Найти в Дзене
Лодочник

Он построил лодку, о которой многие могут только мечтать

Оглавление

Героя нашей сегодняшней истории зовут Дмитрий (не спросил, можно ли обнародовать его фамилию, поэтому пока просто имя). Он сам, своими руками, построил шикарную лодку, которую вы видите на фото...

Не только построил, но и зарегистрировал в ГИМС. Как?.. Сейчас всё узнаете. И почему он решил делать лодку именно из этого материала. И где нашел проект... Будет много интересного. Публикую рассказ Дмитрия. Его ответы на мои вопросы. И его фотографии.

-2

Почему захотелось построить лодку самостоятельно?

Да, мне и не хотелось строить. Мне хотелось иметь. Потому, что в семье были лодки всегда.

У деда была самодельная деревянная лодка, большая с мотором от полуторки.
У отца была "Казанка 2м" (в начале обычная "Казанка" с двадцатым "Вихрем", потом эта "Казанка 2м").

Лодки отца всегда были в великолепном состоянии. Он очень много делал всяких там приспособ для лодки... Сам шил палатки, рюкзаки...

Журнал "Катера яхты" я читал с 1974 года. И всегда очень внимательно читал. Когда семьей обзавелся, квартиру купил, гараж купил — решил купить лодку. Искал, изучал... и купил Slider...

Конечно, он очень красивый. Но насколько он красивый, настолько он и бестолковый.

Внешний вид Слайдера поражал всех... Когда я привозил его (у него стационарный бак) на заправку. Вставляю пистолет и заправляю минут десять. Потому, что там очень тонкий шланг и семьдесят пять литров нужно было заправлять.

Все говорили, Представляешь, как лодка летает, если он полчаса только бензин не заправляет? Вот это лодка...

У Слайдера высокая килеватость. Наверное, где-то градусов под двадцать. Я точно не знаю, сколько, но очень большая.

Из-за этого лодка всегда шла, то на одном борту, то на втором. То есть, выходишь на глиссирование... Ты никогда не положишь груз, так как надо. Всё равно будет крен.

Смотришь, лодка криво идет. Начинаешь груз перемещать, начинаешь на нервах людей гонять туда-сюда — Вы пересядьте...

Там сделано восемь посадочных мест, но с тремя людьми, Слайдер еле еле выходил на глиссирование. Потому что сам вес корпуса четыреста пятьдесят килограмм. Ну и люди, тоже вес имеют.

Решение о самостоятельной постройке. Выбор материала...

Вот, тогда я задумался... Думаю — Подожди-ка... Я же читал, в "Катера яхты" была очень интересная переводная статья. Там было написано весовые характеристики корпусов лодок, построенных из разных материалов.

Самая легкая лодка, которой можно было построить это, должен быть сэндвич: Углепластик. Посредине сотовый заполнитель, либо торцевые срезы бальзы, либо пенопласт. С другой стороны опять углепластик...

Это делается вакуумным формованием — сам это не сделаешь никогда. Очень трудоемко.

Второй по весу корпус, это был клепанный дюралевый. Это, в общем-то, и так понятно. Вот самолеты как делают, так и есть. Все обтекатели сделаны именно сэндвичем. Фюзеляж, как правило, плоскости — это всё клепаное.

Клепаная обшивка самолета.
Клепаная обшивка самолета.

Многие сейчас даже не могут оценить, какая прелесть была, когда у нас были эти клепаные лодки. Они были крайне легкими. И поэтому на слабом моторе могли неплохо ездить, тридцать сорок км. в час.

Вот... А следующий по весу, как ни странно, идет фанерный корпус. И именно из фанеры сделаны лодки Формулы-1. Вот, которые гоняется по Петербургу... Я думал, они из углепластика. На самом деле нет. Из обычной фанеры.

Вот из фанеры сделаны Байды, которые на Каспии гоняют. Причем, у них энерговооруженность сумасшедшая. Иногда на транец вешают три двигателя по 200 лошадиных сил. Лодки такие, метров восемь длиной. Ну семь... И она за сотню смело идёт.

