Ивановец: купи кран — собери сам! Инструкция по выживанию прилагается
Этот «Ивановец», прибывший по зимнику из Якутска, казался сокровищем. Новый, 2019 года выпуска, с пробегом всего четыре с небольшим тысячи километров. Наивный, я тогда думал, что мне повезло. До меня на нём поработали двое, и оба сбежали. Списывали на неудобство и неустойчивость. Я же решил, что справлюсь. Зря…
Первые месяцы пролетели относительно спокойно. Летом на крупном строительстве я в основном стоял на месте, монтируя металлоконструкции и сэндвич-панели. Скучновато, но терпимо. Настоящий ад начался, когда нас стали перебрасывать с объекта на объект: разложись, погрузись, переезжай, выгрузись.
В тот день мне нужно было загрузить пиломатериал на склад. Ничего сложного. Я начал раскладывать «Ивановец», откидывая опоры с дополнительными секциями. Снимаю фиксаторы с дополнительных секций, и тут с противоположной стороны раздается жуткий металлический скрежет. Я побежал посмотреть и чуть не потерял дар речи.
Из передней левой опоры хлестало масло. Заглянул внутрь дополнительной опоры и увидел кошмар: шток цилиндра просто вырвал крепления из нижней части опоры вместе с куском металла. Как будто кто-то специально постарался. Вдобавок ко всему он повредил трубки и шланги гидравлического масла.
С горем пополам сложил опоры в транспортное положение и поехал к РММ. Вызвал механика, чтобы он оценил масштаб трагедии. «Новый» кран, еще на гарантии, и такое! Я был уверен, что механик составит акт о некачественной сборке, ведь поломка явно произошла из-за неправильно отрегулированного давления в гидросистеме выносных опор. Конструкция крепления штока была такой, что при полном выдвижении дополнительной опоры шток продолжал давить, даже когда опора уже упиралась.
И тут появился «гений» инженерной мысли, наш механик дядя Вася. Увидев поломку, я уже предвидел его решение. Вместо того, чтобы отправлять кран на завод, он предложил зачистить место поломки от масла и… заварить оторванные детали.
В принципе, другого я и не ожидал. Он приварил крепление и даже «усилил» его уголками. Звучит надежно, правда? И это было только начало. Приближалась зима, и температура начала опускаться до минус 10-15 градусов.
Ивановский Ад: Зимняя Сказка
Вторая «ласточка» не заставила себя долго ждать. Уже через неделю во время работы на строительстве ангара с точно таким же вырванным креплением отказала задняя левая опора. И тут дядя Вася снова продемонстрировал чудеса сварки.
Так, к Новому году мы «отремонтировали» все четыре опоры. «Усиленные» сваркой крепления держались, как иголка на кончике носа: рано или поздно рухнут. Но это было не самое страшное. С наступлением холодов начали лопаться гидравлические шланги в опорах. Один за другим, по кругу. Как будто кто-то подпиливал их поочередно.
Каждый раз, когда я выезжал на объект, у меня было два варианта развития событий: либо я успешно выполнял работу, либо чинил очередную порцию лопнувших шлангов. Приходилось возить с собой целый ящик запасных шлангов, благо РММ не жадничал.
Но это ещё не всё. Однажды заклинило распределитель выносных опор. Конструкторы, гении мысли, установили его внутри опорной рамы с электрическим приводом. Представьте, как удобно ковыряться в тесноте, в грязи, на морозе, пытаясь добраться до этого распределителя!
Мне повезло, что в распределителе был незадействованный канал. Я перекинул РВД и электропроводку, и опоры снова заработали. Ах да, чуть не забыл про самое «удобное» — управление выносными опорами осуществлялось с помощью небольшого пульта с переключателями и электронным уровнем. Маленькая коробочка, которая при замерзании начинала показывать полную ерунду. Приходилось ориентироваться на глаз, а это, знаете ли, не всегда безопасно, когда работаешь с тяжёлыми грузами.
Ивановский Ад: Мечты о Побеге
Каждый день, садясь в кабину «Ивановца», я чувствовал себя как на пороховой бочке. Никогда не знаешь, что сломается в следующий момент. То ли шланг лопнет, то ли опора откажет, то ли электронный уровень сойдёт с ума.
Я начал мечтать о другом кране. О чём-то надёжном, предсказуемом. О чём-то, что не заставляет тебя молиться перед каждой операцией. Я завидовал крановщикам, которые работали на импортной технике. Конечно, у них тоже были свои проблемы, но, по крайней мере, они не проводили полдня под краном, ковыряясь в масле.
Самое обидное, что «Ивановец» был почти новым. Но его «качество» и «надёжность» оставляли желать лучшего. Я понимал, почему предыдущие крановщики сбежали с этого «чуда техники».
Но у меня не было выбора. Нужно было работать, зарабатывать. Я продолжал бороться с этим адским краном, латать его, чинить, молиться и мечтать о том дне, когда смогу пересесть на что-то более приличное.
«Иванов» из Ада: Симфония Кривой Сборки
Пробег на спидометре «Ивановца» перевалил за 26 000 км. Ходовая, на удивление, держалась молодцом. С двигателем, как и у большинства Евро-5, были свои «болячки». Поменял датчик давления топлива в рампе, а потом долго мучился с потерей мощности. Оказалось, неисправен дозирующий блок топливного насоса. Но, как говорится, двигатель — это еще полбеды. Главная проблема «Ивановца» — это его крановая установка с криво собранными деталями и непредсказуемым поведением.
Вспомнился случай, когда по зимнику пригнали машины с селитрой. Мешки по 40 тонн в каждом. Вытягиваю стрелу, начинаю поднимать… и вдруг стрела замирает. Тишина. Типичный «Ивановец».
