Давно я не баловал вас безумными теориями и немыслимыми сочетаниями любимых фильмов, которые на первый взгляд кажутся несочетаемыми. Сегодня предлагаю вам попробовать соединить две детали большой киномозаики, которые вроде бы выглядят совершенно далекими друг от друга. Всё, что их объединяет – это жанр фантастики и определенные мрачные нотки в видении будущего человечества. Я говорю о дилогии "Побег из Нью-Йорка/Лос-Анджелеса" и трилогии "Назад в будущее". Как мне кажется, эти две вселенные не просто близки друг к другу – одна появилась в результате временного парадокса, заложенного в другую. Очевидно, без подробных разъяснений здесь не разобраться. Ниже всё станет понятно.
ДАННАЯ СТАТЬЯ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНА И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНА АВТОРОМ, ВЛЮБЛЕННЫМ В КИНО И ОЦЕНИВАЮЩИМ ФИЛЬМЫ, СОДЕРЖАНИЕ, КАДРЫ И СЮЖЕТЫ КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ВЫШЕ И НИЖЕ, ТОЛЬКО В ПРЕВОСХОДНЫХ ТОНАХ, БЕЗ ЖЕЛАНИЯ ЗАДЕТЬ, ОСКОРБИТЬ ИЛИ УНИЗИТЬ ИХ АВТОРОВ ИЛИ ЗРИТЕЛЕЙ
Фильм 1981 года "Побег из Нью-Йорка" смело можно назвать одной из самых недооцененных картин Джона Карпентера. Несмотря на зажигательный экшен, увлекательный сюжет и колоритных персонажей, лента не обрела должной популярности у массового зрителя, хотя стала поистине культовой в среде поклонников боевой фантастики. Традиционно для всех своих работ, Карпентер скрыл за фантастическим сюжетом социальное высказывание – в данном случае о кризисе преступности в Америке 1970-х и проблемах бездомных в мегаполисах Соединенных Штатах. На экране это выразилось в превращении Манхэттена в тюрьму строгого режима, в которую нет ни входа, ни выхода.
Сюжет картины фокусируется на персонаже Курта Рассела – бывшем военном по имени Змей Плискин. Когда заложником криминального анклава становится президент США, Змея отправляют внутрь гигантской тюрьмы на смертельную миссию – спасти главу государства и вернуть его стране. По мере выполнения героем опасной миссии зрители узнают, что Нью-Йорк превратился в зону в 1988 году, когда борьба с преступностью оказалась проигранной и бандитов оказалось проще изолировать на острове, а действие фильма разворачивается в 1997-м. При этом о причинах разгула криминала автор деликатно молчит. Это и навело меня на мысли поискать зацепки, объясняющие, что такое случилось с Америкой, и с чего начались ее беды. Ответ нашелся совсем не там, где я рассчитывал его увидеть.
Полагаю, что самые прозорливые из вас уже догадались куда я клоню. Давайте предположим, что мир Змея Плискина – это продолжение той временной линии, что возникла в фильме "Назад в будущее 2", когда старый Бифф передал себе молодому подобранный им в мусорном ящике Спортивный Альманах. Вы же помните теорию Дока Брауна – каждое действие, совершенное в прошлом, порождает параллельную ветку хронологии, которая может быть совершенно иной по сравнению с оригиналом. Линия времени, в которой Бифф стал богат и обрел власть, действительно ужасает – сам злодей живет в роскошной башне с казино, держа мать Марти Макфлая "на коротком поводке", а вокруг бушует настоящая война банд и обывателей, складывающаяся явно не в пользу последних. Напомню, что по календарю "Назад в будущее" это 1985 год.
Могло ли правление Биффа привести к столь удручающему будущему, которое показано в "Побеге из Нью-Йорка"? На мой взгляд, очень даже. Злодей из "Назад в будущее" упоминал о том, что стал приятелем президента Никсона и помог тому существенно дольше оставаться на своем посту, чем это было в реальности. И это могло иметь серьезные последствия. Без отставки в результате Уотергейтского скандала Никсон мог существенно усилить нажим американских войск во Вьетнаме и тем самым спровоцировать дальнейшую эскалацию в "холодной войне" с Советским Союзом. Вполне возможно, что холодная фаза на каком-то этапе могла перейти в горячую, то есть реальное столкновение армий двух сверхдержав. Это, как вы понимаете, тоже не служит стабильности внутри воюющих стран.
