Для человека, который мыслит в рамках церковных представлений, нет ничего страшнее этого. Именно, в период Великого поста, мы всё яснее и яснее начинаем осознавать свои слабости и недостатки.
ГЛАВНОЕ НЕ РОПТАТЬ, А ПРОЩАТЬ
Ты можешь увидеть в себе Иуду или первосвященника, который осудил Христа на смерть, стать частью толпы, которая сегодня восхваляет его, а завтра требует распять. Казалось бы, накануне нашего покаяния нам должны были бы сказать самые страшные слова, которые помогли бы нам преодолеть наши грехи. Но вместо этого мы слышим слова о прощении.
И эти слова звучат очень просто. В них нет ничего пугающего. Последнее напутствие, которое Церковь выбрала из всех возможных слов Христа, не пугает, не стимулирует, а, наоборот, звучит мягко, просто и ясно. Первый шаг, который нужно сделать, — это простить.
14 Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, 15 а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. Евангелие от Матфея 17:14-15
Прости себя и тех, кто не способен принять на себя суровые аскетические обеты. Твой путь к подвигу начинается с малого, но самого важного и сложного — с прощения. И помни: если ты не простишь, то и Господь не простит тебя.
Но у нас есть пример прощения, которому мы должны следовать. Он описан в притче о блудном сыне.
ЖИТЬ И ПРОЩАТЬ НЕЛИЦЕМЕРНО
Господь учит нас жить и прощать нелицемерно.
Именно это один из важных аспектов, на который Христос обращает наше внимание, — это лицемерие, которое, к сожалению, часто сопровождает покаяние.
Лицемерный пост — это пустая трата времени. Если вы будете поститься с унынием и мрачным видом, то это не приведёт к внутренней трансформации и преображению. Но если вы будете поститься искренне, глубоко и без лицемерия, то это будет иметь смысл. Церковь мудро организовала нашу жизнь и перед постом. Всё здесь взаимосвязано и дополняет друг друга.
16 Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Евангелие от Матфея 17:16
ЧЕСТНОСТЬ В ПОСТЕ
Говоря о честности в посте, важно учитывать различие между тайным и явным.
Мы знаем из Священного Писания, что всё тайное становится явным, и это означает, что сущность нашего лицемерного поста когда-нибудь раскроется.
В Священном Писании наша жизнь часто сравнивается с ареной, на которой мы должны показать себя. Истинный спортсмен знает свои слабости и не пытается притворяться тем, кем он не является. Иначе его ждёт поражение. Христианин должен понимать, что мешает ему духовно расти и приближаться к главной цели — вечной жизни.
В этом тексте и Евангелия есть ещё один момент, на который стоит обратить внимание. Когда Христос говорит о тех, кто лицемерно соблюдает пост, он добавляет: «Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою». И в этих словах, в интонации этого предложения, мне кажется, звучит божественная ирония. Господь видит лицемерные души людей, которые только делают вид, что постятся, а сами живут обычной жизнью, потакая своим плотским желаниям. Он говорит: «Они уже получают награду свою». Эти люди променяли Царствие Небесное и Божью благодать на удовольствия от еды и удовлетворение своих плотских потребностей.
СДЕЛАЙ ВАЖНЫЙ ВЫБОР
Христос обращался к людям, для которых мирская жизнь важнее жизни вечной. Поэтому иногда он использовал иронию, и в этом евангельском чтении она тоже присутствует, хотя и в очень мягкой форме — «они уже получают награду свою».
Христос подготавливает нас к грядущему периоду покаяния: «Не будьте печальны». Пост — это не заключение, в которое вас помещают. Напротив, это один из самых светлых и радостных периодов в году. Можно сказать, что мы начинаем духовное веселье в то время года, которое неслучайно совпадает с наступлением весны. Когда природа оживает, должна ожить и наша душа.
17 А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, 18 чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. Евангелие от Матфея 17:17-18
Нам важно не забывать, что для того чтобы приобрести сокровище небесное, надо постараться на земле. Показать Господу свою преданность и смирение, свою готовность пожертвовать земным благополучием, потрудиться ради небесного сокровища, приготовленного для нас самим Богом. Мы должны доказать Ему , что наша душа и сердце принадлежит Ему, о чем говорит Христос: "где сокровище ваше, там будет и сердце ваше."
Когда читаешь эти слова, важно быть внимательным и не впадать в уныние. Ведь как легко сказать: «Сокровище там, на небесах, поэтому здесь, на этой земле, можно ничего не делать».
Мне кажется, что Спаситель в этой фразе имел в виду нечто большее. Такой подход, по сути, поощряет бездействие. Это состояние бездеятельности может со временем превратиться в мировоззрение, похожее на то, которое было описано Ф. М. Достоевским в «Записках из подполья».
