На первый взгляд, в пьесах о Бальзаминове нет и не может быть никаких «исторических событий»: герои от политики ужасно далеки. И все-таки, если вчитаться, можно довольно точно высчитать даты… ради чего?
Они тоже важны, они — часть замысла. Драматургия — экономное искусство, и, на мой взгляд, в комедиях Островского нет ничего лишнего, случайного. Они написаны для современников, хорошо помнивших недавнее прошлое.
На всякий случай уточним, что приключениям комического жениха посвящена целая трилогия:
- «Праздничный сон — до обеда», 1857;
- «Свои собаки грызутся, чужая не приставай!», 1861;
- «За чем пойдешь, то и найдешь» («Женитьба Бальзаминова»), 1861.
Именно по этим пьесам сняли всенародно любимый фильм — точнее, по первой («Праздничный сон — до обеда») и третьей («Женитьба Бальзаминова»). Вторая комедия почти полностью осталась за бортом, и я в ней не нашел тех «якорей», которые могли бы приурочить ее действие к конкретному году.
Зато в первой и третьей пьесе эти «якоря» имеются.
Начнем с первого эпизода: неудача Бальзаминова с девицей Капочкой.
«Праздничный сон — до обеда»
Красавина. Что бы тебе новое-то сказать? Да вот, говорят, что царь Фараон стал по ночам из моря выходить, и с войском; покажется и опять уйдет. Говорят, это перед последним концом. (…) Да говорят, белый арап на нас подымается, двести миллионтов войска ведет.
Пустая болтовня? Посмотрим дальше!
Ничкина. Вы читаете газеты?
Бальзаминов. Читаю-с.
Бальзаминова. Он мне всякие новости рассказывает.
Ничкина. А мы не читаем... ничего не знаем... что там делается. Вот я у вас хотела спросить, не читали ли вы чего про Наполеона? Говорят, опять на Москву идти хочет.
Бальзаминов. Где же ему теперь-с! Он еще внове, не успел еще у себя устроиться. Пишут, что все дворцы да комнаты отделывает.
Ничкина. А как отделает, так, чай, пойдет на Москву-то с двунадесять языков?
Бальзаминов. Не знаю-с. В газетах как-то глухо про это пишут-с.
Наполеон III стал французским императором в декабре 1852 года, но получил диктаторские полномочия годом раньше («государственный переворот 2 декабря 1851 года). Летом 1852-го он уже разворачивал активную строительную программу. В этот момент началось расширение Лувра, который будет соединен с дворцом Тюильри.
Пять лет спустя (1857) вышла на сцену пьеса Островского, и зрители прекрасно помнили: новый Наполеон устроил «новое французское нашествие». А Михаил Дмитриевич об этом еще не догадывается. «Газеты как-то глухо пишут» в переводе с бальзаминовского означает вежливое «ничего не пишут».
Читатель газет — один из самых просвещенных персонажей пьесы. Собеседницы Бальзаминова живут в «заколдованном», мифологическом мире, а все-таки умнее, ибо предчувствуют войну. Читаем дальше!
Ничкина. Да вот еще, скажите вы мне: говорят, царь Фараон стал по ночам с войском из моря выходить.
Бальзаминов. Очень может быть-с.
Ничкина. А где это море?
Бальзаминов. Должно быть, недалеко от Палестины.
Ничкина. А большая Палестина?
Бальзаминов. Большая-с.
Ничкина. Далеко от Царьграда?
Бальзаминов. Не очень далеко-с.
В этот момент в головах первых зрителей Островского «складывался паззл». Именно с Палестиной связан был тот конфликт, который приведет к войне с Константинополем, а потом и с Парижем и Лондоном. Речь идет про «спор о святых местах» между православной и католической церковью. Николай I поддерживал православных, Наполеон III – католиков. Этот спор тянулся весь 1852 год и стал первой искрой, из которой раздули Крымскую войну.
Скорее всего, действие первой пьесы связано со знойным июнем 1852 года (герои жалуются на жару). Менее вероятно лето 1853 года, когда конфликт России с Турцией уже давно был явным и открытым: в июне русские войска переходили Дунай и занимали Дунайские княжества.
Когда женился Бальзаминов?
Зрителям фильма кажется, что все события укладываются в одно лето. По пьесам Островского этого не скажешь: видно, что много воды утекло. Кроме того есть «внешний» ориентир: от написания первой комедии (1857) до написания последней (1861) прошло четыре года.
Если бы и в художественном мире события развивались с той же скоростью, то действие «Женитьбы Бальзаминова» пришлось бы на 1856 год.
Так оно и было! Если герои первой пьесы предчувствуют войну, то во второй мы видим:
Белотелова. Войны не слыхать ли?
Красавина. Войны не слыхать. Тихо везде; по всей земле замирение вышло.
Парижский мир, который завершил Крымскую войну, подписали в марте 1856 года. Лето 1856 года оказалось чуть ли не самым бесконфликтным за десятилетие. Уже через год говорить о «замирении по всей земле» было намного сложнее: с октября 1856 Англия и Франция вели Вторую опиумную войну против Китая, с мая 1857 в британской Индии бушевало великое восстание сипаев.
Большинство героев бальзаминовской трилогии — люди довольно темные, но газетные новости до них доходили. Правда, из вторых рук.
В «Женитьбе Бальзаминова» прямо указано, что на дворе август. Однако если речь идет об августе 1856 года, то мы можем еще сильнее сузить хронологические рамки. 15 августа 1856 года в Москву приехал Александр II, 26 августа он короновался. Любая императорская коронация была грандиозным торжеством, которое меняло жизнь города. Такое событие не прошло бы мимо героев пьесы.
Зачем Островскому такие даты?
На мой взгляд, время действия комедий — это застывший миг «безвременья» накануне преобразований. Все начинается в последний мирный год Николаевской России (1852) и завершается в первой половине августа 1856-го, буквально за несколько дней до приезда и коронации монарха, когда в России начнут ощущаться перемены (например, именно тогда будут помилованы декабристы).
А фигура умолчания — это Крымская война, из-за которой сонному царству «медведей и Бальзаминовых» пришел конец.
Понравилась статья? Поставьте лайк, тогда ее увидят больше читателей! Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить другие материалы.