Получается, что в "Побеге" и в альтернативном настоящем героев "Назад в будущее 2" мы видим одну и ту же Америку – ну, с разницей в 12 лет. Мне кажется, что атмосфера двух картин в этом аспекте очень похожа. Разумеется, это можно объяснить тем, что Роберт Земекис вдохновлялся фильмом Карпентера, когда придумывал свое упадническое будущее с обезумевшим от власти и богатства Биффом. Но хочется верить в то, что ленты действительно взаимосвязаны прочнее, чем косой взгляд в чужую тетрадь с мыслью: "Спишу, но только не один в один". Уж больно точно сценарист Боб Гейл вписал свой "приквел" в летопись мира Плискина – тут и эстетика упадка, и тревожное ожидание еще более худших времен, и даже новая мировая война. Змей, напомню, упоминает о том, как участвовал в налетах на Ленинград.
Еще раз сделаю упор на хронологии. В 1955-м старый Бифф из 2015-го предал молодому себе Спортивный Альманах, который позволил выстроить альтернативную вселенную, где злодей наслаждается богатством, а вокруг буквально рушится мир. В 1985-м Марти и Док сталкиваются с тем, к каким жутким последствиям привела их неосторожность и немедленно возвращаются в 1955-й, чтобы предотвратить попадание Альманаха в руки молодого Биффа. Им это удается, и они восстанавливают свою временную линию, но параллельная вселенная с Биффом-богачом никуда не исчезает, мы просто перестаем ее замечать в трилогии "Назад в будущее", но в "Побеге из Нью-Йорка" она цветет и пахнет. За последующие за 1985-м годы произошли события, приведшие к изоляции Манхэттена, и... землетрясение 2000 года в Калифорнии, превратившее Лос-Анджелес в остров, куда в сиквеле отправляется Змей.
"Погоди-ка!" – скажете вы. – "А землетрясение тоже Бифф с Никсоном устроили? Это же природный катаклизм, он не укладывается в логику гибели мира из-за Спортивного Альманаха". Справедливое замечание. Но у меня есть на него ответ. В логике фильмов Карпентера на планете всё это время c разной степенью интенсивности тлеет мировая война. В "Побеге из Лос-Анджелеса" на территорию США претендует коалиция Латиноамериканских стран, но полагаю, что и Советский Союз к 2000-году с лица Земли стерт не был, а продолжал оставаться главным противником Америки. Так почему бы тогда не посчитать, что движение тектонических плит в Калифорнии было вызвано искусственно – например, залпом наших ракет "Посейдон", как раз способных вызвать подобные глобальные разрушения. Не для ответного ли удара американцы в фильме разработали свой "Дамоклов меч", группировку спутников, прицельным электромагнитным импульсом уничтожающую электронику противника? На мой взгляд, вполне логичное объяснение.
Как эта теория сказывается на восприятии двух картин Карпентера и трех Земекиса? Да никак! Я никогда не ставлю своей целью кого-то разоблачить, испортить впечатление или надругаться над памятью. Наоборот, мне нравится находить новые стимулы для того, чтобы безотлагательно сесть и пересмотреть эти замечательные фильмы еще раз. Теперь – держа в уме безумную теорию о взаимосвязи и находя ей подтверждения и опровержения. Это действительно хороший повод провести пару вечеров у телевизора – сейчас такое кино не снимают, прошедшая церемония раздачи "Оскаров" тому живое подтверждение. Поэтому просто выберите время на повторный визит в гости к Марти Макфлаю и Змею Плискину – вы точно получите массу удовольствия, помноженного на вновь возникшее любопытство.
Ну, и конечно, делитесь своими мыслями в комментариях – я одинаково тепло принимаю и аргументы в пользу своей догадки, так и критику, в пух и прах разбивающую данную идею. Возможно, эту теорию даже можно расширить, ведь картин о мрачном будущем в 1980-х и 1990-х снималось достаточно. Впрочем, это тема для последующих текстов, а я спешу переключиться на другие направления – хочется написать и об актуальных релизах. Если вы любите не только смотреть фильмы и сериалы, но и читать о них, заглядывайте на канал Киноведа в штатском регулярно – у нас бывает интересно. А еще лучше – подписывайтесь на нас в телеграме, там вы точно ничего не пропустите. Смотрите, читайте, не болейте, берегите себя и близких, будьте поаккуратнее с прошлым, и...
Увидимся в кино!
Дополнительные материалы: