Найти в Дзене
Стелла Гусарова

Эмпат ≠ Эмпатия: Проницаемые границы, интроекты и депрессивная структура

Сегодня слово «эмпат» стало модным словом в массовой культуре и социальных сетях, но его значение часто искажается. Оно превратилось в ярлык для особого типа личности, который якобы обладает сверхчувствительностью к эмоциям других и даже мистическими способностями (чувствовать энергетику, предугадывать мысли). «Я эмпат, поэтому так остро чувствую чужие эмоции», «он просто не эмпат, ему все равно» — такие фразы звучат повсюду. Но если смотреть глубже, эмпат — это не про высокую чувствительность и доброту. Это про границы, интроекты и депрессивную структуру личности. Эмпат воспринимается как человек с «открытым сердцем», которому постоянно причиняют боль «абьюзеры» и «нарциссы». Далее, эмпатичность романтизируется, но одновременно представляется как тяжкое бремя, которое мешает жить. Культура self-help и эзотерики создала образ эмпата как редкого и одарённого человека, который страдает из-за своей исключительности. Такой культ может отражать коллективный дефицит острая нехватка эмпатии.
Оглавление

Сегодня слово «эмпат» стало модным словом в массовой культуре и социальных сетях, но его значение часто искажается. Оно превратилось в ярлык для особого типа личности, который якобы обладает сверхчувствительностью к эмоциям других и даже мистическими способностями (чувствовать энергетику, предугадывать мысли). «Я эмпат, поэтому так остро чувствую чужие эмоции», «он просто не эмпат, ему все равно» — такие фразы звучат повсюду. Но если смотреть глубже, эмпат — это не про высокую чувствительность и доброту. Это про границы, интроекты и депрессивную структуру личности.

Эмпат воспринимается как человек с «открытым сердцем», которому постоянно причиняют боль «абьюзеры» и «нарциссы». Далее, эмпатичность романтизируется, но одновременно представляется как тяжкое бремя, которое мешает жить. Культура self-help и эзотерики создала образ эмпата как редкого и одарённого человека, который страдает из-за своей исключительности. Такой культ может отражать коллективный дефицит острая нехватка эмпатии. Люди чувствуют себя непонятыми, отчуждёнными, эмоционально истощёнными. Образ эмпата становится компенсацией этой нехватки – символом желаемой, но недоступной эмоциональной глубины.

Слово «эмпат» пришло из популярной психологии и массовой культуры. Оно не имеет строгого определения в классическом психоанализе или психологии.

Такие люди часто впитывают чужие эмоции, как губка, но не потому, что «чувствуют всех», а потому что не чувствуют себя достаточно ясно. Это не дар, а механизм выживания. Если в детстве среда была непредсказуемой (например, родитель с колебаниями настроения, внезапными эмоциональными взрывами), то ребенку приходилось сканировать состояние другого, угадывать его эмоции быстрее, чем они проявятся. Развивалась гиперчуткость, но не как способность, а как инструмент выживания.

Депрессивная структура и жизнь интроектами

Часто у «эмпатов» можно заметить элементы депрессивной структуры. Это не обязательно клиническая депрессия, но внутреннее чувство вины, базовое ощущение нехватки («я недостаточно хорош»), зависимость от одобрения и потребность заботиться о других, даже в ущерб себе. Такие люди часто живут чужими интроектами — усвоенными без критики убеждениями из детства. «Ты должен заботиться о других», «если ты не чувствуешь, как больно другому — ты плохой человек», «твои эмоции не важны, важно, чтобы другим было хорошо». Эти убеждения формируют сценарий: они сливаются с чужими эмоциями, отказываются от своих потребностей, носят внутри чужую боль, пока не начинают задыхаться от перегрузки. И здесь важно развести: это не эмпатия.

Интроекты – это усвоенные без осознания чужие убеждения, установки и эмоции. Они попадают в психику «непереваренными», как чужие голоса внутри нас. Некоторые из них мешают эмпатии:

  • «Чувства – это слабость» – если ребёнку внушили, что проявлять эмоции стыдно или опасно, он будет блокировать как свои, так и чужие чувства.
  • «Твои эмоции никого не волнуют» – когда родители игнорируют эмоции ребёнка, он учится не замечать чувства других.
  • «Нужно быть хорошим» – если ребёнка учили «считывать» чужие желания, чтобы соответствовать ожиданиям, его эмпатия будет не о живом чувствовании, а о предугадывании и подстройке.
  • «Чужая боль – это моя боль» – некоторые люди растут в семьях, где нужно жертвовать собой ради других. Это ведёт к эмоциональному выгоранию и потере подлинной эмпатии.

Когда интроекты остаются неосознанными, человек действует не из своих истинных чувств, а по «записанным» сценариям, которые могут либо полностью подавлять эмпатию, либо превращать её в болезненную гиперчувствительность. Психика использует защиты, чтобы уменьшить боль, тревогу или перегрузку. Некоторые из них мешают эмпатии:

Проекция – человек приписывает другим свои чувства, не осознавая их в себе. Например, он сам испытывает вину, но воспринимает всех вокруг как обвиняющих его. В таком случае он не видит реальных эмоций других.

Избегание и вытеснение – если человеку тяжело переживать чужие эмоции, он может бессознательно «отключать» их восприятие, избегая эмпатического контакта.

Диссоциация  – при сильном стрессе человек может отдаляться от чувств, будто бы наблюдая за собой со стороны. В таком состоянии сложно почувствовать других.

Рационализация – попытка объяснить эмоции логикой. Например, человек вместо того, чтобы откликнуться на чужую боль, думает: «Ну, он сам виноват», «Такова жизнь».

Отождествление с агрессором – если в детстве человек сталкивался с холодными, жестокими фигурами, он мог бессознательно перенять их стиль взаимодействия, подавляя эмпатию ради психологической «силы».

Что такое эмпатия на самом деле?

-2

Позже термин был переведён на английский как «empathy» американским психологом Эдвардом Титченером (Edward Titchener) в 1909 году. В дальнейшем понятие развивали многие исследователи, включая Карла Роджерса, который связал эмпатию с терапевтическим процессом.

Эдвард Титченер (1909): «Эмпатия – это бессознательное «вчувствование» в переживания и состояния другого, процесс переноса своих эмоций и ощущений на воспринимаемый объект.»
Это определение было ближе к эстетическому переживанию, чем к межличностной эмпатии.
Карл Роджерс (1959): «Эмпатия – это способность воспринимать внутренний мир другого человека так, как если бы это был твой собственный, при этом сохраняя осознание того, что это его мир, а не твой. «Роджерс выделял эмпатию как ключевой фактор эффективной психотерапии.
Жан Десети (2010) – дал нейробиологическое определение эмпатии. «Эмпатия – это нейробиологически обусловленный процесс, включающий распознавание, моделирование и аффективный отклик на эмоциональные состояния другого человека.» Это определение связывает эмпатию с зеркальными нейронами и работой лимбической системы.

Эмпатия — это не про растворение в другом, а про способность настроиться, понять и сохранить собственные границы.

Это умение «примерить» чужое состояние, но не утонуть в нем. Эмпатия - это не симпатия. В кабинете аналитика, эмпатия проявляется и в том, чтобы менять свой тип в зависимости от типа пациента, но это то же самое, что пытаться говорить с пациентом на его языке. На всем протяжении анализа аналитик фантазирует, «видит» и чувствует то с позиции пациента (эмпатия), то — со своей собственной (контрперенос).

Как развивается эмпатия?

Развитие эмпатичности — это сложный процесс, который начинается с рождения и проходит несколько этапов в зависимости от нейробиологических, эмоциональных и социальных факторов.

1. Раннее детство: зеркальные нейроны и привязанность

  • Новорождённые реагируют на эмоции взрослых: например, начинают плакать, услышав плач другого ребёнка (это называют «эмоциональным заражением»).
  • Зеркальные нейроны помогают ребёнку подражать выражениям лица, жестам и интонациям взрослых.
  • Качественная привязанность (особенно с матерью) играет ключевую роль: если ребёнок чувствует безопасность и отклик на свои эмоции, он учится понимать чувства других.

2. Возраст 2-4 года: начало когнитивной эмпатии

  • В этом возрасте развивается разум — способность понимать, что у других людей есть свои мысли, желания и переживания.
  • Дети начинают осознавать, что эмоции можно выражать и скрывать.

3. Среднее детство (5-10 лет): социализация и эмоциональная регуляция

  • Развитие способности ставить себя на место другого (не просто чувствовать чужую боль, а понимать её контекст).
  • Дети учатся регулировать свои эмоции, чтобы выражать сочувствие адекватно.
  • + Роль взрослых, отражение, дети развивают свои эмоции в социальном контакте и никак иначе!

