Начну издалека, даже очень. Читали ли вы роман "Голубое сало" одного ныне опального писателя? Он написан в духе постмодерна: автор смешивает воедино множество жанров и стилей, то имитируя язык известных писателей, то создавая собственный, однако за всей этой литературной игрой скрывается обычный (и довольно увлекательный) фантастический роман.
Хорошо, другой пример, более известный в мировом масштабе: "Имя Розы" Умберто Эко. Тоже литературная игра, но гораздо более тонкая. Вроде бы, обычный детектив в историческом антураже, но... Фразочки в духе "Элементарно, милый Адсон!" подсказывают, что здесь всё не так просто. И действительно: в финале читатель понимает, что над ним всё это время насмехались, а под конец обманули бессовестным образом.
К чему эта преамбула: постмодернизм бывает разный, но суть его всегда в одном: так или иначе издеваться над читателем. Правда, в некоторых случаях читатель может и не выкупить этой издёвки.
Швейцарец Жоэль Диккер числится в энциклопедиях постмодернистом. И это важно знать при чтении его главных произведений - [пока ещё] трилогии о Маркусе Гольдмане.
"Правда о деле Гарри Квеберта" (2012)
..В уютном североамериканском городке в 1975 году бесследно исчезает 15-летняя девушка Нола. Её тело находят спустя 33 года – тут же выясняется, что, во-первых, её жизнь была прервана насильственным образом, а во-вторых – у неё была связь с молодым писателем Гарри Квебертом. Постаревшего писателя арестовывают. Ученик Квеберта, Маркус Гольдман – тоже писатель – берётся за расследование, чтобы спасти доброе имя наставника, а заодно набраться вдохновения для новой книги, которую он пишет в процессе поисков преступника... (Книга в книге - обычный постмодернистский приём.)
И вроде бы, стандартная завязка для детектива... Но с самого начала бросаются в глаза странности: Гольдман - не просто писатель, а сверхпопулярный автор, зарабатывающий пупильярды долларов (Диккер словно бы собственные мечты описывает), и мало того - дело происходит в США, причём жизнь в той стране автор явно представляет по голливудским фильмам, описывая какую-то волшебную страну Оз.
Дальше - больше. Автор валит в кучу абсолютно все жанровые штампы, которые только можно представить, лихо закручивая сюжет... а точнее, доводя его до полного абсурда. Добавляет наивной, слащаво-пафосной мелодрамы и для полного счастья постоянно проговаривает (устами своего героя) советы, как писать книги. Никакого отношения к реальности эти советы не имеют, если интересует мнение автора 12 изданных романов (меня).
Читая всё это, я поначалу думал: что за бред? Лишь по прочтении (голова - это моё слабое место) осознал: да, бред, но бред умышленный. Диккер нарочно писал по принципу "чем хуже, тем лучше", и это сработало: "Гарри Квеберт" стал международным бестселлером, а массовый читатель просто не понял, что над ним издеваются.
Действительно, книжка увлекательная, не отрицаю. Хотя лично мне в процессе чтения было, прежде всего, интересно, какая там небывальщина будет дальше.
"Книга Балтиморов" (2015)
Маркус Гольдман пишет очередную книгу, а попутно выясняя отношения со своей бывшей девушкой Александрой, знаменитой певицей (а то чай), к успеху которой Маркус в своё время приложил руку (а то как же), но потом с ней безжалостно порвал. Почему? Это как-то связано с двумя кузенами Маркуса, Вуди и Гиллелем. Кстати, где они, и почему в предыдущей книге они не упоминаются?
Маркус вспоминает своё детство: своего дядю Сола, успешного адвоката, чьей обеспеченной жизни наш герой всегда завидовал, и его сыновей, Гиллеля и Вуди. Рассказчик постоянно упоминает некую «драму» — событие, которое сломало жизнь Солу Гольдману и его сыновьям, а также заставило Маркуса расстаться с Александрой. А вот что это за событие?..
Писатель талантливо интригует читателей, откладывая разгадку на финал. Так что расследования в книге нет, на сей раз, зато тайна очень даже есть.
Читая «Гарри Квеберта», я задавался вопросом: а можно ли насытить текст ещё большим количеством затёртых штампов? Оказалось — ещё как можно. Если любовь — то роковая, если дружба — то до гробовой доски. Если над школьником издеваются, то так, что инквизитор бы прослезился. Если больной мальчик осуществляет мечту забить мяч, то он драматически скончается в процессе. Если герой занимается спортом, то становится суперчемпионом... Ну что за "Санта-Барбара"!
Результат - тот же, что и в предыдущем романе. Каждый из шаблонных сюжетных ходов, использованных Диккером — признак графомании, однако в сумме они дают удивительный эффект: «так плохо, что даже хорошо». То есть не «что за ерунда?», а «какая восхитительная ерунда!» Диккер откровенно потешается над читателями, которые примут всё это за чистую монету. И принимают ведь, судя по восторженным отзывам.
"Дело Аляски Сандерс" (2022)
Маркус Гольдман продолжает устраивать себе личную жизнь и решать проблемы в духе: «мне тут предлагают миллион долларов за экранизацию, но я не хочу продавать права...» А то как же ещё живут писатели в благословенных Юнайтед Стейтс! И вдруг нарисовалось новое расследование: речь идёт о девушке, с которой расправились 11 лет назад, причём преступник давным-давно изобличён и осуждён, но всплывает информация, что в тюрьме сидит невиновный, а истинный злодей гуляет на свободе. И вот уже Гольдман копает факты, а помогают ему сержант Гэхаловуд, известный по первой книге, и чуть-чуть — сам Гарри Квеберт...
Знакомый сюжет? Да, по большому счёту, Диккер просто переписал первую книгу цикла - и это тоже постмодернистский приём. Однако при этом значительно снизил градус небывальщины, и в результате получился... обычный такой детектив. Добавить нечего. С чисто литературной точки зрения значительно лучше первых двух романов, но здесь именно тот случай, когда "лучше" значит "хуже".
Ещё о книгах.
Весьма интересная переработка Уэллса - тоже своего рода пост-модерн:
Как я стал издающимся писателем: грустная история в нескольких частях:
Всем спасибо! Добавляйтесь!