Найти в Дзене
DIPI. Travel and food

Археологический музей Антальи (Турция). Экспонаты и цены (2025). Часть 1

Оглавление

Зачем посещать

Простой ответ - расширение кругозора и да и вообще посмотреть, чем данная земля была богата. Особенно, если хочется древности.

В Анталии ещё 2 музея - музей Ататюрка и этнографический. В сравнение с Археологическим не идут. Итак, по музеям без вариантов - идём в главный музей Антальи.

Стоимость - 15 евро по курсу. Правда, мне пытались впарить аудиогид всеми силами (единственный такой случай за всю поездку). Другим русским туристам продали просто билеты как будто так и надо, мне - только с гидом. Почему я такое впечатление вызывал - загадка. Но мне удалось-таки откреститься и взять просто билеты.

Экспозиция

Наверно, самая немногословная статья. Тут больше визуала. Под одним фото - "карусель" - не поленитесь листать.

Древние стоянки людей

Как и обычно, всё начинается с преданий старины глубокой. Образцы предметов быта и захоронения племён, о наличии которых даже не подозревал.

Кажется, что для тех, кто производит глиняную посуду, это прям источник вдохновения. Просто, но с изюминкой.

Древний мир

Герма
Герма

Это - герма. Получили название от первых подобных столбов - они изображали Гермеса. Значимая вещь - служили путевыми и межевыми знаками, охраняющими дороги и границы. Также изображения Гермеса рассматривались как защитники домов и городов, поэтому их устанавливали на торговой площади, в святилищах и при входе в частные дома.

Позже гермы кого только не изображали: и Геракла, и Зевса, и далее по списку. Даже портретные.

Герма на фото - бронзовая. Так-то из камня и глины делали - просто и сердито.

Вот эти с хвостами - силены. Демоны плодородия, воплощение стихийных сил природы. Свита Диониса. Пьяны, непристойно танцуют, ухлёстывают за нимфами. Последнему охотно веришь, только взглянешь. Нимфы, наверно, весьма крепкие существа.

Аттис, скульптура II в. до н. э.
Аттис, скульптура II в. до н. э.

Скульптура Аттиса найдена в Перге. Изображает очень молодую мужскую особу в фригийской шляпе.

Аттис — культ, возникший в Анатолии и тесно связанный с Кибелой, другим культом Анатолии. Согласно мифам, Кибела влюбилась в Аттиса, но Аттис женился на речной богине, и в конце концов Кибела убила эту речную богиню. Так Аттис стал сумасшедшим. Позже, под сосной он отрезал свой собственный фаллос и вскоре умер. Позже Кибела, которая была очень расстроена этой сценой, вновь воплотила Аттиса в сосну. В мифе кровь, текущая в почву, олицетворяет утраченную мужественность, а также изобилие. И это также означало, что концепция жизненной силы распространилась на более широкую область, на всю землю. В рамках религиозных церемоний культа матери-богини Кибелы принцип кастрации жрецов Кибелы связан с культом Аттиса. Каждую весну проводился двухэтапный праздник в честь Аттиса, который, как считалось, был богом растений. Этот праздник включает в себя траур по памяти о страданиях и смерти Аттиса и веселье в память о его возрождении-воскрешении после долгого зимнего сна.

Танец был важной частью ритуалов Кибелы. Танец, молодость и веселье являются основными признаками обновления - обычно так изображают Аттиса. Веселье, кажется, противоречит акту самокастрации, приводящему к смерти, но оно становится интегрированным через надежду на обновление, передаваемое Аттисом.

-19

Залы Perge

Остатки монументов греко-римской эпохи. Наполнен статуями из Perge - греческого полиса недалеко от Анталии. Статуи, в основном, принадлежат фонтану Каракаллы и скульптурам из Амфитеатра. Ну и остальные пособирали в разное время с разных мест.

Статую самого Каракаллы увезли куда-то. В момент посещения её не было - был баннер в полмасштаба.

