Если внимательно прислушаться к потоку своих мыслей, можно заметить интересную закономерность: каждая мысль будто подразумевает «я» перед собой. Даже если это не выражено явно, на глубинном уровне кажется, что существует некий центр, который думает, оценивает, решает, выбирает.
— «Нужно пойти в магазин» (подразумевается: «Я должен пойти»).
— «Интересная книга» (подразумевается: «Я считаю, что она интересная»).
— «Это неправильно» (подразумевается: «Я считаю это неправильным»).
Но откуда берётся это «я»? Оно не звучит в мыслях прямо, но всегда присутствует как некая ось, вокруг которой вращается мышление.
Кто думает?
Привычка видеть себя как автора мыслей формируется с детства. Нас учат воспринимать ум как инструмент, принадлежащий «мне» и мы автоматически идентифицируем себя с тем, что в нём происходит. Однако если начать наблюдать за мыслями внимательно, можно обнаружить удивительный факт:
— Мысли приходят сами по себе. Они возникают без сознательного контроля. Можно ли предсказать, какая мысль появится через секунду? Нет.
— Мысли исчезают без усилий. Если их не подпитывать вниманием, они растворяются, уступая место другим.
— Мысли могут противоречить друг другу. Один момент — желание, другой — сомнение, третий — беспокойство. Если бы «я» действительно контролировало мышление, разве оно допускало бы такой хаос?
Пространство до «Я»
Попробуй уловить момент до того, как мысль сформируется. Что там? Тишина, пустота, в которой пока ничего нет. Именно из этой пустоты мысли появляются, а затем исчезают обратно.
В глубокой осознанности можно заметить, что мысли могут существовать без привязки к «я». Они просто возникают и проходят, как облака в небе. Но если некий наблюдатель всё же их осознаёт, то разве он сам является мыслью?
Жизнь без фиксации на «я»
Осознание того, что «я» — лишь надстройка над мыслями, приводит к интересному эффекту. Исчезает необходимость цепляться за каждую мысль, доказывать себе что-то, бесконечно анализировать. Возникает легкость восприятия.
Когда «я» не навязывает себя в каждой мысли, мир воспринимается иначе:
— Нет ощущения, что нужно бороться с собой, потому что нет «автора», который создаёт мысли.
— Нет жёсткой привязки к мыслям, потому что они просто появляются и исчезают.
— Нет постоянного анализа себя, потому что исчезает субъект, который должен анализировать.
Заключение
«Я» перед каждой мыслью — это не более чем привычка ума. В реальности нет фиксированного центра, который бы их порождал. Есть лишь осознание, в котором всё происходит. И когда это становится очевидным, жизнь наполняется простотой и легкостью.
Ведь если нет того, кто думает, то нет и того, кому нужно страдать от мыслей.