Совета и помощи нашего героя ждут гоночные команды, промышленные предприятия и простые водители, чьи машины едут на моторном масле, разработанном благодаря его исследованиям.
Командировки заносят его в разные уголки мира: от перуанских Анд до районов вечной мерзлоты. И как только на горизонте замаячил рыцарь в серой спецовке, даже суровые гонщики-раллисты и механики чувствуют себя спокойнее.
Знакомьтесь: специалист мобильной лаборатории
Нашего эксперта зовут Александр Волков. Когда-то он был простым студентом и уже во время учебы в университете прошел стажировку, где работал с грузовой техникой.
«Я на практике увидел, как некачественные расходники и небрежное обслуживание приводили к быстрой гибели двигателей».
В поисках решения этой проблемы Александр погрузился в исследования химии и физики масел, их классификации, и вскоре начал удивлять знаниями даже преподавателей профильных предметов.
Любознательность и желание менять мир к лучшему привели нашего героя в отдел испытаний моторных масел G-Energy. Тут-то и начались его командировки по всей планете.
Самые запоминающиеся поездки — многодневные гонки по бездорожью, где грузовики, внедорожники, багги и мотоциклы преодолевают тысячи километров вдали от цивилизации.
Каждая гонка — испытание не только возможностей техники, но и человеческого характера
Представьте: десятитонная махина несется на скорости 150 км/ч, оставляя за собой столбы пыли и дыма. На пути — речные броды и песчаные барханы, а самое главное — капризы погоды. Во время одной такой гонки в Боливии стоянку накрыл тропический ливень. О ночевке в палатках можно было забыть: участники укрылись во внедорожниках сопровождения. Александр попытался приоткрыть дверь, и тут же захлопнул ее обратно — вода переливалась через порог. Образовавшуюся утром грязь не смогли одолеть даже грузовики!
Несколькими днями позже «караван» уже ехал по перевалу на отметке 5 000 метров. В этот раз пришлось спасаться от солнца: на такой высоте достаточно нескольких минут, чтобы получить серьезный ожог. От кислородного голодания кружилась голова и постоянно хотелось есть — хорошо, что в команде были медики, которые следили за состоянием экипажа.
В нормальных условиях эксплуатации двигателя в масле работают противоизносные присадки. Но при высоких температурах и нагрузках (например, как в гонке по холмистой местности или при движении тяжелой машины в гору) активируются противозадирные присадки, которые образуют защитный слой на поверхности металла и предотвращают повреждения.
Разработка масла требует точного баланса присадок. Если переборщить с чем-то одним, это может ухудшить другие свойства. Исследуя масло «в полях», специалисты мобильной лаборатории G-Energy поставляют разработчикам важные данные, чтобы создать более совершенную рецептуру.
Ни одна симуляция в лаборатории не даст такой же полной картины работы масла при экстремальных нагрузках, как ралли по Кордильерам Южной Америки, гонка в степи, дрифт-заезд или многочасовой марафон на закольцованной трассе.
Благодаря таким командировкам инженеру мобильной лаборатории G-Energy удалось посетить невероятной красоты горное озеро Титикака и таинственную линию Наски — плато, на поверхности которого выложены геоглифы неизвестного происхождения.
Когда заезд завершен, у техников рабочий день только начинается
И здесь, во время ТО, наш рыцарь в серой спецовке может оказать неоценимую пользу. Технология позволяет быстро и точно провести диагностику двигателя прямо на месте за несколько минут — и для этого даже не придется его разбирать.
В автоспорте оперативная диагностика стала настоящей находкой: механикам больше не нужно долго возиться под капотом, чтобы подготовить машину к гонке. Чем раньше инженер заметит симптомы «недомогания», тем более серьезные последствия получится предотвратить. Как-то раз тест раллийного грузовика в перерыве между заездами по степям Казахстана выявил попадание топлива в систему смазки, – причем в таком количестве, что при следующем старте машина встала бы где-то в дюнах. По регламенту гонки менять двигатель нельзя – поэтому такая поломка означала бы автоматическое поражение.
На одном из этапов ралли диагностика машины российской команды показала повышенное содержание меди. Когда механики слили масло, из сливного отверстия выпал кусочек металла. Наш эксперт зафиксировал его состав с помощью рентгена и вместе с командой определил, что это за фрагмент детали двигателя.
