Доброе утро, день, вечер, многоуважаемые читатели, подписчики, заочные друзья мои.
На 5 марта сам... ну в общем Сам велел - вспомнить о том, что случилось 5 марта 1953 года, семьдесят два года назад.
Но для начала - небольшая интеллектуальная разминка. Помните, как начинается роман Михаила Афанасьевича Булгакова "Мастер и Маргарита"? Нет, не "Однажды весною в час небывало жаркого заката, в Москве на Патриарших прудах...." . Эпиграф помните:
.Так кто ж ты, наконец?
– Я – часть той силы,
что вечно хочет
зла и вечно совершает благо.
Гете. «Фауст»
здесь и далее цитаты из МиМ по источнику.
И тут - первая загадка самого мистического романа 20 века. Как утверждают литературоведы, таких именно строчек в каноническом переводе Гете Бориса Пастернака нет. В рукописи романа Михаил Афанасьевич дает эпиграф на языке оригинала - по немецки.
А вот как было у Бориса Леонидовича Пастернака на самом деле:
Ф а у с т. ...Ты кто?
М е ф и с т о ф е л ь. Часть силы той, что без числа
Творит добро, всему желая зла.
Ф а у с т. Нельзя ли это проще передать?
М е ф и с т о ф е л ь.
Я дух, всегда привыкший отрицать.
И с основаньем: ничего не надо.
Нет в мире вещи, стоящей пощады.
Творенье не годится никуда.
Итак, я то, что ваша мысль связала
С понятьем разрушенья, зла, вреда.
Вот прирожденное мое начало,
Моя среда. Источник здесь
Не правда ли, когда ознакомишься с полной цитатой, мысль Гете (и Пастернака тоже) становится гораздо сложнее. Если брать усеченную цитату, которую лукаво привел Булгаков, можно расценить ее так: вот вам рассказ о мистическом Воланде, который вроде бы - художественное воплощение дьявола, духа зла. Но посмотрите, на само деле Воланд творит добро: он наказал пьяницу и бездельника Степу Лиходеева, доказал Берлиозу (не композитору!) что он - существует, он покарал предателя и наушника барона Майгеля, и наконец - извлек из явно токсичной среды и доставил в комфортное место Мастера с верной подругой. Это ли не добро?
Но если вчитаться в то, как Мефистофель себя аттестует, получается немного другой портрет. Злой дух "всему желает зла" и это - оборачивается добром? Дух, "всегда привыкший отрицать" - тут сразу вспоминаются, например, наши нигилисты. Вот вам на закуску цитата из "Отцов и детей" Тургенева:
"...О русских немцах я уже не упоминаю: известно, что это за птицы. Но и немецкие немцы мне не по нутру. Еще прежние туда-сюда; тогда у них были — ну, там Шиллер, что ли, Гётте... Брат вот им особенно благоприятствует... А теперь пошли всё какие-то химики да материалисты...
— Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта, — перебил Базаров.
— Вот как, — промолвил Павел Петрович и, словно засыпая, чуть-чуть приподнял брови. — Вы, стало быть, искусства не признаете?
— Искусство наживать деньги, или нет более геморроя! — воскликнул Базаров с презрительною усмешкой.
— Так-с, так-с. Вот как вы изволите шутить. Это вы все, стало быть, отвергаете? Положим. Значит, вы верите в одну науку?
— Я уже доложил вам, что ни во что не верю; и что такое наука — наука вообще? Есть науки, как есть ремесла, знания; а наука вообще не существует вовсе.
— Очень хорошо-с. Ну, а насчет других, в людском быту принятых, постановлений вы придерживаетесь такого же отрицательного направления?— Что это, допрос? — спросил Базаров." Источник здесь
Как видите, Базаров ведет себя с малознакомыми, старше себя людьми довольно таки развязно и даже шутовски. В голову приходит даже сравнение с Коровьевым из МиМ. А между тем, несколько поколений советских школьников из учебников узнавали, что Евгений Базаров - положительный герой. Литературоведы писали, что Тургенев окружил Базарова врагами, а не учениками, превратив его в «лишнего человека», а не в мессию. При этом писатель создал один из самых запоминающихся и важных образов русской литературы: противоречивого, интересного и яркого разночинца-интеллектуала. Первого нигилиста отечественной прозы.
