Найти в Дзене
Реальный Психолог

ПТСР: Человек после войны. Часть 1: Адаптационные механизмы

Всем привет! Сегодня начнем большую тему о том, что может чувствовать человек после войны, и как ему начать жить дальше. Этот пост является вводным в серию постов и роликов, которые призваны помочь ветеранам боевых действий и их близким. На моём канале уже можете найти видео, затрагивающие тему войны, обязательно посмотрите их: Психология на войне. ДЕБРИФИНГ: как предотвратить ПТСР Психология на войне. ДЕБРИФИНГ ЧАСТЬ 2: КАК ПРОВЕСТИ ДЕБРИФИНГ Человек после СВО. Рекомендации для родственников: как помочь и не навредить ПТСР Как помочь самому себе после СВО: как справиться с эмоциями и ночными кошмарами ПТСР | Пить алкоголь после войны НЕЛЬЗЯ | простое и ясное объяснение Как стыд мешает психологической реабилитации после СВО | Вячеслав Федорищев анонсировал программу психологической реабилитации после СВО Подписывайтесь на канал, здесь будет значимая информация простыми словами с простыми рекомендациями. Опыт, переживаемый человеком на войне уникальный. Никогда ранее с таким количе

Всем привет! Сегодня начнем большую тему о том, что может чувствовать человек после войны, и как ему начать жить дальше.

Этот пост является вводным в серию постов и роликов, которые призваны помочь ветеранам боевых действий и их близким.

На моём канале уже можете найти видео, затрагивающие тему войны, обязательно посмотрите их:

Психология на войне. ДЕБРИФИНГ: как предотвратить ПТСР

Психология на войне. ДЕБРИФИНГ ЧАСТЬ 2: КАК ПРОВЕСТИ ДЕБРИФИНГ

Человек после СВО. Рекомендации для родственников: как помочь и не навредить

ПТСР Как помочь самому себе после СВО: как справиться с эмоциями и ночными кошмарами

ПТСР | Пить алкоголь после войны НЕЛЬЗЯ | простое и ясное объяснение

Как стыд мешает психологической реабилитации после СВО | Вячеслав Федорищев анонсировал программу психологической реабилитации после СВО

Подписывайтесь на канал, здесь будет значимая информация простыми словами с простыми рекомендациями.

Опыт, переживаемый человеком на войне уникальный. Никогда ранее с таким количеством стрессоров человеческая психика в жизни не встречалась. Да, безусловно человек адаптируется к любым условиям, даже к таким невыносимым. Это наносит свой отпечаток на личности. Меняет человека. Непосредственная близость смерти вынуждает человека к переоценке жизненных ценностей. Заставляет задуматься о важном. Но не только лишь переоценка ценностей ждёт человека, но и высокая вероятность получить психологическую травму.

Начнем с начала. С момента осознания что вы отправляетесь на войну психика начинает свою подготовку. Запускаются адаптационные механизмы.

Стресс мобилизует силы организма, адаптируя его к новым изменяющимся условиям. Поначалу, вы готовитесь к смене обстановки мирной жизни на условия жизни на войне.

Далее вы адаптируетесь к жизни на полигоне, новой одежде, к обязанностям и к новому орудию труда. Потом к особенностям жизни на линии боевого соприкосновения. И непосредственно в бою. Каждый новый этап встречает возросшим количеством стрессоров, чем предыдущей. И на каждом этапе могут быть свои трудности с адаптацией, которые отразятся на способности адаптироваться к следующему этапу. Разумеется, процесс адаптации проходит у всех по-разному. В силу личностных особенностей и опыта, кому-то адаптироваться легче, а кому-то несравненно сложнее.

Важно понимать, мы можем быть сильны духом, иметь стальные нервы и железный характер. Подвергать свою психику колоссальным нагрузкам и не ломаться. Но у всего есть запас прочности – у нашей психики тоже. Поэтому никто не застрахован от вероятности получить психологическую травму. Это не говорит о вашей слабости, это говорит о том, что вы были сильными слишком долго.

Обратите внимание, даже недосып, недостаточное питание, употребление кофеина и никотина, а также неблагоприятные погодные условия, ослабляют защитные способности психики, повышая вероятность стресса перейти в стадию дистресса – это стадия разрушительного стресса, при котором сил организма недостаточно чтобы сопротивляться стрессорам. В таком состоянии вы становитесь восприимчивее к травмирующим психику событиям: наблюдение сцен насилия, убийства, смерти товарищей, угрозы собственной жизни – сцен, которых на войне не мало. Переживание, связанных с этими событиями эмоций, становиться труднее, и в особенности в условиях продолжающихся боевых действий, когда некогда думать об этом.

Довольно частные механизмы, защищающий психику в таких условиях – подавление и диссоциация. Проще стиснув зубы «выдавить» все мысли и чувства из сознания, ведь сейчас не время думать об этом. Важно понимать, что всё что выдавлено, а именно эмоции и переживания, никуда не девается – они будут возвращаться, вторгаться в психику, например, в сновидениях. И психика будет вынуждена подавлять любые попытки вторжения этих воспоминаний и переживаний в сознание. Это создает ещё большее напряжение, но по крайней мере, это состояние позволяет вам выполнять боевые задачи.

При диссоциации человек воспринимает происходящее так, словно оно происходит не с ним, а с кем-то другим.

Стоит так же упомянуть что в состоянии стресса и тем более дистресса когнитивные способности ослабевают – думается трудно и с ошибками, плохо запоминается и вспоминается, можно впасть в состояние растерянности. Это еще больше повышает вероятность психологической травмы. Психические травмы и сильные стрессы в детстве так же повышают вероятность получения психологической травмы.