Оказалось, что отвалилась форсунка охлаждения днища, и сверхмощный двигатель стер ее в мелкие крупицы. Так удалось выявить неполадку, с которой машина бы перегревалась, теряла мощность и показывала плохой результат на соревнованиях.
Мобильная лаборатория позволяет проводить безразборную диагностику двигателя. Например, примеси железа, хрома и алюминия в масле говорят о неисправности в цилиндропоршневой группе. А если нашлось олово, медь или свинец, вероятно, износились подшипники скольжения, изготовленные из этих металлов.
Состав масла замеряют многократно, чтобы увидеть динамику накопления металлов. Так можно не только вовремя выявить неисправность, но и проанализировать, как работает продукт.
Как уместить в ручную кладь целую лабораторию
В командировках Александр не расстается с чемоданом, в котором хранит приборы.
– Рентген-спектрометр помогает узнать элементный состав продукта: нет ли в нем примесей, сигнализирующих о неисправности. Например, железа, меди, олова.
– Инфракрасный спектрометр измеряет щелочное число, чтобы можно было сделать вывод о способности масла защищать детали двигателя. А еще ИК-спектрометр показывает загрязнение водой и гликолем (составными элементами охлаждающей жидкости), степень окисления масла и остаток противоизносной присадки.
– Вискозиметр определяет кинематическую вязкость, которая меняется после длительной эксплуатации масла. Слишком высокая вязкость приводит к потере мощности двигателя и нарушению температурного режима, а слишком низкая — к повышенному износу.
Один из главных параметров для анализа состояния масла — щелочное число. Оно показывает, насколько продукт справляется с нейтрализацией кислоты, которая образуется при работе двигателя.
Щелочные элементы не допускают, чтобы продукты сгорания топлива и окисления масла слипались, превращались в высокотемпературные отложения и оседали на поверхности деталей. Если щелочное число снижается в процессе работы масла слишком быстро, эксперт мобильной лаборатории G-Energy составляет техническое задание разработчикам — увеличить запас моющих, диспергирующих и нейтрализующих свойств.
Полученные «в полях» данные отправляются в руки ученых
Гоночные команды и инженер мобильной лаборатории G-Energy сотрудничают на взаимовыгодных условиях. Первые получают возможность заранее узнать о потенциальной проблеме с автомобилем, а наш герой — данные о том, как работают моторные масла в самых разных условиях.
В состав масла любой линейки входит множество компонентов: это противозадирные и моющие присадки, загустители. Например, добавление в смазочный материал сложных эфиров (эстеров) снижает износ двигателя, а органический молибден помогает экономить топливо. Каждый из этих компонентов лучше всего демонстрирует свои свойства в определенных условиях.
Собранные во время командировок показатели Александр передает разработчикам G-Energy, которые используют их для создания новых рецептур моторных масел. Ученые сопоставляют состав с полученными данными и видят: вот этот противоокислительный бустер, например, почти не деградирует и остается стабилен при пиковых нагрузках. Значит, его можно смело использовать в разработках будущего продукта, где требуются противоокислительные свойства.
Диагностика, которую проводит инженер мобильной лаборатории G-Energy, полезна не только гонщикам. Нашего героя ждут и на крупных предприятиях, где он анализирует масло для буров, комбайнов и другой промышленной техники.
В условиях повышенных нагрузок (например, при увеличении интервалов замены масла) эксперт должен убедиться, что продукт их выдерживает. Иногда в результате такого исследования разработчики изменяют рецептуру, чтобы улучшить стойкость масла к долгим механическим нагрузкам и окислению.
Энергия гоночного багги в личном автомобиле
На обычных дорогах нагрузки не так интенсивны, как во время ралли. Тем не менее, городская эксплуатация автомобиля предполагает тяжелые условия: постоянные разгоны и торможения в пробках, перепады температур и холодные старты зимой.
Чтобы справляться с такими вызовами, двигателю требуется надежная и профессиональная защита, адаптированная под самые разные условия эксплуатации. Именно такую защиту предлагают продукты G-Energy, созданные на основе многолетних испытаний в автоспорте.