Найти в Дзене
Notes ATs

📚 Размещение акций. Ч.1. Первичное размещение

Оглавление

Initial Public Offering (IPO) — первичное публичное размещение акций компании на фондовой бирже.

Превью
Превью

1 Какое бывает?

IPO может проходить по одной из двух схем: Cash-In и Cash-Out. Также бывает, что компания использует их комбинацию как Диасофт $DIAS и Henderson $HNFG:

1) В случае с Диасофт около 2/3 пришлось на Cash-In и 1/3 на Cash-Out. Привлекли 4,14 млрд р. Старт торгов пришёлся на 13 февраля 2024. По итогам IPO капитализация компании составила 47,25 млрд р.

2) Если говорить про Henderson, львиная доля пришла из Cash-In — в ходе размещения привлекли 3,8 млрд р, из которых 0,3-0,6 млрд р от акционера основателя. Старт торгов пришёлся на 2 ноября 2023. На момент начала торгов капитализация составила 27,3 млрд руб.

1.1 Cash-In

Выпускаются новые акции, которые продаются уже инвесторам через IPO. Полученные деньги идут на финансирование деятельности организации. По факту компания получает "бесплатный кредит" на свои нужды.

Для мажоритариев есть минусы:

• размывается их доля;

• раз размывается доля, уменьшается прибыль на акцию, если говорим про дивиденды.

Но при этом компания получает дополнительные средства, которые могут пойти на финансирование инвестиций в новые проекты.

Через данную схему шли АПРИ, МТС банк, Озон Фармацевтика и проч.

Рисунок 1.1 РБК о размещении Озон Фармацевтики
Рисунок 1.1 РБК о размещении Озон Фармацевтики

1.2 Cash-Out

Здесь уже существующие акционеры продают свои доли на рынке через IPO.

В этом случае компания не получает прямых денежных средств от продажи акций. Деньги переходят от нас [частных инвесторов] к существующему акционеру, продающему свою долю.

И снова про мажоритариев. В данном случае они получают деньги за счёт частичной или полной ликвидации своей доли. НО! Есть вероятность потери контроля над компанией из-за увеличения числа новых акционеров.

Через данную схему шли Астра, Займер, Генетико и проч.

Рисунок 1.2 РБК о размещении Генетико
Рисунок 1.2 РБК о размещении Генетико

2 Зачем компании выходят на IPO?

Причин не особо много для первичного размещения:

Привлечение финансирования. Когда кредиты дороги, а выпуск облигаций тоже видится сомнительным мероприятием, решением проблемы с финансированием какого-либо проекта является IPO (по схеме Cash-In). Денежные средства, полученные от размещения, могут пойти на расширение производства производства, приобретения других компаний, исследования с разработками и проч.

Прозрачность управления. При выходе на IPO компания обязуется соблюдать требования к финансовой отчетности и прозрачности, чтобы иметь листинг. В зависимости от того, какие требования выполняются, это может быть 1, 2 или 3 уровень. Во многом это позволяет повысить стандарты корпоративного управления, делая компанию более прозрачной. При этом нет гарантии, что "креативный учёт" не будет использован...

Репутация. Когда компания выходит на биржу, она становится более узнаваемой. Да и "я теперь акционер Сбера" звучит для кого-то солидно))) При этом такая публичность может как укрепить репутацию, так и... к-хм. О грустном не будем.

3 Этапы проведения IPO

Перед IPO компании обязаны выпускать проспект эмиссии ценных бумаг, так как без неё вывод невозможен. В данном документе есть информация о бизнесе эмитента, его особенностях, целях привлечения капитала, а также финансовая отчетность за три последних года.

А теперь к этапам проведения IPO:

Предварительный этап. Здесь готовятся документы, собираются отчёты и проходит аудит.

Работа андеррайтеров. Теперь нужен посредник в лице андеррайтера, который будет взаимодействовать с Банком России и биржей, заниматься маркетингом IPO, оценкой компании и спроса инвесторов. В общем помогать нормально выйти на биржу, чтобы в первые 5 секунд бумаги не потеряли утрировано 50% стоимости. Андеррайтеры иногда устанавливают lock-up период.