Причина — электрогидравлический распределитель. Точнее, его соленоиды. Просто взяли и перестали работать. На морозе, естественно. Попытки реанимировать их ни к чему не привели. Пришлось вручную собирать эту махину в транспортное положение. Адская работа, скажу я вам.
Приехав на базу, я скрепя сердце разобрал этот электрогидравлический распределитель. Посмотрел на его внутренности… и понял, что копаться там бесполезно. Комплектующих на него просто нет! Да и сами детали выглядели так, будто их достали из мусорного ведра. Неудивительно, что они вышли из строя.
Сейчас этот «Ивановец» постоянно ломается. То поворот отказывает, то грузовая лебёдка заклинивает при подъёме. И каждый раз это как русская рулетка — никогда не знаешь, где выстрелит в следующий раз.
Я не понимаю, о чём думали конструкторы, создавая этот кран. Он явно не предназначен для эксплуатации в районах Крайнего Севера! Он боится мороза, боится нагрузок, кажется, боится всего на свете.
Недавно на этот «Ивановец» приехал новый крановщик. И, конечно же, сразу столкнулся с проблемами. Отказал распределитель управления выносными опорами. Опоры работали только в ручном режиме. Подсказал ему, что, скорее всего, проблема в кабеле, соединяющем пульт управления с распределителем. Этот кабель — ещё одно слабое место «Ивановца». На морозе он не гнётся, а просто ломается. Электропроводка переламывается, и всё, приехали.
И вот ещё что меня всегда удивляло: почему у этой модели такая низкая грузоподъёмность? Ответ прост: у неё нет постоянного противовеса! Масса его противовеса — семь тонн, и он… отдельный, перевозимый. Представьте себе: подъезжаешь к объекту, нужно отдельно привезти противовес на машине, установить кран, зацепить этот противовес гидравликой… Поработал — отцепил противовес, погрузил обратно на машину. Из-за этих ненужных манипуляций никто не эксплуатирует этот кран с противовесом. А без противовеса о какой грузоподъёмности можно говорить? Это просто издевательство над крановщиком и здравым смыслом.
Ивановский Ад: На грани срыва
Я все больше убеждался, что «Ивановец» — это не просто кран, это проклятие. Проклятие криворуких мастеров, дешевых материалов и наплевательского отношения к качеству. Каждый день работы на нем — это борьба за выживание как для меня, так и для самого крана. Я чувствовал, как мой профессионализм медленно умирает под гнетом постоянных поломок и вынужденных «костылей».
Я начал срываться на коллег, на механиков, на начальство… Я стал раздражительным и нервным. Я не мог спать по ночам, представляя, что сломается на «Ивановце» завтра. Я боялся за свою жизнь, за жизни других людей. Я понимал, что рано или поздно этот кран станет причиной трагедии.
Нужно было что-то менять. Нужно было бежать с этого проклятого места. Но куда? И где гарантия, что в другом месте будет лучше? Но я знал одно: если я останусь на «Ивановце» ещё хоть на один день, я сойду с ума.
“Ивановец” из Ада: Эпилог
Мои мучения с «Ивановцем» наконец-то закончились спустя два долгих, мучительных года. Мне выделили новый автокран! Это был «Клинцы» грузоподъемностью 32 тонн. Нормальная гидравлика, предсказуемое управление, надёжные узлы — я снова почувствовал себя профессионалом, а не слесарем-ремонтником.
Я с облегчением выдохнул и продолжил работать, наблюдая за судьбой проклятого «Ивановца» издалека. И, как я и ожидал, судьба этого автокрана была печальной. Сначала сломался цилиндр выдвижения стрелы. Казалось бы, что тут такого? Но для «Ивановца» это стало началом конца. После вялотекущего ремонта на этот кран посадили нового крановщика. Парень, видимо, еще не прочувствовал всю коварность этой машины.
Ему поручили разгрузить контейнер. То ли из-за спешки, то ли из-за недостатка опыта он решил не выдвигать полностью переднюю двухсекционную опору. И тут произошло то, чего я боялся все эти два года. Подняв тяжелый двадцатитонный контейнер, «Ивановец» не выдержал нагрузки и завалился набок.
Слава богу, никто не пострадал физически. Но репутация «Ивановца» была окончательно похоронена под этим самым контейнером. В результате падения погнулась выносная опора. И теперь ремонт, учитывая удалённость рабочего участка, влетит в копеечку. Говорят, проще списать этот хлам, чем пытаться его восстановить.
Так бесславно закончилась история «Ивановца» из ада. Машины, собранной наспех, из дешёвых комплектующих, с грубыми конструкторскими просчётами и наплевательским отношением к безопасности. Машины, которая превратила мою жизнь в кошмар и чуть не стала причиной трагедии.
Этот «Ивановец» стал для меня уроком. Уроком того, что экономия на качестве неизбежно приводит к потерям, порой невосполнимым. Уроком того, что иногда лучше работать на старой, проверенной технике, чем на новом, но кое-как собранном «чуде» отечественного машиностроения. И, самое главное, уроком того, что безопасность никогда не должна быть на втором плане.
Я никогда не забуду «Ивановец» из ада. Он навсегда останется в моей памяти как символ непрофессионализма, халатности и того, как не нужно делать технику. И я надеюсь, что моя история послужит предостережением для других крановщиков, чтобы они внимательно относились к выбору техники и не доверяли слепо обещаниям рекламы.
Ведь за красивой обёрткой может скрываться настоящий ад. И этот ад может стоить не только денег, но и жизни.