.
.
Лишь вчера узнал о том, что 24 февраля, на 77 году жизни умерла Елена Игнатова , замечательный поэт старого неформального Ленинграда , а кроме этого, и сценарист на ленфильме , не говоря о том, что одно время Елена Игнатова преподавала и русский язык в ленинградском университете, а в юности вместе с Еленой Шварц – была участницей знаменитого Лито Г. Семенова. Мы были знакомы, в последний раз мы виделись в самом начале девяностых, мы пили чай с ней, и с неожиданно заглянувшим Олегом Охапкиным…Елена Игнатова - поэт круга Виктора Кривулина , впервые я ее стихи прочитал в сборнике Круг, в котором было опубликовано одно из самых , наверное во всей мировой поэзии, любимых мной стихотворений "Медногубая музыка осени". Даже самые прекрасные и лучшие мелодии со временем приедаются , приедаются, может быть, в силу законов человеческой невротичности, повторяемости и предсказуемости того, или иного мотива. А есть музыка и стихи, которые не приедаются никогда, их хочется повторять, как будто ты их читаешь или слышишь в первый раз, и в которых невротичность преодолевается божьим чудом, благодатью и эхом в иных мирах. Стихи Елены Игнатовой, как раз, из таких редких стихов, которые никогда не приедаются.
* * *
.
Медногубая музыка осени. Бас-геликон
кружит медленным небом. И колеблем, осыпан листвою,
проплывает военный оркестр в мокром воздухе по-над землею,
чуть повыше дождя занесен, накренен.
Скажет музыка: "О-о-о..." - и отступит фонтанов вода.
Так застыли тритоны, что губы у них леденеют -
не сомкнуть, не ответить оркестру. Он медленно реет,
медью призрачной греет...Дрожит за плечами слюда.
Что ж, российский Версаль? Нам достались из той стороны
этот парк щегольской, да надрывное слово "блокада",
и не кроны деревьев - голодные ребра войны,
не эоловы арфы, а песня смертей и надсада.
Сеет дождик... и плачу. И с криком летит "метеор"
вдоль оставленных парков. Угрюмо спешат экскурсанты
мимо братской могилы фонтанов, каскадов, озер,
мимо музыки - вниз головой -
растворенных дождем оркестрантов.
Елена Игнатова (1973)
Х Х Х
.
И русского стиха прохладный, влажный сруб,
звезда под крышкою чудесного колодца.
Смотри, как плещется, кипит у самых губ
вода бескожая, а в горсти не дается.
Но если в августе разомкнут небосвод
и мокрой чернотой размыты дали,
кастальская вода в ключах твоих поет
настоем бедности бессмертной и печали.
Елена Игнатова (1975)
НОЧЬ В ФЕРАПОНТОВО
.
Монастырь над водою. Пол-озера ясного страза.
Неприметно для глаза темницей становится мир.
Сорвалась, покатилась звезда. Опрокинулась. Тонет.
Это стражники наши, что заживо ночью хоронят,
фонари засветили над ямой и начали пир.
Белым платьем подруги отмечен мой дом в темноте.
Темный глаз. Черный рот. Запечен уголек папиросы.
Осечется огня корешок. Слышишь, баба поет,
смотрит в прорубь окна, негустые распутает косы,
загадает незнамо чего и следит, как звезда упадет.
Засыпаем. Слышны два дыхания смежных во тьме.
Как истерты черты, как лицо у тебя обмелело,
на цветной простыне невесомое, слабое тело,
с перевязкой луны на глазах, обращенное сонно ко мне.
Е. Игнатова
Х Х Х
Я говорю: мой птичий профиль жалок,
седеет соколиное перо,
а ты прекрасна. Яркий полушалок
в морозном воздухе сверкает, как осколок,
и снег хрустит: "добро, добро, добро..."
Запомнила - январь, крещенье Сына,
купель бездымной голубой воды,
морозный ветер, посвист соколиный
и маленькие девичьи следы.
Безгрешен поцелуй крещенской ночи,
и режет вены лед реки больной,
горит вода в серьгах твоих сорочьих,
а туфельки ступают все короче
московской зачумленною землей.
Елена Игнатова, 1976
ПОЧЕМУ, ЭПОХА СЕМИДЕСЯТЫХ БЫЛА ИНТЕРЕСНЕЕ НЫНЕШНЕЙ
.
.
.
Почему я давно не посещаю литературные вечера? На самом деле, литературный мир после ухода Виктора Кривулина, Дмитрия Пригова, Елены Шварц, как и Виктора Топорова стал скучен, в нем просто нечего стало делать… Как бы не раздражал многих людей Виктор Топоров, (переводчик, литератор, журналист и литературовед), а он был очень колоритен и выразителен даже чисто внешне, со своей седой бородой, и портфелем , то ли, как Карл Маркс, то ли, как Чернышевский… От него исходила мощная энергия, энергия протестных шестидесятых, вместе с мощью того послевоенного, уже ушедшего поколения. Таким же мощным был и Виктор Кривулин, и Дмитрий Пригов, способный оживить и рассмешить уставший зал. В наши дни есть просто хорошие поэты и литераторы , (например Шубинский , Булатовский, или Скидан, говоря о моем поколении) , но никто из них не заменит Кривулина, Игнатову , а уж тем более, Пригова. Это хорошие поэты, но не мощные личности. Та эпоха шестидесятых и семидесятых . была литературоцентричной, а современная нам эпоха скорее видеоцентрична, где какой -нибудь модный блогер значит больше литератора, писателя, или поэта, а устная речь доминирует над письменной.
__________
P. S.
И еще несколько слов.. .Какое счастье, что Елена Игнатова , никогда не была и не стала фигурой официальной , не преподавала поэзию в лит . институте, (все это очень "деромантизирует", огрубляет и приземляет), даже печаталась она мало. Это была, с одной стороны консервативная женщина, любящая поэзию Николая Некрасова, (в чем она мне признавалась) и не очень любящая авангард, но консервативность ее никогда не была советской. Елена Игнатова была консервативной и доброй, домашней и душевной.