Найти в Дзене
Святые онлайн

Красота и мудрость Афона. Искать Бога через терпение и смирение

Оглавление

Наш специальный корреспондент Сергей Чесноков делится с читателями неповторимыми видами Святой горы Афон, а также мудрыми наставлениями монаха-святогорца, насельника одного из греческих монастырей. Наш собеседник, отец N, ответил на вопросы – о пророчествах афонских монахов, возможности Третьей мировой войны и нашем спасении.

История келии и современные землетрясения

Келии, где мы сейчас находимся, согласно упоминаниям в документах, уже 800 лет. Наши праотцы выбрали уникальное место: раньше прибрежные скалы были выше и поэтому служили естественной защитой для башни. Правда, море срезает их по несколько миллиметров каждый год, и так происходит в течение уже многих столетий.

Говорят, что под Афоном во время Второй мировой войны была немецкая военная база. Но это неправда: немцы здесь не могли создать базу, этот берег слишком мелководный для военно-морских судов. А еще это открытое место, здесь нет бухт, что тоже было бы стратегически невыгодно для фашистов.

Последнее время здесь случаются землетрясения. Иногда каждый день трясет по несколько раз в день, как было все минувшее лето. Раньше подобного не случалось. Бывали сильные толчки: сначала один мощный, потом два-три дня послабее идут афтершоки. А тут непременно по 4-5 раз в день. Уже даже могли время отмечать: обязательно в 2 часа дня, потом в районе 8 вечера и ночью толчок.

Страшнее, чем землетрясения, бывают духовные нападения

Конечно, они случаются, как без этого? Единственное средство спасения при таких нападениях – разговаривать с духовником. Требуется откровение помыслов. Если помыслы не будешь открывать брату своему, то враг накрутит. И люди просто с ума сходят порой. В себе нельзя ничего держать, потому что проблемы будут возникать на пустом месте, люди будут лбами сталкиваться.

О соблазнах. Если выпил, молиться не сможешь

В этом месте есть соблазн для тех, у кого проблемы с алкоголем. Я не могу спрятать, закрыть, все то, что привозят гости: вкусное, интересное. Сам стараюсь ничего не пить. Знаете, уже как-то отошел от этого, неинтересно. Раньше нравилось: в какие-то периоды хорошо шли одни напитки, потом другие, а сейчас уже понимаешь, что если выпил, чуть-чуть расслабился, а в этом состоянии молиться уже не можешь. Тогда думаешь: а для чего я сюда пришел? Стараешься без этого обходиться.

Но некоторым сложно так поступить, отказаться от доступного соблазна. Опять же в уныние люди начинают впадать, в депрессивные состояния. Часто из мира такие привычки, что депрессивные состояния глушатся алкоголем.

На самом же деле алкоголь только усугубляет проблему.

Алкоголь, может быть, облегчает состояние человека на первые 45 минут, на час –легче становится воспринимать действительность. Но потом, когда он просыпается на следующий день, это вообще ужас!

Какой выход? Прятать? Но система запретов не работает. Запретный плод сладок, вы сами знаете. От детей начинаешь что-то прятать, убирать – о, все! Особенно, если гаджеты какие-то. Еще больше разогревается интерес, это как масла в огонь добавить. Здесь так же: человек должен сам понимать: если нет благословения – значит, не пьем, все, этого не нужно.

О воспитании: детям требуется внимание

Всегда должна быть альтернатива соблазну. Детям требуется внимание, именно этого им не хватает.

Мы так много работаем, столько времени в офисе проводим, что дети вырастают как беспризорники по сути. И тогда на место родителей приходят гаджеты.

Гаджет никогда отца и матери не заменит – это суррогат, который их разрушает. Больше надо общаться с детьми. Все свободное время проводить с ними. Все свободное время! Надо разговаривать, ходить в разные интересные места, впечатления новые получать вместе, чтобы их горизонты расширялись не через эту коробочку, а через общение. И они поймут, что это гораздо интереснее – общение с живыми людьми. А что такое гаджеты? Зомбирование мозга и все.

