Найти в Дзене
Запах новой машины

Почему бампера перестали защищать автомобиль

Считается, что первым автомобилем на котором появился бампера была модель Prasident 1897 года, которую выпускала фирма Nesseldorfer Wagenbau Fabriks Gesellschaft. После окончания первой мировой войны эта компания получит большую известность под именем Tatra. Защитные свойства бампера «Президента», сами видите, сомнительны. Поэтому и большинство автомобилей конца XIX — начала XX века вполне обходились без бамперов. Зато со временем кто-то умный сообразил — их можно сделать статьей дохода. На поздних вариантах Ford T бампера — платная опция. Для модели 1926 года пара бамперов — спереди и сзади — обходилась в $15. При цене базового автомобиля в $260 не так уж и дешево. Правда, уже на модели Ford A бампера стали стандартом. А вот чего никто поначалу не предполагал, что бампера могут стать красивыми. Их обливали хромом еще в 20-х, а через несколько лет шеф-дизайнер GM Харли Эрл придумал конические накладки на бампер. Дизайнер говорил, мол, они похожи на артиллерийские снаряды. Народу они нр

Считается, что первым автомобилем на котором появился бампера была модель Prasident 1897 года, которую выпускала фирма Nesseldorfer Wagenbau Fabriks Gesellschaft. После окончания первой мировой войны эта компания получит большую известность под именем Tatra.

Считается, что именно этот Prasident и есть первый в мире автомобиль оснащенный бампером
Считается, что именно этот Prasident и есть первый в мире автомобиль оснащенный бампером

Защитные свойства бампера «Президента», сами видите, сомнительны. Поэтому и большинство автомобилей конца XIX — начала XX века вполне обходились без бамперов. Зато со временем кто-то умный сообразил — их можно сделать статьей дохода. На поздних вариантах Ford T бампера — платная опция. Для модели 1926 года пара бамперов — спереди и сзади — обходилась в $15. При цене базового автомобиля в $260 не так уж и дешево.

Передний и задний бампера на Ford T 1926 модельного года стоили $15
Передний и задний бампера на Ford T 1926 модельного года стоили $15

Правда, уже на модели Ford A бампера стали стандартом. А вот чего никто поначалу не предполагал, что бампера могут стать красивыми. Их обливали хромом еще в 20-х, а через несколько лет шеф-дизайнер GM Харли Эрл придумал конические накладки на бампер. Дизайнер говорил, мол, они похожи на артиллерийские снаряды. Народу они нравились потому, что формой напоминали бюстгальтеры. Такие бампера обобщающее называют Dagmar bumpers — по сценическому имени американской актрисы, известной своими, пардон, буферами.

Переход от красоты к практичности начался в 60-е, когда на Pontiac GTO появились бампера совершенно нового типа. Не хромированная железка весом в полтонны, а интегрированный в конструкцию передка усилитель из прочного, сохраняющего форму пластика. В рекламе Джон Делориан (ага, тот самый) бил по носовой части GTO кувалдой, а бампер Endura выдерживал удар и принимал исходную форму.

Интегрированный бампера Endura на Pontiac GTO
Интегрированный бампера Endura на Pontiac GTO

Столь же эффективный и технически куда более простой способ избежать парковочных проблем предложили в Европе. Например, выпирающую запаску на FIAT Abarth OT 2000 иначе как гениальной и не назовешь.

Более дешевое решение той же проблемы от FIAT Abarth OT 2000
Более дешевое решение той же проблемы от FIAT Abarth OT 2000

Но все же именно американцы больше других парились о бамперах. После «Эндуры» дело дошло до системы так называемых free-standing — отдельно стоящих — бамперов. Они крепились к кузову не напрямую, а через подпружиненные буферы. При ударе те отъезжали назад, поглощая энергию. На некоторых моделях подпружиненными вместе с бамперами делали решетки радиатора.

Ударопрочные бамперы стали в итоге американским стандартом, а европейские машины, которые продавались в Америке, пришлось дооснащать федеральными бамперами. Посмотрите на Mercedes-Benz W116 и согласитесь, что элегантным это решение не было.

-7

Удивительно, но даже Porsche 911 тех лет с подпружиненными бамперами считались уродливыми. Хотя со временем хейт сменился на милость. Сейчас к 911-м 70-80-х годов нет вопросов.

-8

А вот вопросики к американизированному Lamborghini Countach остались. Здесь все дело в федеральном законе о минимальной высоте бамперов. Поэтому он такой красивый.

-9

Кстати, именно в Штатах придумали и самое необычное решение бамперной проблемы. Это бампер, наполненный водой. Любопытный инженерный лайфхак, который, кстати, неплохо себя зарекомендовал, но общим местом все же не стал. Почему?

-10

Это тема для отдельного рассказа, конечно. Но самое важное, что изменилась сама парадигма. Бампер перестал быть средством защиты машины от косметических повреждений. Он теперь звено в более важной цепочке. Вся философия современной пассивной безопасности зиждется на запрограммированных зонах деформации. Энергия должна поглощаться плавно, по нарастающей — крепкий бампер тут явно лишний. Скорее во вред, чем во благо.

-11

И это, конечно, не может радовать производителей запчастей и кузовные сервисы. С тех пор как на Renault 5 в начале 70-х появился интегрированный пластиковый бампер, все изменилось. Бампер перестал быть защитой, став по большей части дизайнерским элементом.

Ему бы новое имя придумать, если по уму.