Найти в Дзене
ПоУшиВКино🎬

“Дюна”: Отличия экранизации от романа | гид от Slash Films

"Дюна: Часть вторая" Дени Вильнёва – один из моих фаворитов 2024 года, я буду за этот проект переживать во время церемонии Oscar. Пусть этот фильм возьмёт награду за операторскую работу (Грег Фрейзер этого заслуживает) и за звук (эти нагнетающие звуки и тревожная музыка, по-моему, созданы самими Харконненами и Бине Гессерит)*. Главную номинацию, думаю, этот фильм не выиграет, но для меня этот фильм (и “Боб Дилан. Никому неизвестный”) уже победители. UPD от 3 марта: "Дюна: Часть вторая" победила в номинации Best Sound Мне нравится порой возвращаться к “Дюне” – если не перечитывание или пересмотр, то чтение каких-нибудь тематических статей, – я нахожу материалы. Две недели назад на Slash Films прочитала про родственные связи между Атрейдесами и Харконненами, сегодня прочитала различия между фильмом и романом. Как и ту статью, эту тоже сохраню в своём блоге. Пусть Дени Вильнёв очень бережно отнёсся к первоисточнику – он воссоздал атмосферу и сумел передать масштаб вселенной, – без изменен
Оглавление

"Дюна: Часть вторая" Дени Вильнёва – один из моих фаворитов 2024 года, я буду за этот проект переживать во время церемонии Oscar. Пусть этот фильм возьмёт награду за операторскую работу (Грег Фрейзер этого заслуживает) и за звук (эти нагнетающие звуки и тревожная музыка, по-моему, созданы самими Харконненами и Бине Гессерит)*. Главную номинацию, думаю, этот фильм не выиграет, но для меня этот фильм (и “Боб Дилан. Никому неизвестный”) уже победители.

UPD от 3 марта: "Дюна: Часть вторая" победила в номинации Best Sound

Мне нравится порой возвращаться к “Дюне” – если не перечитывание или пересмотр, то чтение каких-нибудь тематических статей, – я нахожу материалы. Две недели назад на Slash Films прочитала про родственные связи между Атрейдесами и Харконненами, сегодня прочитала различия между фильмом и романом. Как и ту статью, эту тоже сохраню в своём блоге.

Пусть Дени Вильнёв очень бережно отнёсся к первоисточнику – он воссоздал атмосферу и сумел передать масштаб вселенной, – без изменений не обошлось.

арт с сайта GeekTyrant
арт с сайта GeekTyrant

Алия – сестра Пола – в романе есть, а в фильме ещё не родилась

В обоих частях экранизации Леди Джессика остаётся беременной, а Алия появляется лишь в видении будущего.

Это изменение логично привело к другому, которое отличает книгу от экранизации – барон Владимир Харконнен (во второй части) умирает от руки Пола Атрейдеса, а в романе его убила сама Алия.

В интервью журналу Inverse соавтор сценариев обеих частей "Дюны" Джон Спэйтс объяснил такое решение следующим образом: "Мы немного опасались, что этот говорящий малыш будет отвлекать внимание. Это трудно воплотить в фильме". Вместо этого они нашли выход в том, что ещё нерождённая Алия говорит с матерью из утробы на протяжении всего фильма.

Отношение Чани к решению Пола о браке с Принцессой Ирулан

В первом фильме Чани, девушка-фримен, является Полу в видениях, а на протяжении всего второго фильма они строят свои отношения. Во втором фильме Пол Атрейдес погружается в культуру фрименов и изучает их тактику ведения боя перед нападением на Харконненов; а также, как и в романе, история любви Пола и Чани становится важной сюжетной линией.

Ещё одним важным моментом истории является битва между Полом и Фейд-Раутой Харконненом. Из этой битвы Пол выходит победителем. Однако перед началом битвы Пол заявляет, что если он победит Фейд-Рауту, то женится на принцессе Ирулан, дочери императора Шаддама IV, шокируя всех, включая Чани, которая выглядит абсолютно раздавленной этим заявлением. Разница в том, что в романе Чани поддерживает Пола после того, как он решает жениться на Ирулан, по-видимому, понимая политическую необходимость такого шага. Однако в экранизации Дени Вильнёва не даётся намёка, что брак Пола и Ирулан – это политический шаг, по крайней мере Пол напрямую не обозначает этого, потому остаётся только гадать, почему герой отвернулся от женщины, в которую он был влюблён на протяжении всего фильма. Реакция Чани на его заявление свидетельствует о её негодовании и непонимании.

Чани в финальном эпизоде "Дюна: Часть вторая" (2024)
Чани в финальном эпизоде "Дюна: Часть вторая" (2024)

В фильме такой поворот наводит на мысль, что Пол оценил перспективу обретения большой власти, тем более, он только что победил Фейд-Рауту и барона Харконнена.

В интервью Empire Дени Вильнёв объяснил причины такого изменения: "Я думаю, что это гораздо романтичнее и эмоциональнее. Он должен сделать политический шаг в этом феодальном мире, поэтому ему следует выбрать политически выгодную невесту – в данном случае ею является Ирулан. То, как это поставлено в экранизации, выглядит драматичнее. И романтично".

Вильнёв также рассказал о том, что такое изменение выдвигает на первый план одну из основных тем фильма. На протяжении всего фильма "Дюна: Часть вторая" Чани беспокоится о растущем влиянии Пола на фрименов. Чани влюблена в Пола, она сама является фрименом, и внутри неё происходит серьёзная эмоциональная битва.