Мировоззрение героя, который называет себя «подпольным человеком», можно охарактеризовать как циничное, эгоистичное и разочарованное. Он отвергает общепринятые нормы и ценности, высмеивает рационализм и прогресс, а также выражает презрение как к окружающим, так и к самому себе. Можно сказать, что современный среднестатистический пользователь социальных сетей представляет собой странное сочетание лени и скрытности. Он ничего не делает, но при этом всех осуждает.
ВАЖНОСТЬ ЗЕМНЫХ ДЕЛ
Позвольте мне обратить ваше внимание на то, что Иисус никогда не поощрял пренебрежение земными делами. Если у вас есть талант, развивайте его. Станьте выдающимся полководцем, усердным слугой, опытным землевладельцем.
В своих словах о том, что наше сокровище должно быть на небесах, Господь также говорит: «Кесарю — кесарево, Богу — Богово». Будьте честны перед своим начальником или своим делом, выполняйте всё ответственно, с полной самоотдачей, но не забывайте, где должно быть ваше сердце. Это то, что вы должны делать по отношению к Богу. Точнее, даже то, что необходимо вашей душе и вашей личности.
Парадоксально, но монахи, которые, казалось бы, полностью отреклись от всего земного ради небесного, оставили после себя богатое культурное наследие. Достаточно взглянуть на культуру Средневековья — это и великолепные монастыри с их архитектурой, и огромные библиотеки, и научные достижения. А сколько мудрых изречений оставили святые отцы будущим поколениям.
Стоит ли поддаваться искушению - сурово, непреклонно, мелочно соблюдать какие-либо принципы, правила, преимущественно в вопросах нравственности, отвергая всё земное ради небесного? На мой взгляд, этот вопрос не требует ответа, ведь, делая добро на земле, мы создаём себе сокровище на Небесах.
Сокровища на небесах — это наши добрые дела и чистая душа, которая становится жилищем Бога.
Старец Паисий Святогорец писал, что добрые поступки и жертвенная любовь к ближним приносят необычайную радость:
«Когда я устаю и жертвую собой ради другого человека, я испытываю райскую радость. В такие моменты я чувствую, что Бог благословляет меня. Но если человек испытывает трудности не только с тем, чтобы помочь другому, но даже с тем, чтобы сделать что-то для себя, он устает и от самого отдыха.
Если в человеке живёт жертвенный дух, то, увидев кого-то, кто устал от работы, он скажет: «Сядь, отдохни немного» — и сделает его работу сам. Тот, кто выбился из сил, отдохнёт телом, а тот, кто помог ему, ощутит духовное облегчение… Человек, делающий добро, радуется, потому что ему воздаётся за это Божественное утешение».
МИР ДЛЯ СЧАСТЬЯ
Бог создал этот мир для счастья. Он преодолел смерть, претерпел страдания, воскрес и даровал нам возможность обрести вечное блаженство. Может ли человек, совершивший зло, испытывать радость? Нет, его будет мучить чувство вины, и совесть не даст ему покоя.
В христианстве совесть рассматривается как голос Божий в человеке. «Когда Бог сотворил человека, — говорит преподобный авва Дорофей, — Он вложил в него нечто божественное, как искру, которая несёт в себе и свет, и тепло. Этот помысел просвещает разум и показывает, что есть добро и что есть зло. Это и есть совесть, которая является естественным законом».
В период поста человек может достичь важных прозрений через размышления и глас совести, открыть своё сердце Богу через смирение, и добиться искупления и освобождения от греха через искреннее раскаяние.
Осознание своей греховности и борьба с ней через искреннее раскаяние происходят в разуме и сердце человека, а нравственное совершенствование не требует демонстрации. Об этом говорил Иисус Христос, подчёркивая, что Господь ценит искренность и чистоту души человека в соблюдении поста. (Мф. 6:16–18).
ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ, БРАТЬЯ И СЕСТРЫ, ХОЧЕТСЯ ПОЖЕЛАТЬ ВАМ, ПРОЙТИ ВЕЛИКИЙ ПОСТ ДОСТОЙНО. ПУСТЬ ГОСПОДЬ УКРЕПИТ ВАШИ ДУХОВНЫЕ И ТЕЛЕСНЫЕ СИЛЫ. БОГ ВАМ В ПОМОЩЬ.
Друзья, если было полезно и понравилось, оцените пожалуйста, поставьте лайк. Будьте добры.
Оставляйте комментарии и, и пишите, что вас интересует..
Все статьи канала здесь - Православный чтец.
Жмите на канал, и подписывайтесь, что бы не пропустить новые статьи.
Благодарю.