Выбран проект Юрия Зимина.

И тогда я начал вспоминать... Думаю, видел же какой-то проект хороший. Нашел несколько проектов Юрия Зимина.

-4

Позвонил Юрию Зимину, поговорил с ним. И именно он мне сказал, что если ты собираешься делать каютную лодку, то ни о каком алюминии и стеклопластике даже не думай, если ты её для себя делаешь.

Почему? Ты не сможешь обеспечить нормальную обитаемость в каюте, если будет пластик.

Я тогда не понимал, о чем он говорит. А какая разница? Залез в каюту, да и всё...

Он тогда сказал: Стеклопластиковая каюта, если ты сделаешь — вонь будет постоянная. А если ты сделаешь алюминиевый корпус, в каюту невозможно будет зайти. Жара, будет адская (и так же в стеклопластике)...

Только дерево позволит сделать нормальную каюту.

Нормальный чистый корпус, правильно сделать, можно только из фанеры или из дерева. Из всех остальных материалов, если ты делаешь, что это всегда будут какие-то компромиссы...

То есть, останутся сварочные швы, либо заклепки снаружи, либо нельзя сделать правильно реданы... Хорошие реданы можно сделать только из дерева.

Вот из-за этого я и начал думать, как и кому заказать лодку...

В начале я нашел Богданова Владимира в Петербурге. Он, кстати, строил катер Гольфстрим (это огромный катер, крайне красивый). Вот и попросил его сделать мне лодку. Но цена меня удивила...

Ну, просто там материалов (по тем временам) выходила где-то на двести — двести пятьдесят тысяч. Он не хотел делать меньше, чем за миллион двести-триста тысяч. Примерно так,.. миллион триста он попросил.

Вот, а потом я нашел еще две конторы, они просили примерно миллион триста и полтора миллиона за готовую лодку. Это меня, прям сильно расстроило.

Когда я спросил, почему так дорого, он мне: Ну, ты сам можешь представить, что такое сделать лодку? Там сумасшедшее количество деревянных деталей, и их нужно каждую подогнать с точностью до двух-трёх миллиметров.

Процесс строительства лодки Дмитрия.
Процесс строительства лодки Дмитрия.

Это не стекло пластик — в матрицу положили, дерьмо какое-то смолой намазюкали и всё.

Даже, говорит, АМг сварная лодка... Там шов сварили и больше ничего не обрабатывается. А дерево ты должен снаружи обклеить стеклопластиком, ошлифовать, покрасить...

Внутри пройти жидкой смолой, покрасить... Ещё и обрабатывается с двух сторон. Поэтому, говорит, так стоит.

Примерные расчёты соотношения веса лодки и мощности мотора.

На Слайдере у меня висела 4-тактная впрысковая Ямаха.
Этот же мотор планировал под новую лодку.

Прикинув нагрузку на мощность, получалось, что фанерный корпус мне позволит (примерно) получить соотношение 15-20 килограмм на одну лошадиную силу. То есть, это будут очень хорошие скоростные характеристики.

Принял решение: Буду строить сам.

Поэтому, имея Slider 160 BR, который просили у меня продать неоднократно, я начал строить лодку сам.

В гараже: Slider 160 BR и лодка, о которой мы сейчас говорим. Но такой она стала не сразу...
В гараже: Slider 160 BR и лодка, о которой мы сейчас говорим. Но такой она стала не сразу...

Из проектов, мне очень понравилось именно "Радуга 51". Только я увеличил проект на десять процентов.

Почему?.. Потому что это очень легко пересчитывать всё. Десять процентов легко добавлять.

И как раз при этой ширине, проходит у меня через ворота гаража.

-7

Вот я и начал строить сам, причем долго не начинал... Где-то год, наверное. Ходил, советовался... Потом Клоков Саша говорит, что ты мучаешься? Давай я тебе помогу стапеля хотя бы наладить.

Мы стапель сделали, потом я там сам стал строить. Всё делал полностью сам.

Попросил мастера покрасить, а он с меня такую цену попросил за эту покраску... Как за две или за три машины.

Я сам, валиком покрасил и всё. И не мудря лукаво.