То есть, что это получается: все отрицая, всему желая зла - можно стать положительным персонажем, "мессией", пусть и в кавычках?
Вот с этой позиции роль Сталина в жизни нашего общества становится как то понятнее, гармоничнее, не правда ли?
Так вот, пьеса "Смерть тирана".
Вспоминает легендарный Павел Судоплатов, приходивший с докладом к Иосифу Виссарионовичу в один из первых мартовских дней 1953:
"Я увидел уставшего старика. Сталин очень изменился. Его волосы сильно поредели, и хотя он всегда говорил медленно, теперь он явно произносил слова как бы через силу, а паузы между словами стали длиннее.
Видимо, слухи о двух инсультах были верны: один он перенес после Ялтинской конференции, а другой — накануне семидесятилетия, в 1949 году."
28 февраля Сталин встретился со своим ближайшим окружением в Кремле. Вечером, посмотрев фильм в спецзале, он отправился на Ближнюю дачу вместе с Лаврентием Берией, Никитой Хрущевым, Георгием Маленковым и Николаем Булганиным. Ужин затянулся до утра, было выпито несколько бутылок грузинского молодого вина «Маджари».
Кстати, помните, в фильме "Запасной игрок" 1954 года, старший брат Васи Веснушкина (Г.Вицина) Саша Веснушкин (В.Кузнецов) признается "Маджари - удивительно лукавое вино". К чему бы это?
В 4 часа гости разъехались, а Сталин лег спать. На следующий день охрана дачи, зная о привычках вождя, который мог после долго ночного застолья проспать до полудня, долгое время не беспокоила Сталина. Ведь тот страшно не любил, когда ему мешали. Известно, что в 18 часов в кабинете зажегся свет. Но Сталин по-прежнему никого не вызывал.
Примерно в 22 часа охранники забеспокоились. Один из них решился пройти в кабинет, где обнаружил лежащего на полу Сталина. Его наручные часы остановились, показывая 18:30, именно тогда вождь упал и потерял сознание. Сталина перетащили на диван, после чего он уснул.
Кардиолог профессор Павел Лукомский диагностировал тяжелую форму инсульта и назначил лечение, хотя очень быстро стало понятно, что Сталин при смерти. Однако перед врачами была поставлена задача продлить жизнь вождя, чтобы оставшиеся партийные бонзы смогли договориться о дальнейших действиях.
Четыре дня продолжалась безнадежная борьба за жизнь. Сталин не приходил в сознание. А вот что вспоминает Светлана Аллилуева, которая, разумеется, находилась у смертного одра отца, который ее очень любил:
"Агония была страшной. Она душила его у всех на глазах. В какой-то момент, не знаю, так ли на самом деле, но так казалось, — очевидно, в последнюю уже минуту, он вдруг открыл глаза и обвел ими всех, кто стоял вокруг. Это был ужасный взгляд, то ли безумный, то ли гневный и полный ужаса перед смертью и перед незнакомыми лицами врачей, склонившихся над ним. Взгляд этот обошел всех в какую-то долю минуты. И тут — это было непонятно и страшно, я до сих пор не понимаю, но не могу забыть, — тут он поднял вдруг кверху левую руку (которая двигалась) и не то указал ею куда-то наверх, не то погрозил всем нам." (источник см выше)
Несмотря на то, что прошло много десятков лет после кончины вождя, несмотря на то, что в 20 веке уже документировали и сохраняли для потомства каждый чих, о причинах его ухода из жизни до сих пор ходят различные слухи, легенды, версии.
Самая простая - это то, что промедление в оказании Иосифу Виссарионовичу медицинской помощи и привело к летальному исходу. Если бы сразу вошли к нему в покои, когда он не вышел в обычное время, если бы сразу вызвали врачей - возможно его спасли бы, хотя бы еще на какое то время.
Более затейливая версия - вождю дали яд, некое вещество, которое фатально воздействовало на изношенный организм, привело к третьему инсульту и потере сознания. Но тогда нужно придумать и ЗАЧЕМ это надо было делать.
У Эдварда Станиславовича Радзинского в "Апокалипсисе от Кобы" (художественно-фантастическом романе по мотивам реальной биографии) приводится совершенно мистический мотив - Сталин погибает от рук "народных мстителей" в тот момент, когда он готовился захватить весь мир.
