Сегодня слово «эмпат» стало модным словом в массовой культуре и социальных сетях, но его значение часто искажается. Оно превратилось в ярлык для особого типа личности, который якобы обладает сверхчувствительностью к эмоциям других и даже мистическими способностями (чувствовать энергетику, предугадывать мысли). «Я эмпат, поэтому так остро чувствую чужие эмоции», «он просто не эмпат, ему все равно» — такие фразы звучат повсюду. Но если смотреть глубже, эмпат — это не про высокую чувствительность и доброту. Это про границы, интроекты и депрессивную структуру личности.
Эмпат воспринимается как человек с «открытым сердцем», которому постоянно причиняют боль «абьюзеры» и «нарциссы». Далее, эмпатичность романтизируется, но одновременно представляется как тяжкое бремя, которое мешает жить. Культура self-help и эзотерики создала образ эмпата как редкого и одарённого человека, который страдает из-за своей исключительности. Такой культ может отражать коллективный дефицит острая нехватка эмпатии. Люди чувствуют себя непонятыми, отчуждёнными, эмоционально истощёнными. Образ эмпата становится компенсацией этой нехватки – символом желаемой, но недоступной эмоциональной глубины.
Слово «эмпат» пришло из популярной психологии и массовой культуры. Оно не имеет строгого определения в классическом психоанализе или психологии.
Такие люди часто впитывают чужие эмоции, как губка, но не потому, что «чувствуют всех», а потому что не чувствуют себя достаточно ясно. Это не дар, а механизм выживания. Если в детстве среда была непредсказуемой (например, родитель с колебаниями настроения, внезапными эмоциональными взрывами), то ребенку приходилось сканировать состояние другого, угадывать его эмоции быстрее, чем они проявятся. Развивалась гиперчуткость, но не как способность, а как инструмент выживания.
Депрессивная структура и жизнь интроектами
Часто у «эмпатов» можно заметить элементы депрессивной структуры. Это не обязательно клиническая депрессия, но внутреннее чувство вины, базовое ощущение нехватки («я недостаточно хорош»), зависимость от одобрения и потребность заботиться о других, даже в ущерб себе. Такие люди часто живут чужими интроектами — усвоенными без критики убеждениями из детства. «Ты должен заботиться о других», «если ты не чувствуешь, как больно другому — ты плохой человек», «твои эмоции не важны, важно, чтобы другим было хорошо». Эти убеждения формируют сценарий: они сливаются с чужими эмоциями, отказываются от своих потребностей, носят внутри чужую боль, пока не начинают задыхаться от перегрузки. И здесь важно развести: это не эмпатия.
Интроекты – это усвоенные без осознания чужие убеждения, установки и эмоции. Они попадают в психику «непереваренными», как чужие голоса внутри нас. Некоторые из них мешают эмпатии:
- «Чувства – это слабость» – если ребёнку внушили, что проявлять эмоции стыдно или опасно, он будет блокировать как свои, так и чужие чувства.
- «Твои эмоции никого не волнуют» – когда родители игнорируют эмоции ребёнка, он учится не замечать чувства других.
- «Нужно быть хорошим» – если ребёнка учили «считывать» чужие желания, чтобы соответствовать ожиданиям, его эмпатия будет не о живом чувствовании, а о предугадывании и подстройке.
- «Чужая боль – это моя боль» – некоторые люди растут в семьях, где нужно жертвовать собой ради других. Это ведёт к эмоциональному выгоранию и потере подлинной эмпатии.
Когда интроекты остаются неосознанными, человек действует не из своих истинных чувств, а по «записанным» сценариям, которые могут либо полностью подавлять эмпатию, либо превращать её в болезненную гиперчувствительность. Психика использует защиты, чтобы уменьшить боль, тревогу или перегрузку. Некоторые из них мешают эмпатии:
Проекция – человек приписывает другим свои чувства, не осознавая их в себе. Например, он сам испытывает вину, но воспринимает всех вокруг как обвиняющих его. В таком случае он не видит реальных эмоций других.
