Найти тему
Билет в СССР

Галина Уланова. Она мечтала о крепкой семье и единственном мужчине. Но этого не случилось

Весной 1995 года в Театре имени Вахтангова царила торжественная атмосфера — проходила церемония награждения лауреатов престижного фестиваля "Золотая маска". Когда 85-летняя Галина Уланова поднялась на сцену получить премию "За честь и достоинство", никто не ожидал, что произойдет дальше.

Вместо традиционных слов благодарности из уст легендарной балерины прозвучал настоящий крик души:
"Идет подмена ценностей. Главным в искусстве становится не образ, а какая-то ерунда".

Эти слова прозвучали как гром среди ясного неба. Но что еще удивительнее — публика начала заглушать ее речь аплодисментами и шиканьем. После этого унизительного момента Уланова несколько дней не покидала постель, горько сожалея о своей откровенности.

Не зря ведь за глаза ее называли "великой молчуньей" — женщиной, которая никогда не комментировала бурные события своей жизни, хотя интерес к ним всегда был огромен.

Неугасимая страсть к искусству

Даже в преклонном возрасте Уланова сохраняла неистребимое желание работать. Однако ее репетиции в Большом театре всё чаще заканчивались конфликтами. Молодые звезды сцены не хотели выкладываться так, как требовала легенда.

Как же непохожи были эти новые дарования на ее прежних подопечных! С 1960 года Уланова работала педагогом-репетитором в Большом театре и воспитала целую плеяду блистательных артистов — тех, кого сейчас с благоговением называют "Золотым веком русского балета". Те ученики ловили каждое ее слово, жест, взгляд.

Галина Уланова и Юрий Жданов в балете "Ромео и Джульетта"
Галина Уланова и Юрий Жданов в балете "Ромео и Джульетта"

"Волшебница", "богиня", "гений танца" — почти 40 лет иначе Уланову не называли. Каждый спектакль с ее участием становился событием государственного масштаба. На премьеры приходили первые лица страны во главе с самим Сталиным.

Знаменитой балерине действительно покровительствовали могущественные люди. В начале 40-х годов нарком обороны Ворошилов лично хлопотал о ее переводе из Ленинградского театра имени Кирова в Большой. А в середине 50-х вся Москва обсуждала ее роскошный автомобиль — "Линкольн" ручной сборки, подаренный самим автомобильным магнатом Генри Фордом.

Голодное детство и путь к триумфу

Трудно представить, что когда-то родители, артисты Императорского театра, отдали 9-летнюю Галю в Петроградское театральное училище лишь для того, чтобы спасти от голодной смерти. Это были страшные послереволюционные годы.

Галина в детсве. Мама очень хотела, чтобы учеба была ей интересной. Но Галина разочаровала родителей - заниматься в хореографическом ей совсем не хотелось
Галина в детсве. Мама очень хотела, чтобы учеба была ей интересной. Но Галина разочаровала родителей - заниматься в хореографическом ей совсем не хотелось

Галя с грустной иронией называла своим "любимым пирожным" черный хлеб с щепоткой сахара, смоченный теплой водой. Это нехитрое лакомство помогало девочке переносить изнурительные многочасовые занятия и постоянную боль. Болело всё: истертые в кровь пальцы, вывернутые суставы ног, измученные мышцы.

Шесть долгих лет педагогом Галины была ее собственная мать. Девочке постоянно внушали: она не должна посрамить родителей. И Галя старалась изо всех сил. Не проходило дня, чтобы она не плакала от боли и усталости. К тому же здоровье у нее было слабое — она перенесла корь, ангину, свинку, оспу. Настоящее чудо, что вообще выжила.

Однажды Галя попыталась сбежать из училища. Когда все уснули, оделась и вышла во двор. Но бдительный швейцар заметил девочку и вернул обратно. Ей оставалось чувствовать себя свободной только в своих мечтах.

Настоящая жизнь казалась далекой, сокрытой от мучителей. Возможно, именно поэтому, когда легендарная танцовщица Агриппина Ваганова взяла в свой класс юную Уланову, то сразу же назвала ее "неземным созданием".

В 1928 году девочка все-таки окончила хореографическое училище
В 1928 году девочка все-таки окончила хореографическое училище

Первые шаги на сцене и личная драма

В 1928 году 19-летняя Галя была принята в труппу Ленинградского театра оперы и балета и дебютировала в партии Флорины в "Спящей красавице". Через неделю она вышла на сцену в роли рабыни в "Корсаре". А через два месяца ей доверили партию Одетты-Одиллии в "Лебедином озере".

Однако внутренне Уланова страдала. Репетируя Одетту-Одиллию, она призналась руководителю балетной труппы Федору Лопухову, что совершенно не чувствует роль. Ее первые выступления действительно были холодными и отстраненными. Но Лопухов верил, что эта хрупкая бледная девушка однажды раскроется.

