Русофобская риторика прибалтийских политиков стала настолько привычным делом, что любой "кивок" в адрес Москвы вызывает недоумение. А тут сам президент Литвы Гитанас Науседа выступил с неожиданным заявлением.
А дело вот в чем. Глава балтийской республики попросил "не провоцировать Россию" из-за транзита калининградского газа, контракт на который истекает в конце 2025. Такие вопросы надо решать естественным образом, признал президент.
"Я не знаю, нужно ли здесь дергать Россию за усы. <…> Я не вижу причин не продлевать его (контракт). Есть вся инфраструктура, есть наши интересы, есть некоторые измененные условия договора, которые в настоящее время более выгодны для Литвы, чем в прежнем договоре. Поэтому мы готовы не создавать дополнительных очагов напряженности, сотрудничать в этой конкретной сфере, но на приемлемых для Литвы условиях", – сказал Науседа.
Совсем недавно этот же человек радовался выходу Литвы из БРЭЛЛ и прощался с "агрессором", словно ребенок, сейчас говорит о нормализации сообщения с Калининградом. С чего вдруг такая осторожность?
Транзит газа в Калининградскую область приносит Литве немалые деньги. В случае, если контракт не продлят, и так небогатая страна рискует лишиться около 20 млн (!) евро в год. Ровно столько Литва зарабатывала на транзите в течение десяти лет, и даже западные санкции, наложенные на российскую банковскую систему, не могли помешать платежам.
Вот и в российском Совфеде считают, что Вильнюс не хочет терять свою выгоду.
"Я думаю, что такая взвешенная позиция президента Литвы связана, прежде всего, с тем, что Литва сама заинтересована в российском газе. В первую очередь – в получении платы за его транзит, а во вторую – понимает, что в любом случае конфликты могут уходить, а потребление ресурсов останется", – прокомментировал заявление Науседы сенатор от Калининградской области Александр Шендерюк-Жидков.
А действительно – куда Литве еще больше терять? Страна и так разорилась на отключении от российской энергосистемы: стоимость электричества после выхода стран Балтии из БРЭЛЛ подскочила уже до 13,1 цента за киловатт-час, что в 26 (!) раз выше, чем, например, в Скандинавии. Не говоря уже о том, что в течение трех лет Литве придется самостоятельно обеспечивать себя балансирующими мощностями (затраты на балансировку увеличатся примерно на 24 млн евро).
Но если выход из БРЭЛЛ для всех прибалтийских республик был насквозь политическим жестом, в случае с газом было бы совсем глупо отказываться от возможного использования российского газа. Для собственного потребления в будущем, например.
А какие еще выгоды упускает Литва, отказываясь от связей с Москвой? Пишите в комментариях.
Читайте также: