Найти в Дзене

Применение технологии наставничества TWI в медицинских учреждениях

Система TWI была разработана в 1940 году в ответ на потребность оборонной промышленности США в повышении производительности труда в условиях дефицита как материальных ресурсов, так и рабочей силы.

Однако проблема нехватки кадров затронула не только промышленные предприятия, но и медицинские учреждения. Существенное увеличение нагрузки на медицинских сестер обусловило необходимость выполнения ими расширенного перечня обязанностей. Возникла потребность в вспомогательном персонале для осуществления значительного объема рутинных операций, ранее входивших в компетенцию медсестер. Обучение новых сотрудников происходило непосредственно в процессе работы, что создавало дополнительную нагрузку, поскольку времени на полноценное введение в должность катастрофически не хватало. Кроме того, уровень текучести кадров среди вспомогательного персонала оставался крайне высоким. Подтвержденная эффективность технологии TWI в промышленности способствовала ее активному внедрению в медицинские учреждения, что позволило стабилизировать и оптимизировать деятельность персонала.

-2

Множество рутинных действий выполняется на автоматическом уровне, поскольку они стали привычными: чистка зубов, мытье рук, надевание или снятие средств индивидуальной защиты и другие подобные операции. Однако вопрос о том, насколько корректно выполняются эти базовые процедуры, остается открытым. В большинстве случаев соответствующее обучение либо отсутствует, либо проводится формально.

В одной из больниц был проведен опрос среди медицинского персонала на предмет соблюдения стандартной процедуры мытья рук. Все респонденты ответили утвердительно. Однако последующее наблюдение показало, что лишь 32% врачей действительно следуют установленному регламенту. Некоторые сотрудники позже признались, что не знали о существовании стандартизированной процедуры.

В системе здравоохранения корректное выполнение даже таких несложных действий, как мытье рук, может иметь критическое значение, включая спасение жизней. Ежегодно фиксируется значительное количество случаев инфицирования пациентов при внутривенных вливаниях, при этом для 15% из них заражение приводит к летальному исходу. Высокая вариативность выполнения данной процедуры остается серьезной проблемой. В одной из больниц стандартизация процесса и обучение медсестер по технологии TWI позволили снизить число летальных исходов, вызванных занесением инфекций, с 37 до 6 случаев в год.

-3

В сети частных клиник репродуктивной медицины внедрение технологии TWI позволило снизить количество жалоб пациентов в связи с несвоевременным началом программы вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ).

В рамках реализации проекта удалось достичь следующих результатов:

  • увеличение доли удовлетворенных пациентов с 67% до 90%;
  • снижение процента повторных анализов, оплачиваемых клиникой, с 31% до 14%;
  • двукратное сокращение времени подготовки к протоколу ВРТ — с двух месяцев до одного.

Достижение этих показателей стало возможным благодаря внедрению ряда мер. Был разработан алгоритм последовательности сдачи анализов при подготовке к старту протокола ВРТ, создан чек-лист для ассистента и памятка для пациента. Улучшена визуализация в электронном чек-листе: анализы, срок годности которых составляет менее 7 дней, стали выделяться желтым цветом. Дополнительно были организованы мероприятия по повышению квалификации персонала и проведено обучение в рамках технологии TWI.

На данный момент результаты применения TWI в медицинской сфере демонстрируют значительный эффект:

  • сокращение повторной госпитализации на 45%;
  • уменьшение продолжительности пребывания пациентов в стационаре на 20%;
  • оптимизация рабочего времени врачей на 40%;
  • снижение затрат на оказание медицинской помощи на 15%;
  • сокращение числа случаев инфицирования пациентов на 50%;
  • уменьшение количества случаев падения пациентов на 75%.
-4

Последний параметр был зафиксирован в одной из больниц, где наблюдались пациенты с различной степенью ограничения подвижности. Многие из них по разным причинам избегали просьб о помощи при посещении туалета, что приводило к падениям и получению травм. Для решения данной проблемы был разработан стандарт проведения обхода, включающий специально сформулированные вопросы и фразы, адаптированные под уровень мобильности пациента. Внедрение данного подхода сопровождалось обучением медицинского персонала в рамках технологии TWI.
В ходе анализа пациентов условно разделили на три основные группы:

  1. Люди, привыкшие к самостоятельности, но оказавшиеся в больнице из-за временных ограничений в передвижении. Для них просьба о помощи может восприниматься как дискомфортная и унизительная.
  2. Пациенты с хроническими заболеваниями, например, онкологические больные, чье лечение не приносит ожидаемых результатов, вследствие чего они вновь попали в стационар. Такие пациенты зачастую отрицают необходимость посторонней помощи, стремясь продемонстрировать улучшение состояния.
  3. Люди, полностью утратившие способность к самостоятельному передвижению, включая пациентов с деменцией. Они не контролируют физиологические процессы и зачастую не осознают собственных потребностей.

Учитывая различия между этими группами, ключевой задачей стало определение уровня ограничения мобильности пациента и выбор оптимальной стратегии взаимодействия.

Для пациентов первой категории, которым было неловко обращаться за поддержкой, использовалась следующая формулировка:

«Необходимо зафиксировать объем выделяемой жидкости, поэтому, пожалуйста, сообщите, когда решите воспользоваться туалетом.»

Во второй группе, где пациенты нуждались в помощи, но не всегда были готовы ее принять, применялась следующая фраза:

«Прошло несколько часов с момента последнего посещения уборной. Возможно, стоит сходить сейчас? У меня как раз есть время.»

Для пациентов третьей группы, которые не могли самостоятельно оценить необходимость посещения туалета, медсестры использовали следующий подход:

«Прошло несколько часов с момента последнего похода в туалет. Давайте сходим сейчас.»

Один из пациентов, проходивший лечение в клинике, где персонал был обучен по технологии TWI, отметил высокий уровень организации ухода:

«Кажется, что весь персонал прошел специальную подготовку, поскольку каждый сотрудник, заходя в палату, уточняет, не испытываю ли я каких либо неудобств, предлагает помощь при посещении туалета, проверяет, могу ли я дотянуться до кнопки вызова, а затем дополнительно спрашивает, не требуется ли мне что-то еще. В других медицинских учреждениях с таким вниманием я не сталкивался.»
-5

В системе TWI действует принцип: если ученик не освоил материал, значит, наставник не сумел его обучить. Концепция «плохих учеников» исключается. Однако стать квалифицированным наставником возможно, следуя пошаговой методике TWI, которая позволяет подготовить любого человека — независимо от его предыдущего опыта и уровня навыков — к выполнению требуемой операции с высоким качеством, безопасностью, осознанностью и в установленном темпе. В медицинской сфере данный подход приобретает особую значимость, поскольку от эффективности обучения персонала напрямую зависят здоровье и жизнь пациентов.

Автор статьи: Ирина Решетникова - Эксперт в области бережливого производства компании IC IBSystems I Lean

Ставьте 👍, если данная статья была полезна для Вас!

Подписывайтесь на канал и пишите в комментариях, что нового Вы смогли узнать, будем рады Вашим мнениям! 💕