Если на протяжении большей части фильма кажется, что её опасения необоснованны, это отличие от книги подтверждает, что цели Пола не вполне благие, а Чани была права, беспокоясь о разлагающем влиянии поклонения фрименов Полу. А амбиции Пола по захвату власти над Великими домами окажут на него сильное влияние.

Как сказал Вильнёв в своём интервью для Empire: "Чани уничтожена тем фактом, что Пол решил жениться на Ирулан, но ещё больше её угнетает осознание, что он становится колонизатором. Это как раз идёт вразрез его ранним словам, что он никогда бы этого не сделал".

В экранизации нет указания на то, что Герцог Атрейдес готовил сына как ментата

В первом романе “Дюна”, кажется, что Пол Атрейдес, как Квизац Хадерач, результат опытов Ордена Бине Гессерит, является самым могущественным человеком Империи. Это пока его сын Лето II не подрастёт.

Пол остаётся достаточно сильной личностью, которая способна развязать галактическую священную войну и претендовать на целую Империю.

У него есть способности к предвидению, благодаря учениям монахинь Бине Гессерит; он прошёл продвинутый режим тренировок от боевых мастеров Дома Атрейдесов Дункана Айдахо и Гарни Холлика; у него есть секретная подготовка как ментата, то есть человека-компьютера. Все эти факторы в сочетании с генетическим планом Бине Гессерит и свойствами меланжа/специи, изменяющими сознание, дают Полу уникальный набор навыков Квизац Хадерача.

Самая заметная "сила", которую он получает от обучения в Бине Гессерит, – это Голос, техника когнитивного контроля. Произнося слова с точной подачей и интонацией, а также используя несколько других приёмов, которые никогда полностью не объясняются, человек, использующий эту технику, может отдавать простые команды другому человеку и заставлять его подчиняться. Наконец, Пол может использовать технику Бине Гессерит по превращению яда в своём теле, защищая себя от смертельных веществ. Только благодаря этой технике преподобные матери Бине Гессерит могут выжить, выпив Воду Жизни, и обрести полную генетическую память о прошлом (то, что Пол также должен был сделать, чтобы стать Квизац Хадерачем).

Конечно, стоит отметить, что Пол не должен был обладать этими способностями Бине Гессерит. Прежде всего потому, что Леди Джессике было приказано родить девочку, но вместо этого она родила Пола, потому что верила, что он сможет исполнить пророчество. Кроме того, предполагается, что обучение методам Бине Гессерит предназначено только для женщин Ордена. Однако Леди Джессика проигнорировала это и всё равно стала обучать Пола, веря в его потенциал.

В то время как Джессика обучала Пола методам Бине Гессерит, герцог Лето тайно наделял его другим набором особых способностей – тем самым способностями ментата. Поскольку "мыслящие машины" или любая другая технология, способная отражать человеческую мысль, объявлены вне закона во вселенной "Дюны", сложные вычисления и статистический анализ остаются на усмотрение людей. С этой целью определённые люди отбираются с рождения и проходят специальную подготовку, чтобы превратить их разум в сверхмощные компьютеры.

И этот элемент воспитания Пола на самом деле не затрагивается в фильмах Вильнёва "Дюна", и ментаты в целом как бы отодвигаются на второй план. Ментат Дома Атрейдесов Суфир Хават даже был полностью исключён из "Дюны: Часть вторая", несмотря на то, что он появился во второй половине оригинального романа Герберта.

Суфир Хават (в исполнении Стивена Маккинли Хендерсона), ментат Дома Атрейдесов. Он появляется только в первом фильме | отличительной чертой ментата является отметина на губах. Ментаты пьют Сок Сафо, разновидность кофе, для повышения остроты ума. Естественно, Сафо вызывает привыкание, и в конечном итоге его побочный эффект проявляется на губах.
Суфир Хават (в исполнении Стивена Маккинли Хендерсона), ментат Дома Атрейдесов. Он появляется только в первом фильме | отличительной чертой ментата является отметина на губах. Ментаты пьют Сок Сафо, разновидность кофе, для повышения остроты ума. Естественно, Сафо вызывает привыкание, и в конечном итоге его побочный эффект проявляется на губах.

В книгах обучение Пола как ментата почти так же важно, как и его навыки Бине Гессерит, для его окончательного превращения в Квизац Хадерача. Ментаты не просто оперируют цифрами – они также невероятно проницательны и могут анализировать точные вероятности и вероятные исходы из огромных массивов данных. Именно эта натренированная особенность разума позволяет Полу осмыслить своё видение будущего, когда меланж/специя на Арракисе пробуждают его видения. Неясно, насколько эффективным он был бы без подготовки как ментата.

Когда Пол видит будущее, ему открывается множество альтернативных вариантов – пути, созданные различными решениями, и их последствия. Он способен анализировать вероятности каждого варианта будущего и сортировать этот огромный объём информации, чтобы выбрать наилучший путь к победе. Обладая даром предвидения будущего, Пол способен подавить имперскую оккупацию Арракиса и заявить свои права на трон. Он делает это, зная, что впоследствии во имя него будет уничтожено бесчисленное множество жизней. "Мессия Дюны" Фрэнка Герберта, который Вильнёв планирует экранизировать далее, рассказывает о последствиях той бойни и чувствах Пола по отношению к его собственным силам.