Так и случилось — но какой ценой! Позже балерина признавалась, что свои лучшие партии она танцевала, переживая личные драмы. Впервые Галина открыла в себе эту способность накануне премьеры "Лебединого озера", когда узнала об измене возлюбленного, концертмейстера Исаака Меликовского.

Вместо того, чтобы рыдать в подушку, Галина, стоя перед зеркалом, снова и снова оттачивала каждое движение. Она создавала в воображении истории своих героинь и замечала, как эти истории меняют пластику тела.

Триумф и жертвы

Настоящей легендой балета Уланова стала в 1932 году, когда на сцене Кировского театра исполнила партию Жизели. В сцене сумасшествия героини она была настолько пугающе убедительна, что зрителям становилось не по себе.

Восхищенная публика, конечно, не догадывалась, что творилось в душе 22-летней Улановой. Незадолго до премьеры "Жизели" она прервала беременность — и уже не в первый раз. На этом вновь настояла ее мать, которая видела блестящие перспективы сценической карьеры дочери. А ведь Галина мечтала о детях и крепкой семье.

Любовь и одиночество

Первый роман случился у Улановой еще в 17 лет с концертмейстером Исааком Меликовским, который, увы, банально изменял своей возлюбленной.

Следующие отношения — с дирижером Евгением Дубовским — продлились семь лет. Но избранник мечтал чаще видеть Уланову дома, а она всё время пропадала в театре. После спектакля возвращалась без сил, ложилась на ковер в гостиной, клала ноги на конструкцию из чемодана и подушек, брала на руки кота и так засыпала.

После "Жизели" следующим громким успехом Улановой стала партия Марии в "Бахчисарайском фонтане". На премьере присутствовал нарком обороны Ворошилов. От танца Улановой он пришел в восторг и предложил организовать гастроли в Москве. Галина даже представить не могла, к каким переменам это приведет.

Настоящая любовь и разбитое сердце

"Я люблю по-настоящему первый раз в жизни. Мне сейчас хочется кричать от счастья. От счастья, что ты любишь меня", — писала Галина Уланова художнику Николаю Радлову.

Их роман начался летом 1938 года, когда Галина отдыхала на озере Селигер. Она обожала это место — много гуляла, плавала на байдарках и старалась держаться подальше от шумных компаний ленинградской богемы. Радлова пленила именно ее замкнутость и отрешенность.

Николай Радлов (1889 -1942)
Николай Радлов (1889 -1942)

Но их роман был обречен. У 49-летнего художника были жена и ребенок, и он не смог оставить семью. Уланова разорвала отношения накануне премьеры "Ромео и Джульетты". А спустя несколько месяцев, словно назло, закрутила роман с режиссером Юрием Завадским. В отличие от Радлова, Завадский, не раздумывая, оставил супругу, известную актрису Веру Марецкую, и женился на Улановой.

Режиссер давно и безнадежно был влюблен в балерину. Когда она наконец ответила ему взаимностью, он понимал, что на самом деле избранница любит другого. Вся драма отношений Улановой и Радлова разворачивалась на глазах у Завадского. Его особенно впечатлило, что, расставшись с бывшим возлюбленным, Галина не сказала о нем ни одного плохого слова.

Война и новый поворот судьбы

Брак Улановой с Завадским вызвал множество пересудов. Балерина продолжала жить в Ленинграде, а Завадский — в Москве. Когда началась война и Завадский уехал в эвакуацию в Алма-Ату, Уланова решилась присоединиться к мужу. Только здесь они наконец стали жить вместе — в одном гостиничном номере.

Там Уланова чуть не стала звездой большого кино. Сам Сергей Эйзенштейн предложил ей роль царицы Анастасии в своем новом фильме "Иван Грозный", который снимался в павильонах Алма-Атинской киностудии.

После проб режиссер был в восторге. Но балерина отказалась от съемок. Она понимала, что ради такой работы с балетом придется проститься на год, а то и на два. А Улановой уже было 34 года. У нее не было лишнего времени — пора было думать о том, когда и как закончить карьеру.

Большой театр и несбывшиеся мечты

Однако вместо финала карьеры Уланову ждал неожиданный поворот. В 1944 году ей предложили перейти в Большой театр. Новой приме дали квартиру в престижной высотке на Котельнической набережной. Казалось, теперь она может воссоединиться с мужем, обрести настоящую семью, о которой столько мечтала.

Однако этого не произошло. Галина не смогла разделить жизнь с человеком, к которому не испытывала всепоглощающего чувства. Они расстались тихо, без скандалов. Завадский до самой смерти приходил на каждый спектакль Улановой, по-прежнему боготворил ее и опекал. Официальный развод они так и не оформили.