Избегание и вытеснение – если человеку тяжело переживать чужие эмоции, он может бессознательно «отключать» их восприятие, избегая эмпатического контакта.
Диссоциация – при сильном стрессе человек может отдаляться от чувств, будто бы наблюдая за собой со стороны. В таком состоянии сложно почувствовать других.
Рационализация – попытка объяснить эмоции логикой. Например, человек вместо того, чтобы откликнуться на чужую боль, думает: «Ну, он сам виноват», «Такова жизнь».
Отождествление с агрессором – если в детстве человек сталкивался с холодными, жестокими фигурами, он мог бессознательно перенять их стиль взаимодействия, подавляя эмпатию ради психологической «силы».
Что такое эмпатия на самом деле?
Позже термин был переведён на английский как «empathy» американским психологом Эдвардом Титченером (Edward Titchener) в 1909 году. В дальнейшем понятие развивали многие исследователи, включая Карла Роджерса, который связал эмпатию с терапевтическим процессом.
Эдвард Титченер (1909): «Эмпатия – это бессознательное «вчувствование» в переживания и состояния другого, процесс переноса своих эмоций и ощущений на воспринимаемый объект.»
Это определение было ближе к эстетическому переживанию, чем к межличностной эмпатии.
Карл Роджерс (1959): «Эмпатия – это способность воспринимать внутренний мир другого человека так, как если бы это был твой собственный, при этом сохраняя осознание того, что это его мир, а не твой. «Роджерс выделял эмпатию как ключевой фактор эффективной психотерапии.
Жан Десети (2010) – дал нейробиологическое определение эмпатии. «Эмпатия – это нейробиологически обусловленный процесс, включающий распознавание, моделирование и аффективный отклик на эмоциональные состояния другого человека.» Это определение связывает эмпатию с зеркальными нейронами и работой лимбической системы.
Эмпатия — это не про растворение в другом, а про способность настроиться, понять и сохранить собственные границы.
Это умение «примерить» чужое состояние, но не утонуть в нем. Эмпатия - это не симпатия. В кабинете аналитика, эмпатия проявляется и в том, чтобы менять свой тип в зависимости от типа пациента, но это то же самое, что пытаться говорить с пациентом на его языке. На всем протяжении анализа аналитик фантазирует, «видит» и чувствует то с позиции пациента (эмпатия), то — со своей собственной (контрперенос).
Как развивается эмпатия?
Развитие эмпатичности — это сложный процесс, который начинается с рождения и проходит несколько этапов в зависимости от нейробиологических, эмоциональных и социальных факторов.
1. Раннее детство: зеркальные нейроны и привязанность
- Новорождённые реагируют на эмоции взрослых: например, начинают плакать, услышав плач другого ребёнка (это называют «эмоциональным заражением»).
- Зеркальные нейроны помогают ребёнку подражать выражениям лица, жестам и интонациям взрослых.
- Качественная привязанность (особенно с матерью) играет ключевую роль: если ребёнок чувствует безопасность и отклик на свои эмоции, он учится понимать чувства других.
2. Возраст 2-4 года: начало когнитивной эмпатии
- В этом возрасте развивается разум — способность понимать, что у других людей есть свои мысли, желания и переживания.
- Дети начинают осознавать, что эмоции можно выражать и скрывать.
3. Среднее детство (5-10 лет): социализация и эмоциональная регуляция
- Развитие способности ставить себя на место другого (не просто чувствовать чужую боль, а понимать её контекст).
- Дети учатся регулировать свои эмоции, чтобы выражать сочувствие адекватно.
- + Роль взрослых, отражение, дети развивают свои эмоции в социальном контакте и никак иначе!
4. Подростковый возраст: осознание множественности точек зрения
- Подростки способны к более сложной эмпатии: они понимают не только эмоции других, но и их убеждения, жизненный опыт.
- Углубляется моральное чувство: формируются принципы справедливости, сострадания.
5. Взрослость: развитие зрелой эмпатии
- Способность разделять переживания других, но не терять себя в них.
- Включение эмпатии в этические принципы, профессиональную деятельность (например, в терапии, педагогике, медицине).
- Умение различать сочувствие (sympathy) и эмпатию (empathy): эмпатия не просто «жалость», а глубокое понимание чужого состояния.
Что мешает эмпатии развиваться?
Развитию эмпатии могут мешать как биологические, так и психологические факторы. Вот основные причины, которые могут блокировать способность человека к эмпатии:
1. Дефицит эмоционального отклика в детстве
- Отсутствие безопасной привязанности – если в раннем возрасте ребёнок не получает эмоционального отклика от родителей, его нервная система может «выключить» чувствительность к эмоциям других.
- Эмоциональная депривация – ребёнок, которого не утешали, не слушали и не замечали его чувств, привыкает «выключать» эмоции.
- Родители, обесценивающие эмоции – если родители говорят «не реви», «не выдумывай», «не ной», у ребёнка блокируется контакт со своими чувствами, а значит, и с чужими.
2. Личный травматический опыт
- Пережитые травмы (особенно в детстве) могут привести к тому, что человек будет избегать эмоций – своих и чужих.
- Защитные механизмы – например, диссоциация или эмоциональное онемение, которые защищают психику от боли, но мешают чувствовать других.
- Выживание – если человек с детства был в среде, где «не до чувств» (например, сложные семейные условия), эмпатия может восприниматься как слабость.
3. Недостаток развития эмоционального интеллекта
- Некоторые люди просто не научены понимать и называть эмоции – свои и чужие.
- Отсутствие рефлексии – если человек никогда не анализировал, что он чувствует и почему, ему сложно распознавать чувства других.
4. Личностные и психопатологические особенности
- Алекситимия – трудность в понимании и выражении собственных эмоций, что мешает ощущать чужие.
- Нарушения привязанности – например, у людей с избегающей привязанностью (тех, кто привык держать дистанцию от чувств) эмпатия часто снижена.
- Психопатические черты – люди с антисоциальными или нарциссическими, пограничными чертами личности могут не осознавать чужие эмоции.
5. Социальные и культурные факторы
- Общество, культурные комплексы, поощряющее «жёсткость» – в некоторых культурах эмпатия считается слабостью, особенно у мужчин («мужчина не должен плакать»).
- Дефицит личных границ – если человек с детства приучен к тому, что он должен «жертвовать собой» ради других, он может «выгореть» и утратить эмпатию.
6. Перегрузка и эмоциональное выгорание
- Синдром эмоционального выгорания – у врачей, психологов, социальных работников, родителей может возникнуть «эмоциональное онемение» из-за постоянного стресса.
- Чрезмерная эмпатия – парадоксально, но если человек слишком остро чувствует чужие эмоции и не умеет их регулировать, он может бессознательно блокировать эмпатию, чтобы «не захлебнуться» в чужих страданиях.
7. Современные технологии и снижение живого общения
- Экраны вместо людей – зависимость от гаджетов и соцсетей снижает живую эмпатию: мы меньше читаем невербальные сигналы, не видим реальных эмоций.
- Анонимность в интернете – без визуального контакта люди легче проявляют жестокость, не ощущая чужой боли.
В глубинном смысле эмпатия включает:
🔹 Эго-устойчивость – способность выдерживать собственные эмоции, а не сливаться с чужими.
🔹 Различение субъектов – понимание, что твои эмоции – твои, а другого – его.
🔹 Контейнирование – способность выдерживать чужие переживания, не теряя себя.
Незрелая эмпатия — это архетипическое растворение в Великой Матери, утрата границ в потоке чужих переживаний.
Главное различие
- Эмпат → это чаще про уязвимость границ, жизнь чужими эмоциями.
- Эмпатия → это про способность понимать и чувствовать, сохраняя себя.
Быть эмпатичным — это навык, а быть эмпатом в его популярном понимании — это скорее трудность, с которой можно и нужно работать.