О Евангелии. Покаяться – значит измениться

Что читать? Евангелие. Послания апостольские. Знаете, чем больше читаешь Евангелие, тем яснее понимаешь, что мы вообще его не знаем. Живем как-то странно, не совсем по-евангельски. Какое-то стереотипное понимание христианского жития у нас сложилось. А на самом деле все гораздо глубже. Например, на ектении об оглашенных мы слышим прошение: «Открыет им <оглашенным откроет Господь> Евангелие правды». А по-гречески там звучит слово ἀποκάλυψις, апокалипсис. На самом деле, апокалипсис – это значит откровение.

Господь дает откровение Благой вести. А в чем состояла Благая весть? Пришествие Царствия Небесного, которое совершается через Боговоплощение, с момента Благовещения. Проповедь Иоанна Крестителя начинается со слов «покайтесь», и Христос, выходя на проповедь, тоже говорит: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное» (Мф 4:17). «Покайтесь» – по-гречески значит «изменитесь».

Как можно измениться? С одной стороны, как говорит пророк Давид, «уклонись от зла и сотвори благо», да? Но для того, чтоб сотворить благо, нужна очень мощная внутренняя мотивация, сила, чтобы это благо творить. Конечно, мы стараемся не совершать каких-то грехов, избегать их. Но на самом деле, неделание каких-то грехов – это тоже определенная ролевая игра. Она хорошая, но все равно это игра, потому что на самом деле внутри идет такая брань, такой ужас творится!

Человек порой думает, если он не совершает определенных грехов, то он уже хорош сам по себе. Это как в притче о мытаре и фарисее – если я не творю каких-то ужасных вещей, не прелюбодей, не убийца, просто не такой, как этот мытарь, то я уже хорош – и перечисляю свои добродетели.

А Господь говорит, что даже если на женщину посмотрел с вожделением – уже согрешил в сердце своем, уже прелюбодействовал с ней в сердце. О какой чистоте может идти речь? И разобраться в этом сплетении страстей, освободиться от этого ужаса – это, собственно говоря, и есть задача измениться. К этому призывают Христос и Иоанн Креститель. Это сложно, но это христианский пусть, только такой он и может быть.

А так, приходят люди исповедоваться: «Я это сделал, это сделал, это сделал, а этого я не делал». Но ты же в голове это своей делал. Ты не свободен от этих грехов!

-2

О жизни в келии на Афоне

Келия – это самостоятельный образ монастырского жительства. Кафизма – это другой вид монастырского жительства, уже подконтрольный монастырю, где все делается по благословению игумена. Калива – это келья, но без храма.

Единственные ограничения для жизни в келии – ты, например, не можешь прописать какое-то количество людей в эту келию без согласия монастыря. Эти условия оговариваются в документе, который называется амология: там прописан договор между старцем келии и порядок наследования – например, кому это имущество должно перейти.

То есть келия самостоятельна абсолютно.

Келия может иметь отношение к монастырю, а может и не иметь. У келии есть храм, подсобное хозяйство, земля. Обычно монастырь препятствует увеличению количества братии на келиях.

-3

О пророчествах

Есть предсказания преподобного Паисия Святогорца, что русские захватят Константинополь и отдадут грекам. Первое понятно, второе непонятно, зачем?

Нельзя никогда к пророчествам относиться буквально и безусловно. То есть всегда у пророчества есть «если»: если не будет этого, то будет то. Как в рассказе про Иону, когда он приходит в Ниневию: у жителей есть время, альтернатива покаяться, <услышать его призыв>. Или апостол Павел во время бури, когда они летели на скалы, говорит: если все останемся на корабле, то все спасемся, если хоть один человек выпрыгнет, то погибнут все. Послушались, слава Богу – добрались до берега. Не знаю, как относиться к пророчествам.