В Большом театре специально для Улановой заказали новый балет "Золушка". Музыку к нему написал Сергей Прокофьев. Их отношения с балериной не всегда были гладкими. После триумфальной премьеры "Ромео и Джульетты" на банкете Галина произнесла: "Нет повести печальнее на свете, чем музыка Прокофьева в балете". Но композитору шутка понравилась.

Когда родилась идея написать "Золушку" для Улановой, Прокофьев пришел в восторг. Образ воплощения скромности и терпения как нельзя лучше подходил балерине.

Последняя любовь и новая потеря

В 1949 году в Москве только ленивый не обсуждал роман Улановой с художественным руководителем Московского Театра имени Ленинского комсомола Иваном Берсеневым.

На момент их знакомства Улановой было 39 лет, Берсеневу — 60. Ради того, чтобы быть с Галиной, режиссер разрушил свой многолетний брак. Но счастье оказалось недолгим. Спустя 2 года Берсенев скоропостижно скончался.

Берсенев Иван Николаевич (1889 - 1951)
Берсенев Иван Николаевич (1889 - 1951)

Улановой на похоронах не было. Когда шла панихида в театре, у служебного входа остановилась ее машина. Уланова вышла, постояла, поклонилась, села в автомобиль и уехала. После смерти Берсенева она заперлась в своей квартире и выходила только на спектакли. Танцевала словно в тумане, а критики восторженно писали о новых красках, которые нашла великая балерина в своем танце.

На помощь снова пришел Юрий Завадский. Он ухаживал за Галиной как нянька: привозил продукты, вывозил на прогулки, развлекал беседами.

Триумф в Лондоне и закат карьеры

В 1956 году Большой театр отправился на первые крупные зарубежные гастроли после войны. Вся труппа находилась в чрезвычайном напряжении — предстояло показать англичанам их же Шекспира! Улановой было уже 46 лет, и весь спектакль она мысленно твердила себе: "Это провал, это провал".

Но в тот вечер она еще раз подтвердила свой статус легенды советского балета. Восторженная лондонская публика устроила Улановой получасовую овацию.

В том же году, вернувшись с британских гастролей, Уланова упала на сцене Большого театра прямо во время спектакля. Следующий месяц она залечивала травму, выслушивая нотации от своего очередного возлюбленного — Вадима Рындина: "Пора уходить на пенсию".

С Рындиным Уланова познакомилась в 1953 году, когда тот стал главным художником Большого. Рындин был умен, начитан, но, увы, неравнодушен к алкоголю. Для Улановой, не терпевшей никакой распущенности, это было непереносимо. Так что довольно скоро Рындин съехал из ее квартиры.

Вождь высоко ценил талант балерины. Поэтому ей четырежды присуждали Сталинскую премию
Вождь высоко ценил талант балерины. Поэтому ей четырежды присуждали Сталинскую премию

Уланова закончила танцевать лишь в 52 года. Официально в последний раз она вышла на сцену в спектакле "Шопениана" в 1960 году. Но в следующие два года иногда продолжала выступать с концертными номерами.

Закончив карьеру балерины, Уланова стала педагогом-репетитором в Большом театре.

Последние дни великой балерины

11 марта 1998 года домработница не смогла попасть в квартиру Улановой — дверь была заперта изнутри. Она вызвала рабочих, которым пришлось взламывать замок. Галина Уланова лежала без сознания. Тут же вызвали "скорую". Прибывший врач констатировал обширный инсульт. Балерину увезли в больницу.

21 марта 1998 года, несмотря на все усилия врачей, сердце Галины Улановой остановилось. Она умерла в больнице, где провела 10 дней, не приходя в сознание.

Журналисты спросили, жалеет ли она о чем-то. Балерина ответила, что мечтала иметь крепкую семью, единственного мужчину на всю жизнь, которому отдала бы всю себя
Журналисты спросили, жалеет ли она о чем-то. Балерина ответила, что мечтала иметь крепкую семью, единственного мужчину на всю жизнь, которому отдала бы всю себя

Постскриптум

Публика никогда не догадывалась, что великая Уланова панически боялась выходить на сцену.

16 мая 1928 года юная балерина со страхом смотрела из-за кулис в зал. Там — артисты, родители, педагоги. Сегодня — выпускной вечер в Хореографическом училище. Она танцевала как в тумане. Но краем глаза все равно видела маму, которая шептала: "Галя, улыбнись. Галя, подними глаза". А Уланова думала только об одном: как бы дотанцевать.

Спустя годы, став уже легендой советского балета, она все равно испытывала тот же панический страх перед каждым выходом на сцену. Она говорила, что не хотела быть просто "куклой на пуантах".

И действительно, с появлением Улановой в нашей стране родился драматический балет, который заявил о себе на весь мир.

-8

Дорогие читатели. Благодарю Вас за внимание. Желаю добра, мирного неба над головой, семейного счастья. С уважением к Вам.