Геката в греческой ре­ли­гии и ми­фо­ло­гии - бо­ги­ня мра­ка, ноч­ных ви­де­ний и ча­ро­дей­ст­ва (кол­дов­ст­ва), внуч­ка ти­та­нов. Геката – древ­нее бо­же­ст­во. По­сле по­бе­ды олим­пий­цев над ти­та­на­ми, со­хра­ни­ла свои ар­ха­ичные функ­ции, но ста­ла со­юз­ни­цей Зев­са, вой­дя в чис­ло бо­гов, по­мо­гаю­щих лю­дям (счи­та­лась по­кро­ви­тель­ни­цей охо­ты, пастуше­ст­ва, об­щественных за­ня­тий). Она по­мо­га­ла Ме­дее до­бить­ся люб­ви Ясо­на и в при­го­тов­ле­нии зе­лий. У рим­лян ото­жде­ст­в­ля­лась с бо­ги­ней «трёх до­рог» Три­ви­ей, ко­то­рой при­но­си­ли жерт­вы на пе­ре­крё­ст­ке до­рог. Изо­бра­жа­лась с фа­ке­лом и змея­ми. Забавная заимствованная богиня, культ которой в последствии сходит на нет.

На груди у Афины мы видим эгиду - защитную козью шкуру. К своей она прикрепила голову Медузы Горгоны. Эгиду Афина носила, когда была в гневе или облачаясь на бой. Нам же всем известно сочетание "находится по эгидой..." - вот это она и есть, эгида.

Первая фотка выше - статуя Марсия. По шкуре можно было сказать, что это Геракл, но нет - ещё мы видим свирели пастушьи. А история такая.

Однажды Афина увидела отражение своего лица в воде ручья, когда играла на своих свирелях, и она заметила, как уродливо выглядит ее лицо, когда она дует в свирели, и поэтому в гневе она выбросила свирели и ушла с берега реки. В другой версии Гера и Афродита шутили об Афине, пока она играла на своих свирелях. Затем она посетила богиню Фригию, и она посмотрела на свое лицо, отраженное в стоячей воде, и затем она увидела, как уродливо выглядит ее лицо, когда она дует в свирели, и поэтому в гневе она выбросила свирели. Она поклялась сурово наказать любого, кто будет играть на свирелях после того, как она их выбросит.

Не подозревая о том, что произошло, Марсий обнаружил свирели, которые выбросила Афина, и начал играть на них. Марсию понравился голос этих свирелей, и он был так очарован их звуком, что сказал: «Эти свирели издают самый прекрасный звук в мире". Один из богов повторил хвастливое заявление Марсия о звуке труб и о том, что он осмелился сравнить звук, издаваемый этими трубами, со звуком, издаваемым кифарой Аполлона (кифара: музыкальный инструмент, похожий на лиру, с тридцатью или сорока струнами и деревянным резонатором). В результате Аполлон приказал провести состязание, в котором он сам играл на кифаре, а Марсий играл на свирели, и сказал, что победитель этого состязания решит, что случится с проигравшим.

Это состязание проводилось на холмах Тмолоса (современный Боздаг), недалеко от Одемиша у Измира. Бог этой горы, Тмолос, был назначен судьей этого состязания. Среди зрителей были Музы и Мидас, царь Фригии. Оба участника продемонстрировали все свои навыки и было очень трудно решить, кто из этих двух участников действительно является победителем состязания. Тогда Аполлон применил трюк, чтобы выйти из тупика - он бросил вызов Марсию, чтобы тот сыграл на своей свирели вверх ногами. Аполлон легко смог сыграть на своей кифаре, когда держал ее вверх ногами, но Марсий был совершенно неспособен играть на своей перевёрнутой свирели. Поэтому бог горы Тмолос назвал Аполлона победителем состязания. Мидас, царь Фригии, все еще утверждал, что трубы звучат лучше кифары, и поэтому в наказание Аполлон дал царю Мидасу пару ослиных ушей вместо человеческих. Затем Аполлон привязал Марсия к дереву, а затем содрал всю кожу с тела Марсия, и Марсий умер в муках. Затем Аполлон пожалел о том, что он сделал, и сломал свою кифару, бросив ее на землю. Затем он превратил тело Марсия в реку, которая сегодня называется рекой Чине, которая течет от Айдына до Муглы через Чине и Ятаган.

Ссылки

1. https://ren-ar.livejournal.com/137839.html - свод рассказов о персонажах, которым посвящены статуи. Статуя - рассказ. Мне думалось сделать подобное, но тут уже всё сделано до нас.

2. Часть 2. Остальные экспонаты, которые я застал и которые мне понравились.

3. Моя общеобзорная статься по поездке в окрестностях Анталии в 2025-м. Содержит бытовые рекомендации.