В апреле 2025 года в Петербурге пройдёт XXIV Международный Фестиваль Dance Open. Организаторы в очередной сделали все возможное, чтобы преодолеть – и максимально замаскировать – трудности, связанные с приглашением трупп и составлением программы. Во-первых, в «постковидную» эпоху наличие в афише ряда иностранных артистов – это само по себе достижение для любого подобного проекта и праздник для зрителя. Во-вторых, с тех пор как границы государств – по разным причинам – снова стали труднопреодолимым препятствием, проведение любого международного мероприятия превратилось в
захватывающий квест. На наше счастье, остановить этот поезд – то есть фестиваль Dance Open – уже сложно. Слишком много амбиций, творческих идей, финансов в него вкладывается в течение долгих лет. Екатерина Галанова сотоварищи продолжают собирать и привозить в Петербург зарубежные и отечественные балетные коллективы. На мой взгляд, те труппы и спектакли, которые мы должны увидеть в конце апреля – вполне достойный и заслуживающий внимания выбор. Пусть наши гости и уступают ведущим европейским и мировым труппам, которые мы имели радость наблюдать «до 2020-го», но тут уж ничего не поделаешь. И, может, оно и к лучшему. Попробую объяснить, почему.
Во-первых, теперь рулевые Dance Open по-настоящему ищут таланты. Когда круг возможностей сужается, выбрать самое достойное и интересное из доступного и не самого очевидного - это требует больших профессиональных знаний, чутья, вкуса, а также умения рисковать. Сначала я посмотрела на список участников: Урал Балет, Астана опера (Казахстан), Театр Сан Мартин (Аргентина), Мэтью Голдинг и Люсия Лакарра, B. Dance (Тайвань) – с иронией и легкой насмешкой. Периферия балетного мира и несколько подзабытые знаменитости в сочетании с российским театром не первого масштаба. Признаю, что то был высокомерный и поверхностный взгляд.
Урал Балет в последние годы выдвинулся на лидирующе позиции в нашем балетном отечестве. Летом я присутствовала на одной из свежих премьер театра – и это было достойно во всех смыслах. Теперь труппа представляет собственную версию «Каменного цветка», которую фестиваль эксклюзивно покажет через две недели после выпуска. И это однозначно событие, вне зависимости от того, каким будет общий художественный результат. Хореографом выступит Антон Пимонов, один из самых одаренных балетмейстеров наших дней по моей версии. И, вообще, новый полнометражный балет – это здорово.
Далее. Авторский спектакль «В тишине ночи» от двух бывших звезд ведущих европейских трупп Люсии Лакарры и Мэтью Голдинга воспринимаю как «темную лошадку». Возможно, талантливые артисты смогут сделать что-то в духе знаменитой камерной истории The Place с Аной Лагуной и Михаилом Барышниковым. Во всяком случае, я ожидаю чего-то в этом духе, но попроще и попонятнее. И Голдинг, и Лакарра в свое время были классическими танцовщиками первой величины и артистами с индивидуальностью, что обнадеживает. Даже если постановка и хореография не будут выдающимися, а артисты – суперхаризматичными, смотреть на сохранивших красоту и форму исполнителей такого уровня - эстетическое удовольствие.
Единственный номер программы, который я считаю явно несоответствующим общей планке – это балет «Коппелия» от Астана оперы. Коллектив, который образовали и начали приводить в соответствие мировым стандартам чуть более десяти лет назад, едва ли успел достичь нужных кондиций. В этом выборе ощущается влияние конъюнктуры, характер которой мне не до конца понятен. Если спектакль окажется замечательным, с радостью возьму свои слова обратно. И если артисты справятся со стилем и танцами самого Р. Пети, которые ставил на лучших. Но не очень верю в подобное развитие событий.
Наибольшую интригу вижу в участии коллектива из Аргентины «Сан Мартин» с постановкой «Фолия» (хор. М. Мерзуки) и B. Dance из Тайваня с балетом «Прежде чем уйти» (хор. Ц. Бочэн). Танцевально-театральный мир велик и, конечно, не ограничивается статусными европейскими и заокеанскими труппами. Созданное в Юго-Восточной Азии обычно по-своему, часто очень свежо интерпретирует танцевальные достижения Запада. Аутентичный налет, помноженный на достойную подготовку артистов и оригинальную идею – это может быть настоящий успех. Аргентина – как и вся Южная Америка – стоит ближе к балетным традициям, что обнадеживает. Мне не хватает и чего-то новенького, и чего-то знакомого, в духе авторских европейских трупп – Килиана, Прельжокажа и т. п. – с запоминающимися визуальными образами и разными подходами к сочинению хореографии.
Вспоминаю прошлые фестивали. Чего только не показывал нам Dance Open за годы – и брейкданс, и танцы в кроссовках, и классику самых голубых кровей, и разноплановый танц-театр. Практически каждый спектакль сопровождал большой успех. Думаю, и на этот фестиваль не ударит в грязь лицом.
Ну, и вишенкой на торте обязательно станет Гала, на который, надеюсь, созовут лучших и – как обычно – представят в его рамках какую-нибудь мини-премьеру. И пусть двери мира искусства и культуры остаются открытыми, несмотря ни на что.