-10

Потом я взял, и на чертеже "Радуги 51" дорисовал кабину...

-11

Думаю, сделаю так: И каюта чтобы была и кабина.

В гараже.
В гараже.

Заранее надо обратиться в ГИМС.

И опять же, в "Катера и яхты" я прочитал статью. Там основная мысль в статье была такая, что прежде чем что-то строить сходите в Гимс и скажите, что вы хотите строить. Чтобы не получилось так, что вы построите лодку, а её потом не зарегистрируют.

Я сходил, поговорил. Мне там объяснили, что если будешь строить материалом журнала "Катера и яхты" — зарегистрируем без вопросов. Только, чтобы лодка соответствовала чертежу.

А если ты сам что-то на выдумываешь, даже можешь не приходить. Никто не будет рассматривать. Мы тебе откажем сто процентов.

Для каких целей предназначена эта лодка:

Строил лодку только для отдыха на Волге в составе группы до шести человек.

У берега.
У берега.

То есть, иногда выезжаем, берем вторую семью. Сейчас дети выросли, мы в четвером выезжаем. Раньше было шесть человек, семь...

-15

Восемь человек лодка поднимает на глиссирование, вместе с вещами. Правда, для этого я винт переставлял. С шагом 11 ставил.

Сколько времени заняла работа? Как долго строил лодку?

Я строил две зимы. Зима, я строил, строил... Потом мне все осточертело. Началась весна, я сидел на речке. А под осень опять... Когда там холодно уже. Погода никакая, опять в гараж и доделал все это.

-16

Самый трудный этап в работе, это шлифовка готового корпуса перевернутого. Это очень тяжело. Самое основное, что нужно было сразу купить — шлифовальную машину, которая работает от воздушного компрессора.

Потому, что я применял болгарку, применял плоско шлифовальную машину... И это все вышло из строя. Потом покупал германскую, бошевскую шлифмашинку. Всё развалилось!.. Бошевская еще живая. Её перебирали, потому что подшипники забиты были. Это был просто ад.

В процессе
В процессе

Что пришлось переделывать по ходу работы?

Да. Переделывал носовую часть рубки. Сделал больше наклон. Было очень сложно сделать, потому что мне не нравилось, что на оригинале она какая-то квадратная.

-18

Сделал узкие стекла в каюте. Это по совету Богданова. Потому, что большие стекла, это будет тепличный эффект очень сильный. И сделал чехлы на стёклах снаружи.

-19

Сейчас остекление сделано панорамное. Буквально по всей длине каюты.

Высота стекла всего пятнадцать сантиметров. Но, когда сидишь в каюте, все прекрасно вокруг видно. И заднюю часть руки тоже переделал. Мне кажется, что так красивее будет.

Чем красил?

Красил отвратительной краской! Vika называется. Автомобильная краска.

По десять раз нужно было проходить, потому что укрывистость у нее очень низкая. Отвратная краска. Пытался красить пульверизатором, оказалось, что целая технология... Ничего не получилось, поэтому я валиком покрасил.

Регистрация в ГИМС...

Регистрация, это отдельная тема. Когда я начал строить мне все знакомые, до единого, говорили — бесполезно! Ты ничего не зарегистрируешь.

Прихожу в ГИМС, говорю, я лодку построил. Показываю фотографии в телефоне, а там уже сидит другой человек, совершенно. И он мне ничего не обещал.

Я говорю, как можно зарегистрировать? Говорит, если по чертежам построено, то зарегистрируют. Но, сделайте обязательно записку. Я говорю, какую?..

Пояснительную записку. И причем, говорит, не от руки там нацарапано должно быть, что не прочтешь ничего... А закажите где-то печать, чтобы это было в виде журнала. Покажите фотографии, процесс строительства. И приложите документы на материалы,

Ну, документы были у меня: На фанеру. На краску. На эпоксидную смолу. А больше ничего и не было... Я это все собрал. Принес.

Он говорит, я сам не решаю. Этот вопрос нужно в Астрахань везти. Когда поеду туда, отдам.