Что интересно, председателем "Похоронной комиссии", оргкомитета по достойному погребению вождя и сопутствующих мероприятий, был Никита Сергеевич Хрущев, будущий обличитель и ниспровергатель Сталина.
Умершего генералиссимуса одели в привычный для него повседневный военный мундир, который пришлось спешно отгладить и подштопать, с обычным набором колодок его наград.
Но и существенные изменения внесли: на китель пришили погоны генералиссимуса (Сталин при жизни их ни разу не надевал, обходясь маршальскими), золотые пуговицы вместо латунных и прикололи на левой стороне груди две Золотые Звезды — Героя Советского Союза, которую Сталин никогда не носил, и Героя Социалистического Труда, которую он, напротив, носил не снимая.
Число людей, прошедших через Колонный зал Дома Союзов проститься с вождем в течение двух с половиной дней — с четырех часов вечера 6 марта до полуночи 8 марта — достигло невероятной цифры в полмиллиона человек. И это по самым скромным подсчетам. По другим данным, их число колеблется от миллиона до двух! При этом на ночь двери зала закрывались, и желающие проститься со Сталиным оставались стоять на улице, чтобы не потерять свое место в бесконечной очереди.
И тут опять мистика - или просто скверная организация мероприятия: в давке на прощании, которое потом прозвали "похороны Сталина" погибло несколько сотен человек. Точные сведения о количестве задавленных до сих пор засекречены. Мама моя (1943 года рождения) рассказывала, что они с подружкой-одноклассницей рвались туда, к Колонному залу - так был велик массовый психоз. Дед остановил их в последний момент, буквально запер дома. Иначе - меня бы могло не быть 😪.
В 10.50 утра 09 марта на трибуну Мавзолея взошли советские руководители, главы социалистических стран и представители иностранных компартий, и Никита Хрущев открыл траурный митинг. Как и было предусмотрено сценарием, митинг занял ровно час, так что выступить успели всего три человека: Георгий Маленков, Лаврентий Берия и Вячеслав Молотов. Их слушали выстроившиеся напротив Мавзолея 4 400 солдат и офицеров Московского гарнизона и 12 000 делегатов от москвичей.
Когда Никита Хрущев объявил митинг закрытым, гроб с телом Сталина подняли со стоящего перед трибуной лафета и внесли в Мавзолей, над входом в который уже была новая надпись «Ленин Сталин». Ровно в полдень двери Мавзолея закрылись, и в тот же момент прогремел артиллерийский салют, которому вторили тысячи гудков московских заводов и фабрик. А через десять минут мимо Мавзолея парадным шагом двинулись шпалеры войск, вслед за которыми прошли и представители трудящихся.
А вот как в 1961 году происходило перезахоронение И.В.Сталина из Мавзолея.
Н. М. Шверник приказал снять с мундира Золотую Звезду Героя Социалистического Труда (другой награды, Звезды Героя Советского Союза, в саркофаге не было). Председатель комиссии распорядился заменить золотые пуговицы мундира на латунные. Все это выполнял комендант Мавзолея полковник К. А. Мошков. Снятую награду и пуговицы он передал в специальную Охранную комнату, где находились награды всех погребённых у Кремлёвской стены.
Когда гроб с телом Сталина накрывали крышкой, Шверник и Джавахишвили зарыдали. В обитую фанерой могилу офицеры опустили гроб. Кто-то бросил горсть земли, как полагается по христианскому обычаю. Могилу зарыли. Сверху положили плиту из белого мрамора с надписью: «Сталин Иосиф Вассарионович 1879—1953». Потом она ещё долго служила надгробием, пока в 1970 году на могиле не был открыт памятник (бюст работы Н. В. Томского).
По воспоминаниям маршала Конева, когда тело Сталина перекладывали из саркофага в гроб, обитый красной материей, многие сотрудники плакали, отключая приборы. Он же утверждал, что было распоряжение прикрыть гроб «двумя железнобетонными плитами».... (цитируется по Вики).
И тут мистика! Куда пропала золотая медаль Героя Соцтруда? Зачем закрывать могилу железобетонными плитами? Есть идеи по этому поводу?
Я прощаюсь с вами до завтра, попробуем найти что нибудь повеселее. Как всегда, с нетерпением жду ваших высказываний, комментариев, вопросов, предложений. Ваша неравнодушная Елена Гор.