О современной политической ситуации и войне: как молиться будем

Во всей этой ситуации, как перед Третьей мировой войной, всегда есть шанс избежать столкновения. Любая болезнь – это образ смерти, потому что неизвестно, чем она закончится. Если болезнь не лечить, то она может привести человека к смерти. И в нашем болящем мире тоже бывают периоды, когда мы узнаем апокалиптические картины. Для нас это сигнал, что происходит обострение болезни, определенный кризис, когда-либо иммунная система срабатывает, либо организм умирает.

Поэтому я думаю, что шанс, наверное, сейчас еще есть у всех. Проблема в том, что мы строим общество без Бога.

Во главу угла поставлено благосостояние, успешность, где абсолютно нет места для Бога. Подавляющее большинство людей так живет. И, естественно, вся Вселенная реагирует на это: и экологические, и социально-политические катастрофы возникают, увеличиваются в масштабах, растет хаотичность, непредсказуемость. Поэтому как молиться будем…

-4

Только свободный человек может беседовать с Богом

Религия – это, в первую очередь, свобода. Государство предполагает определенную стадность, подчинение основным требованиям. А религия – это разрыв всех шаблонов и стереотипов. Только свободный человек может беседовать с Богом. По-настоящему, то есть внутренне, свободный.

А свобода достигается, когда мы начинаем бороться со страстями, побеждаем их.

Господь, когда приходит сквозь затворенные двери к апостолам после Своего воскресения, говорит: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается» (Ин.14:27). Что это за мир дает Христос? Марк Подвижник пишет, что мир, который получают апостолы – это бесстрастие. Только бесстрастие дает человеку мир, которым запечатлевается Бог...

-5

Любая страсть – это как дырка в бочке, из которой вытекает вода

По учению Нила Синайского, у нас восемь основных страстей, есть производные, и благодать через них, как через дыры, уходит. Молимся, причащаемся, а жизнь наша не меняется, потому что дырки остаются. Нужно все это латать. Для этого у нас есть целый институт, который называется Церковь, для достижения бесстрастия и для обретения Христа.

Святой Марк Подвижник говорил, что в основание Церкви Господь заложил людей, у которых страстей уже не было, Он освободил их от этого. Видно, какая огромная пропасть между теми апостолами, которые разбежались от Спасителя до Его воскресения, и между теми, кто проповедовал о Нем потом. За сорок дней такая метаморфоза не могла произойти без Божественного вмешательства. Даже видение Господа воскресшим не могло так изменить людей. Но была Пятидесятница – это особый момент преображения человека. И эти преображенные люди, апостолы, стали основанием Церкви…

Многие вещи из Писания нам абсолютно непонятны. Например, Господь с учениками проходят Самарию, а там их не принимают, потому что они имеют вид путешествующих в Иерусалим. И тогда ученики говорят: «Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал?». «Не знаете, какого вы духа» – отвечает Господь (Лк. 9:54-56). А когда читаем мы деяния апостольские, историю Анании и Сапфиры, там Анания продал имение свое и некоторую часть утаил, Петр обличил его, и Анания упал бездыханным. И к Сапфире обращается: «И тебя, – говорят, – еще не остыл муж твой, и сейчас тебя вынесут вслед за ним» (Деян. 5:1-11). Это как понимать? А это невозможно понять.

-6

О преодолении искушений

Мы все время на диавола клевещем и придумываем, что демоны виноваты в наших бедах. Понимаете, это от нашей слабости, на самом деле, все гораздо страшнее. Мы делаем выбор. Диавол нам дает картинки определенные, мы выбираем. По сути, свободу никто у нас не отбирал никогда. И в этом выборе мы виноваты сами. Конечно, лукавый подталкивает…

Но проблема в том, что процесс распада человека начался после отпадения его от Бога. Это распад человеческой природы.

