не буду, скажу только, что он очень грамотно ставит знак равенства между Кощеем, Змеем и Морским Царем. По сути это один и тот же персонаж. И в некоторых сказках в сундуке хранится смерть не кощеева, а змеиная. Также встречается вариант, когда сундук не на дубе, а под ним.
"Моя смерть далече: на море на океане есть остров, на том острове дуб стоит, под дубом сундук зарыт, в сундуке - заяц, в зайце - утка, в утке - яйцо, а в яйце - моя смерть!" (Сказка "Булат-молодец)
В целом, думаю, и без дополнительных пояснений понятно, что Иван отправляется в путешествие на тот свет. И идёт он по доброй воле. Ведь в сказке нет оговорки - мол, ежели не пойдешь за мной, то случится нечто страшное. Просто собрался и пошел. Без всяких "если". Что интересно, это по умолчанию является нормой для русских сказок. Так же поступает и Марьюшка в сказке "Финист Ясный сокол", опять же Иван Царевич в сказке "Три царства: медное, серебряное и золотое" (правда, идёт за матерью). Вспомните ещё подобные сказки - пишите в комментариях.
Но есть ещё вариант былинный. Это не искажение сказки, а история о Михайло Потыке, встретившем свою суженую по разным версиям в лесу либо непосредственно во дворце некого иноземного царя/короля.
И в этой былине главный герой должен идти в могилу за преставившейся супругой, так как именно на таких условиях был заключён брак с Марией Белой Лебедью (Авдотьей Лиховидьевной).
Говорит Маринка таковы речи:
«Положим мы с тобой заповедь тяжелую, не леккую:
Который мы с тобой наперед помрем,
Другому лекчи живому во гроб».
Ложится По́тык в нов дубовой гроб с молодой женой.
Спустили их в матушку во сыру землю,
В могилу глубокую,
Стали их хоронить во матушку во сыру землю,
В могилу глубокую —
Зарыли желты́м песком.
В этой былине великолепно вывернута на изнанку русская сказка. Главная героиня - лиходейка, мужа не любит и хочет извести, сговорились с Кощеем/Змеем и, в итоге, герой убивает неверную жену, а сам женится на её сестрице.
Сказочный подвиг во имя возвращения волшебницы здесь изображён как глупость главного героя, не несущая ценности для общества. Почему я вообще эту былину сюда вставила - очень уж Авдотья/Мария походит на Царевну Лягушку. Она сама себя просватывает в жены, так же является оборотнем.
Лучше-то возьми ты меня к себе еще,
Ты возьми, сади на добра коня,
А ты вези меня во Киев-град,
А проведи во веру во крещеную,
А тожно ты возьми-тко меня за себя замуж.
Если учесть, что большая часть былин слагалась во времена принятия Русью христианства и ближайшие последующие века, то можно понять замысел автора, его желание преподнести сюжет в не самом лучшем свете. А вообще, историки описывают древний обычай славян по смерти мужа отправлять с ним на тот свет и "сопровождающую".
Эта история имеет сходство с мифами древних народов - Орфей, Думузи - герои, отправившиеся на тот свет за "второй половинкой", чтобы вернуть её в мир живых.
Жена молодая,
В сопровожденье наяд по зеленому лугу блуждая, —
Мертвою пала, в пяту уязвленная зубом змеиным.
Вещий родопский певец, обращаясь к Всевышним, супругу
Долго оплакивал. Он обратиться пытался и к теням,
К Стиксу дерзнул он сойти, Тенарийскую щель миновал он,
Сонмы бесплотных теней, замогильные призраки мертвых,
И к Персефоне проник и к тому, кто в безрадостном царстве
Самодержавен... (Овидий. Метаморфозы. Орфей и Эвридика)
И этот подвиг возводит простого смертного в ранг божества. Кроме того, считается, что такой сюжет отражает смену времён года.
Не знаю, отражен ли круговорот природы в нашей сказке, но поход на тот свет явно прослеживается.
Сначала лягушка доказывает, что достойна быть супругой царевича, потенциального наследника престола. Затем приходит очередь Ивана доказывать, что он достоин такой волшебной жены и престолонаследия.
А для этого мало просто сходить на тот свет, важно победить его владыку. В сказке о трёх царствах Иван Царевич попросту вцепляется в Ворона Вороновича мертвой хваткой, предварительно напоив "слабой" водой. В сказке о лягушке происходит иначе, можно даже сказать, более эпично. Это только на словах - добыл яйцо, хлопнул его - и молодец. Для начала необходимо раздобыть сундук, что висит на дубе и... да, те самые заяц и утка.
Почему я говорю об эпичности: смерть Кощея связана сразу с тремя мирами - землёй, небом и водой. Мировое древо, уходящее корнями в мир подземный, а кроной в верхний, встречается в мифах разных народов. Да и содержимое сундука дублирует эту троичность. Ивановы помощники - заяц, сокол (есть вариант - селезень) и щука помогают победить на земле зайца, в небе утку и добыть яйцо в воде (что также является символом нижнего мира). Можно, конечно, притягивать символизм, как пытаются сделать это разные исследователи фольклора, но, если честно, ни одна из версий символики мне не показалась достаточно обоснованной. Особенно спотыкаются на зайце. Более-менее понятно с яйцом - символом вселенной и уткой - творцом этой самой вселенной. Больше всего досталось бедному зайцу - он то символ плодородия, то, наоборот, демоническое существо, свита Лешего, а то и вовсе пасхальный заяц...
На самом деле в этой сказке достаточно очевидно показано, что три стихии, подчинявшиеся Кощею, подчинились Ивану Царевичу. Это не просто добыча яйца, а самый настоящий "шаманский поединок", как назвал битву царевича с Кощеем В.Я. Пропп.
Его (царевича) помощники обладают более высокими компетенциями, чем живое содержимое сундука. Он доказывает большую власть во всех трёх стихиях. Именно такой супруг подходит Царевне Лягушке.
P.S.
Кстати, есть и обратная сказка, где главный герой не догоняет, а убегает и скрывается - "Хитрая наука". Его преследует его же учитель, точно так же в воздухе, воде и на земле. В конце-концов юноша превращается в кольцо, которое девушка надевает на палец.
Уважаемые читатели, прошу оставлять внятные и аргументированные комментарии. "Бред", "Чушь" и ненормативную лексику удаляю.
Наталия Трясцина