4. Подростковый возраст: осознание множественности точек зрения

  • Подростки способны к более сложной эмпатии: они понимают не только эмоции других, но и их убеждения, жизненный опыт.
  • Углубляется моральное чувство: формируются принципы справедливости, сострадания.

5. Взрослость: развитие зрелой эмпатии

  • Способность разделять переживания других, но не терять себя в них.
  • Включение эмпатии в этические принципы, профессиональную деятельность (например, в терапии, педагогике, медицине).
  • Умение различать сочувствие (sympathy) и эмпатию (empathy): эмпатия не просто «жалость», а глубокое понимание чужого состояния.
-3

Что мешает эмпатии развиваться?

Развитию эмпатии могут мешать как биологические, так и психологические факторы. Вот основные причины, которые могут блокировать способность человека к эмпатии:

1. Дефицит эмоционального отклика в детстве

  • Отсутствие безопасной привязанности – если в раннем возрасте ребёнок не получает эмоционального отклика от родителей, его нервная система может «выключить» чувствительность к эмоциям других.
  • Эмоциональная депривация – ребёнок, которого не утешали, не слушали и не замечали его чувств, привыкает «выключать» эмоции.
  • Родители, обесценивающие эмоции – если родители говорят «не реви», «не выдумывай», «не ной», у ребёнка блокируется контакт со своими чувствами, а значит, и с чужими.

2. Личный травматический опыт

  • Пережитые травмы (особенно в детстве) могут привести к тому, что человек будет избегать эмоций – своих и чужих.
  • Защитные механизмы – например, диссоциация или эмоциональное онемение, которые защищают психику от боли, но мешают чувствовать других.
  • Выживание – если человек с детства был в среде, где «не до чувств» (например, сложные семейные условия), эмпатия может восприниматься как слабость.

3. Недостаток развития эмоционального интеллекта

  • Некоторые люди просто не научены понимать и называть эмоции – свои и чужие.
  • Отсутствие рефлексии – если человек никогда не анализировал, что он чувствует и почему, ему сложно распознавать чувства других.

4. Личностные и психопатологические особенности

  • Алекситимия – трудность в понимании и выражении собственных эмоций, что мешает ощущать чужие.
  • Нарушения привязанности – например, у людей с избегающей привязанностью (тех, кто привык держать дистанцию от чувств) эмпатия часто снижена.
  • Психопатические черты – люди с антисоциальными или нарциссическими, пограничными чертами личности могут не осознавать чужие эмоции.

5. Социальные и культурные факторы

  • Общество, культурные комплексы, поощряющее «жёсткость» – в некоторых культурах эмпатия считается слабостью, особенно у мужчин («мужчина не должен плакать»).
  • Дефицит личных границ – если человек с детства приучен к тому, что он должен «жертвовать собой» ради других, он может «выгореть» и утратить эмпатию.

6. Перегрузка и эмоциональное выгорание

  • Синдром эмоционального выгорания – у врачей, психологов, социальных работников, родителей может возникнуть «эмоциональное онемение» из-за постоянного стресса.
  • Чрезмерная эмпатия – парадоксально, но если человек слишком остро чувствует чужие эмоции и не умеет их регулировать, он может бессознательно блокировать эмпатию, чтобы «не захлебнуться» в чужих страданиях.

7. Современные технологии и снижение живого общения

  • Экраны вместо людей – зависимость от гаджетов и соцсетей снижает живую эмпатию: мы меньше читаем невербальные сигналы, не видим реальных эмоций.
  • Анонимность в интернете – без визуального контакта люди легче проявляют жестокость, не ощущая чужой боли.

В глубинном смысле эмпатия включает:

🔹 Эго-устойчивость – способность выдерживать собственные эмоции, а не сливаться с чужими.

🔹 Различение субъектов – понимание, что твои эмоции – твои, а другого – его.

🔹 Контейнирование – способность выдерживать чужие переживания, не теряя себя.

Незрелая эмпатия — это архетипическое растворение в Великой Матери, утрата границ в потоке чужих переживаний. 

Главное различие

  • Эмпат → это чаще про уязвимость границ, жизнь чужими эмоциями.
  • Эмпатия → это про способность понимать и чувствовать, сохраняя себя.

Быть эмпатичным — это навык, а быть эмпатом в его популярном понимании — это скорее трудность, с которой можно и нужно работать.