Поэтому человек смертью умирает. Он лишается Божественной благодати, из-за чего клетки, которые могут делиться до бесконечности, вдруг перестают делиться, и старение происходит. «Вкусишь плод – смертью умрешь». Адам умирает, но человечество живет в его потомках, и оно тоже имеет определенный возраст, и идет постоянная деградация. Поэтому апокалипсис абсолютно неизбежен. Адам умер, – и человечество умрет. Малый остаток только Христа будет встречать.

А диавол что делал? Он пользуется этими дырками, пытается нарушить, испортить. Но, опять же, у отцов есть удивительный лейтмотив проповеди: если бы не было искушений, не спаслась бы никакая плоть. Можно проиллюстрировать, каким образом осуществляется спасение.

Представим себе стеклянный конус, на дне которого находимся мы и пытаемся выбраться наружу. Нам нужно проделать определенную работу, потому что падать всегда просто, а для того, чтобы выбираться, нужен очень большой труд. Работа – это энергия. Откуда ее взять? Как зацепиться? Все скользкое, гладкое. И тут демон морду свою высунул, искушая меня, а я на него наступил, попрал искушение. Ступенька, раз. Вторая морда высунулась, я опять наступил. И вот так у меня образуются зацепки, по которым я иду вверх, попирая искушения. С каждым разом я становлюсь опытней. Иногда все равно спотыкаюсь, пролетаю чуть вниз, но, тем не менее, через это искушение, которое Господь попускает нам, происходит процесс, когда у нас внутренняя иммунная духовная система активизируется. И Господь дает нам силы, и мы исцеляем от болезни страстной свою природу с помощью Божией.

И через эти искушения человеку открывается истина, что мы сами ничего не можем сделать вообще

Вдруг ты чувствуешь свое ничтожество полностью, абсолютное ничтожество. И в этот момент можно просто быть объятым ужасом каким-то от осознания собственной ничтожности. Этот ужас может свести с ума. Но в нем рождается твое ощущение Бога, присутствие Его, и ты понимаешь, что только Он в этот момент для тебя становится Спасителем, и Он тебе помогает этот ужас преодолеть. И так строится диалог с Богом.

После смерти все равны. Костница Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне
После смерти все равны. Костница Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне

Об одной надежде на Бога

Если ты понял свою беспомощность, тогда у тебя остается только одна надежда – Бог, тогда ты к Нему начинаешь кричать. Больше у тебя нет никакой альтернативы.

А мы, на самом-то деле, думаем, что сами как-нибудь справимся. Мы бежим от Христа, потому что с Ним жить очень страшно, понимаете?

В Евангелии есть примеры, показывающие, как человеку тяжело выбирать в таких случаях. Помните, как Господь отплыл на лодке от берега, когда народ теснил Его, а там берег – как амфитеатр. Он начинает с лодки проповедовать, слышимость на воде идеальная. Потом Господь говорит Петру: «Забрось сеть». Петр отвечает: «Господи, всю ночь ловили, ничего не поймали». Профессиональный рыбак знает, что днем бессмысленно сети ставить. Но говорит: «Да будет по слову Твоему». Бросает сеть, вытаскивает, а там 153 рыбы, фантастический, невиданный улов.

И Петр призывает Иакова и Иоанна, сынов Зеведея, помочь ему. И они вместе тащат рыбу. Лодка тонуть начинает от такого количества рыбы. И Петр, объятый ужасом, вдруг смотрит на Христа и говорит: «Господи, выйди из лодки, ибо я – человек грешный» (Лк. 5:4-11). Он имел в виду свое недостоинство, ничтожность перед Божиим величием и всеведением, которое ему открылось. А, с другой стороны, если Господь выйдет, лодка легче станет, и рыбы больше туда можно будет положить.