Через неделю он съездил. Звонит мне, приезжайте. Вот ваши документы. Все зарегистрировали без замечаний, без ничего... Потому, что все предметы снабжения в лодке сфотографированы. Даже конец Александрова, спасжилеты, огнетушитель.

В каюте.
В каюте.

Лодка сфотографирована. Они её всю обмерили. Приняли пояснения, что я на десять процентов увеличил. Документы подписали и все дела.

Я не давал взятки никому, не носил никакие там презенты, деньги не перечислял. Ничего.

Общаясь с людьми на форумах, я понял, что большинство людей приходят в ГИМС и начинают там понты колотить. Нептуна из себя строить: Я всё знаю, я с детства на воде...

Заканчивается это тем, что тебе откажут. И самому не надо ничего изобретать. Чертежи все есть. Всё продумано... Что-то немного изменить в чертежах можно. Но не концептуально. Не надо ничего придумывать. Иначе не зарегистрируют лодку, почти наверняка.

Скорость...

Комфортный скоростной режим, это 35-40 км/ч. В общем, в районе четырёх тысяч оборотов.

Лодка выходит на глиссирование без кобры. Вообще не поднимаю нос. На переходах, на трёх тысячах оборотов уже устойчивое глиссирование.

Лодка в эксплуатации с двадцатого года. За год делаем не менее 25 выходов на воду. Иногда с ночёвкой.

За время эксплуатации: Что хорошо в лодке? А что можно было бы сделать иначе?

Однозначно хорошо, в лодке, конструктор сделал носовую часть. Потому, что на первом шпангоуте ширина уже около двух метров. Он же скулы подтянул не к форштевню, как все делают — а вывел наверх на палубу.

Причем назад сместил... То есть, если бы он сделал в одну линию с форштевнем (при плане сверху), то был бы очень сильный бульдозерный эффект при встрече с волной. Волна бы воду отбрасывала вперед.

А так как он и сделал где-то сантиметров на шестьдесят семьдесят назад, она вперед ничего не отбрасывает на все брызги бросает рядом с собой.

Вообще в кругах, которым теперь я близок (ну те, кто строит лодки), считается большим западлом, если лодка идёт и бросает брызги по сторонам.

Лодка должна все брызги укладывать рядом с корпусом. И что меня удивляет, "Радуга", когда идет по зеркальной воде — волн практически нет.

Вот, это сказал Богданов (а конструктор лодки Зимин)... Он говорит, понимаешь, как в идеале — лодка должна идти не оставляя позади волн. Или они должны быть минимальны.

Вот я и смотрю, это действительно так! Почему?.. Потому, что все волны делаются за твои деньги. Это же нужно бензин сжечь, чтобы поднять эту волну. Когда "Радуга" идет на хорошей скорости, сзади волны почти нет. Ну, буквально там, десять сантиметров максимум.

Дмитрий и его лодка.
Дмитрий и его лодка.

Что бы изменил сейчас.

Я хотел сделать кабину... Но мне для регистрации сказали, что строй в начале по чертежам, а потом кабину доделаешь после регистрации. Я хотел это сделать вот в эту зиму, но жена на отрез сказала, что не надо. Прекрасно и так отдыхаем. Будешь опять сидеть сутками в своем гараже, лучше поспи.

Ну, я хотел сделать короче. У меня где-то есть рисунок. И из тонкой фанеры, просто крышу над стеклами. Тут каждый решает сам, строить лодку или не строить. Чтобы ее строить правильно, нужно делать всё по чертежам.

И самое основное, это правильно организовать работу. Вот чего я нигде не мог найти. То есть, по технологии были советы в разных книгах: Как правильно смешать смолу, как там правильно нанести и всё такое... Но, как правильно организовать работу, нигде советов не было. А это важнейшая вещь.

Нужно правильно одеваться. Респиратор нужно промывать спиртом после каждого дня дня работы (иначе вонять будет, просто ужас). Это вот всё нужно знать заранее.

Я думаю, может какую нибудь брошюру написать? Потому что, кроме меня, в моей семье это никому не пригодится (у меня дочь). А людям может пригодиться...