Недавно в комментариях к одной из статей я столкнулась с убеждением, «что без предварительной договорённости с издательством писать книгу, писать вообще не нужно. Только время потратишь, а результата не будет». Сразу хочу отметить, что результат-то как раз будет — как минимум у вас останется написанная книга. Более того, сейчас есть возможности опубликовать этот результат, не прибегая к посредничеству издательств. И пути реализации этих возможностей разнообразны: от сетевой публикации на одной из литературных площадок, до издания на собственные деньги. То есть в любом случае вы найдёте читателей. А это важнейшая цель любого литературного творчества. И даже денег можете заработать.
Другое дело, если в приоритете именно гонорарная публикация в крупном издательстве, с его логотипом на обложке, и именно это считается конечным результатом творчества. Здесь сложнее. Потому что предварительная устная договорённость, типа «да-да, пишите», ничего не стоит. Нужен подписанный всеми заинтересованными лицами договор.
Что я имею в виду под договором предзаказа
В случае с издательством это лицензионный договор на ещё ненаписанную книгу. Но он не составляется на пустом месте. Как минимум, автор должен представить развёрнутый план-проспект, если это научно-популярная книга, или синопсис в случае художественной. То есть предварительно у автора уже должна быть не просто задумка, а хорошо проработанная концепция. (Речь идет о крупных издательствах, а не о таких, где решение принимает один редактор, он же — единственный сотрудник.)
Обычно в таком договоре указываются условия приёма рукописи издательством, и главное из них — жёсткие сроки сдачи текста. Поэтому далеко не все авторы бывают в восторге от предложения издательства заключить такой договор. Писатель же — натура творческая, а муза — существо непредсказуемое. То есть если для вас писательство хобби, а не работа, если вы привыкли писать под настроение и вдохновение и напрягаться в сфере творчества не любите, то стоит серьёзно подумать, прежде чем заключать такой договор.
В этом договоре может быть указан срок предварительного рассмотрения текста (в черновике), срок сдачи чистового варианта и право редактора на требования от автора доработки и переработки рукописи. Это тоже мало кому нравится. У меня в договоре с издательством по этому пункту записано: «Стороны решили, что правка со стороны Автора при согласовании Произведения на стадии литературного редактирования может составлять не более 25% от объёма текста; при согласовании Произведения на стадии второй корректуры – не более 5% от объёма текста». Такого объёма правок лично у меня ни в одной книги не было, но тем не менее, согласитесь, принять на себя обязательство переделать 25% текста по требованию издательства совсем непросто. Но можно не соглашаться и договор не подписывать. Силой никто не заставит.
В договоре есть и обязанности издательства, например, оплата аванса, проценты выплаты автору роялти с продаж после выхода книги, обязательства по продвижению произведения и т. д. Вот с чем я ни разу не сталкивалась, так это с указанными в договоре точными сроками выхода книги. В издательстве есть план, и автору сообщают, когда по плану должна выйти книга. Но это очень аморфный план, подвижки бывают всегда. Так, моя книга «Магия текста» по материалам этого канала должна была выйти в начале февраля, но выйдет только в середине марта.
Подведём итог по предварительному договору. Он не всем авторам подходит, к тому же изрядно ограничивает свободу творчества. Поэтому думать, что это такой уж подарок судьбы, не стоит. Другое дело, если автор давно сотрудничает с издательством и ему издательство доверяет, тогда договор — это во многом формальность.
Кто имеет шанс на заключение такого договора
Как вы сами понимаете, никто сейчас кота в мешке не покупает. Если вы ещё не издавались и не доказали издательству свою надёжность как автора и востребованность ваших книг, то подобный договор нужно заслужить чем-то другим.
Сейчас в приоритетах издательств авторы, успешные в сетевой литературе, то есть те, кто уже имеет своих преданных и заинтересованных читателей, например, на Литнет, Литгороде или на Автор.Тудей. Я бы вообще посоветовала начинать именно с сетевых публикаций, чтобы понять, насколько востребовано ваше творчество. Другой путь — это размещение публикаций на Дзене или на площадке Живого Журнала. Правда, этот путь более подходит для популярной и научно-популярной литературы. Нередки случаи, когда успешным авторам-сетевикам с большим количеством подписчиков издательства сами предлагают опубликовать у них книгу.
Просто послать письмо с предложением написать книгу с определённым сюжетом — это бесперспективно. Издательства художественной литературы вообще такие предложения не рассматривают. Требуется присылать даже не одну-две главы, а текст целиком. Почему? А потому что рецензент не сможет составить представление о тексте по двум главам. Я знаю, как работают рецензенты (сама этим занималась), у них есть схема, которая включает краткий пересказ и анализ сюжета, образов героев и т. д. И сделать это можно, только прочитав произведение целиком. Так что возмущения тех, кто не хочет посылать целый текст, так как боится, что его шедевр украдут в издательстве, не принимаются.
Рассмотрение отрывка из произведения возможно и то редко только в отношении научно-популярной книги, написанной экспертом в этой области. Там 1–2 главы нужно, чтобы посмотреть, какой у этого эксперта стиль и можно ли его читать.
Поэтому мой совет начинающим авторам: занимайтесь любимым делом, пишите, знакомьте со своим творчеством читателей на разных площадках, а о бумажной публикации начинайте думать, когда поймёте, что ваши книги нравятся не только десятку ваших близких и друзей. И имя ваше узна́ют читатели соответствующего жанра.
И, кстати, предложили мне завести канал в Живом Журнале, видимо, хотят его (ЖЖ) снова раскрутить. Поэтому можете, если есть желание, заглянуть и туда. Там канал близкой тематики, но больше популярный, чем прикладной. Называется «Магия текста». Да, как выходящая через неделю книга. Не стала заморачиваться названием.