И Пётр в ужасе от этой мысли, даже не знает, как поступить. Так что это свойственно всем людям. Помните юношу, который у Христа спрашивал: «Господи, что мне делать, чтобы спастись?» Господь говорит: «Заповеди соблюдай». Тот спрашивает: «Какие?» Господь их перечисляет. «Да это все, – говорит юноша, – от юности моей соблюдаю». «Тогда ты недалек от спасения. Но чтобы ты стал совершенным, иди, продай все, что имеешь, раздай нищим и следуй за мной». А тот опечалился. Петр рядом стоит. Господь говорит: «Невозможно богатому войти в Царствие Небесное, проще верблюду пройти через игольное ушко, чем богатому войти в Царствие Небесное». И Петр говорит: «Господи, да кто же может спастись?» А ты-то здесь при чем, Петр?

Господь говорит о богатом юноше, и Петр вдруг понимает, что сам такой же, что богатством для него была та же рыба.

Это вся его жизнь. Эта привязанность всех ко всему. И тогда Петр говорит: «Господи, так кто же может спастись?» Он вдруг понял, что у него тоже есть эта страшная жаба привязанности. Несмотря на то, что он нищий. Ведь на самом деле среди рыбаков не бывает богатых людей, это лотерея: сегодня поймали, завтра и всю неделю ничего не будет. А у него семья, теща, всех кормить надо. И он спрашивает: «Кто может спастись?» Петр понимает, что это и к нему обращается Господь, чувствуете?

Господь дает нам абсолютно ориентиры. Здесь говорится о выборе человека. Мы хотим и со Христом быть, и сохранить свое положение, на двух стульях пытаемся сидеть. А Господь пытается до нас донести, что альтернативы не существует. Либо ты идешь со Христом, либо без Него, делаешь этот абсолютный выбор…

Господь не ко всем обращается с этим предложением. Почему? Потому что не все это могут вместить: кто будет со Христом, тот и будет спасаться, а для того, чтобы быть с Христом, нужно все оставить. Но существует заповедь любви и наша ответственность. И Господь дает альтернативу: избранные, которые все оставили, и те, которые продолжают в той или иной степени заповеди блюсти, на верном пути…

Да, Господи, покажи нам путь, и довлеет нам. Господь говорит ученикам на Тайной вечере: «Я есть Путь, Истина и Жизнь» (Ин. 14:6). Понимаете, не существует универсального маршрута, алгоритма движения ко Христу. Каждый человек – это своя Вселенная и своя галактика, огромный мир для Бога. Каждый человек по объёму Божественной информации, которая заложена в нем, превосходит целую галактику. И мы даже не осознаем все это.

Наша задача – искать Христа. Искать Его в своем сердце, в дыхании, учиться с Ним, чувствовать Его через видение своих немощей. Это опыт общения с Богом. Знаете, можно увидеть море на картинке, можно увидеть так, как здесь в келии, из окна. Можно подойти к морю и зайти в него по щиколотку: «О, море! Я уже знаю, что такое море». Можно попробовать его на вкус: «Море!» На матрасике можно поплавать или побрызгать на себя водой. А можно уйти в плавание, например, переплыть Ла-Манш в соревнованиях, опускаться на глубины, играть с этой водой, как это делают киты. Это разный опыт. И человек призван к этому постижению опыта длиной в целую жизнь. «Я есть Путь, Истина и Жизнь». Мы должны стремиться к этому постижению. А дальше у каждого человека проявляются сильные и слабые стороны, как в притче о талантах (Мф. 25:14-30). Не всем же одинаковые задания даются, а каждому по силам его. И ты либо в землю зарываешь талант: «А, ладно, чего там… Сходил в церковь, причастился и дальше живу как живется». И ты зарыл талант. Либо пытаешься его приумножить, пытаешься найти в сердце своем, что у тебя там сокрыто. Тогда ты ищешь, взыскуешь Бога, и Господь тебе открывает именно твой путь на сегодня. Завтра все может измениться, потому что ситуация жизни меняется постоянно. И маршрут прописать ни для кого нельзя, он у всех свой.