Государственная регистрация. Банку России отправляется заявка от лица компании. Регулятор в свою очередь её смотрит и говорит, всё ли окей, надо ли ещё какие документы сделать или "отказано".

Листинг. Теперь уже биржа проверяет, соответствует ли компания требованиям, и регистрирует ценные бумаги на торговой площадке.

Привлечение инвесторов. Андеррайтеры презентуют компанию для привлечения инвесторов, проводит так называемые Road-show.

Определение цены и сбор заявок. Так как оценкой компании занимается андеррайтер, то он устанавливает цену выхода и её диапазон. Далее открывается книга заявок для приёма поручений на сделки от участников рынка.

Старт торгов.

4 Как участвовать в IPO?

Во-первых, нужен брокер. При этом замечу, что к некоторым IPO наш посредник не даёт доступ. Например, когда на биржу выходил Кристалл, Т-Банк не осуществлял сбор заявок.

Оговорюсь, первое, что надо сделать, это оценить компанию, а потом принимать решение: участвовать или нет. Крайне желательно оценивать самой.

Во-вторых, на счёте нужна минимальная сумма для участия (с учётом комиссии брокера). Мы подадим заявку, то есть поручение брокеру сделать то-то и то-то, а за это берётся комиссия. Узнать минимальную сумму участия можно у брокера.

В-третьих, подаём поручение. На этом действия физика окончены.

Далее после формирования книги заявок андеррайтер объявляет цену, по которой инвесторы получат ценные бумаги. При этом при слишком большом спросе акций может просто не хватить на всех — заявка совёнка будет исполнена не полностью. Процент исполнения поручения называется аллокацией.

5 Репетиция публичности — Pre-IPO

Pre-IPO — этап, когда компания близка к выходу на биржу, но ещё не провела IPO.

Сей момент позволяет организации подольше оставаться частной, получив софинансирование.

5.1 Как участвовать в Pre-IPO?

Можно через или брокеров, или специальные инвестиционные платформы: Zorko, Rounds, ВТБ-регистратор.

5.2 А в чём разница между IPO и Pre-IPO?

В pre-IPO велика вероятность получения 100%-ной аллокации, потому что компания сама определяет, какой объем ценных бумаг она готова предложить инвестору. Это более адресное предложение — компания может продавать акции частным инвесторам и фондам напрямую, делая это в любое время после выпуска акций.

Также компания сохраняет статус частной.

Участвовать в Pre-IPO могут только квалифицированные инвесторы.

5.3 Какие плюсы и минусы участия?

Начнём с хорошего, то бишь плюсов:

Потенциально доходность. Если компания успешно выйдет на биржу, стоимость ее акций может вырасти в разы.

Ранний доступ. Вы становитесь акционером до того, как бумаги станут доступны широкой публике.

Теперь про плохое, то есть минусы:

Сложность с оценкой. Компания только готовится стать публичной, поэтому некоторую информацию имеет полное право не раскрывать. Итого, рядовому квалифицированному инвестору сложнее оценить стоимость компании.

Компания может долго не выходить на биржу. Часто планы меняются, и IPO откладывается. Например, некоторые российские компании планировали выйти на IPO уже в 2024, но... так этого и не сделали.

Риск банкротства. Своего рода частный случай "долго не выходить на биржу". Нет гарантии, что в промежутке между Pre-IPO и предполагаемой датой IPO компания не обанкротится.

Низкая ликвидность. Продать акции может быть сложно.

5.4 Кто шёл/идёт через Pre-IPO?

Пример 5.1 Facebook. Что интересно, в течение многих лет Цукерберг сопротивлялся выводу своей компании на биржу. Но, поскольку к 2012 году было уже более 500 акционеров, с 2013 года Facebook попадал под действие правил раскрытия информации SEC. У Цукерберга просто не было выбора.

Пример 5.3 Самолёт-плюс. Агентство недвижимости, принадлежащее ГК «Самолет», в июле 2024 провело pre-IPO на платформе Zorko. Привлекли 825 млн р. Выход на биржу запланирован на конец 2025 - начало 2026.

* * * * * * *

Спасибо за прочтение!

Больше примеров в полной версии в Telegram.