О поиске Бога через молитву и о терпении

«Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21). Но если заглянуть, что «внутри» меня – как будто ничего, темнота. И знаешь, мы с этой темнотой живем, она нас не смущает никак. Мало у кого возникает вопль: «Господи, да как же так, я же слепой! Я же не вижу света! Что мне делать?» Нужен вопль, как иерихонский слепой Вартимей сидел и орал: «Господи, Иисусе, сын Давидов, помилуй мя!» (Мк. 10:46-52). Сидит и кричит Иисусову молитву, по сути дела. А люди говорят ему: «Замолчи и не тревожь Учителя».

Начинаешь Иисусову молитву читать, пытаешься добиться, достучаться, а помыслы приходят, тебя начинают бомбить: «Замолчи, не тревожь, бессмысленно это! Да ты уже целый час просидел, два часа, и что дальше? А тебе надо туда, туда, туда, туда!»

Но если ты стал молиться – ты уже пришел и совершилось самое главное здесь и сейчас, на сегодняшний день. На службу пришел, постоял, успокоился: это самое главное, что у меня есть на сегодня. Я не знаю, будет ли у меня завтра.

Самое главное: стяжать этот мир со спокойствием, вниманием. И тогда потихонечку все будет выстраиваться.

Да, не будет получаться иногда, будем ошибки совершать. Знаете, как в боксе: мальчишка приходит, у него ничего не получается, его нокаутируют. Но потом – раз – он научился держать удар, – раз-раз – олимпийским чемпионом стал. Потихонечку. А научиться надо. Для этого нужно великое терпение, терпение, терпение, терпение.

Это основное слово, с которым на Афоне обращаются ко всем монахам, друг другу желают в первую очередь терпения. Не нужно пытаться перескочить несколько ступенек – нужно начинать с малого, научиться делать это малое и никогда от этого не отказываться. А потом Господь видит, что мы это делаем, и дает нам еще и еще, какие-то возможности открывает потихонечку. Терпения нам всем.

Как сделать, чтобы умом беседовать с Богом?

Для этого специально сделать ничего нельзя. Надо иметь желание, как Господь говорит, всем сердцем возлюбить Бога своего: всем сердцем, всей душою, всем разумением, всем крепостью твоей (Мк. 12:33). Вот это нужно иметь, желание хотя бы. Как преподобный Серафим Саровский говорил, что нам мешает стать святыми, что препятствует? Решимость должна быть, важно решиться. Вот исихасты пришли к этому, у них была решительность, были образы отцов для подражания. Так человек ищет Бога.

Искать Бога можно только через терпение, через терпение достигается смирение.

А смиренное сердце получает дары от Бога. Молитве научиться <в теории> нельзя, но это не значит, что нельзя молиться. Это великий труд, но Господь, видя, что ты трудишься изо дня в день, что ты смирился, дает этот дар. Когда ты дар получаешь, тогда начинаешь видеть тех людей, у которых этот дар тоже есть. Такие люди понимают друг друга, потому что находятся как будто на одной волне.

Поэтому стяжать нужно решительность, терпение и смирение, как заключительную ступень. Без смирения Бог дар молитвы тебе не даст, этот дар тебя разорвет. Даже Исаак Сирин пишет о том, что духовные шаги, которые мы пытаемся совершать, не достигнув смирения, очень опасны. В таком случае мы как будто пытаемся зайти через черный ход. Поэтому все должно быть поэтапно.

-8

Об отношении к подчиненным

Часто подчиненные делают не так, как мы говорим, хотим, направляем и так далее. В этот момент начинаешь раздражаться, как-то злиться, в какой-то момент сам себя на этом ловишь. И эмоции нарастают как снежный ком, все становится еще хуже.

Это вопрос самоконтроля. Вы должны отдавать себе отчет в том, что делаете, и радоваться существующему положению, а не злиться. Потому что завтра будет хуже.

Уйдут эти подчиненные, придут те, кто работает гораздо хуже, которые вообще не то, что не могут, а даже не хотят ничего делать. Поэтому благодарите Бога, что эти есть, и просите, чтобы Господь дал терпение, чтобы их чему-то потихонечку выучить…

Всем желаю терпения. Во всем терпения.