Полеты в Юго-Восточную Азию через Китай прочно вошли в нашу жизнь. В условиях санкций китайские авиакомпании уверенно заняли эту нишу и обеспечили нам возможность добираться на отдых в Тайланд, Вьетнам и прочие страны Азии. Практически все эти рейсы транзитные, через тот или иной город Китая. Ну что ж, заодно у тех кто не планировал посещение Поднебесной по стандартной визе появилась возможность познакомиться с Китаем хотя бы мимолетно при транзите. Ведь большинство рейсов предполагает транзитные остановки в диапазоне от 2 до 24 часов. О рейсе в Бангкок через китайский Ченду я уже рассказывал. Теперь дошла очередь до столицы - Пекина. И вот тут первое с чем пришлось столкнуться - это с предупреждением представителя авиакомпании «Хайнаньские авиалинии»на регистрации в Пулково, что в Пекине они не предоставляют отель на время длительной пересадки. Хотя, казалось бы, по всем международным нормам должны это делать если время транзита превышает 9 часов. Далее нас предупредили что не факт что пограничники в Пекине нас выпустят погулять в город. На вопрос почему, ведь в Ченду выпускают без проблем, ответ был таким: «В Ченду они там добрые, в Пекине всё очень строго». «Ну что ж, проверим», - решили мы и полетели в Бангкок через Пекин.
Десятичасовая транзитная остановка в Пекине
Прилетев в Пекин, отправляйтесь к стойке оформления вашего кратковременного въезда в страну.
Разрешение на такой временный въезд в КНР без визы оформляется на границе Китая, у отдельных стоек - 24/240-Hour Transit. Ищите подобные указатели на полу, баннерах и стенах и следуйте им.
В итоге придете к иммиграционным пунктам пропуска, в самом конце которых (смотри по стрелке на фото) находится то, что вам нужно.
Заполняем бланк прибытия и проходим границу
С введением новой политики безвизового транзита с 17 декабря 2024 года существует только два типа безвизового транзита через КНР.
1. Международный транзит через один аэропорт в КНР с интервалом менее 24ч без прохождения пограничного паспортного контроля ("выхода в город").
Пересадка с одного международного рейса на другой, в одном аэропорту КНР. Требования иметь единый билет (оба рейса в одной маршрутной квитанции под одним номером билета) или раздельные - не существует.
При этом никакая виза или оформление безвизового въезда не нужны. Пассажиру необходимо лишь пройти контроль безопасности (зажигалки и спички отберут!) и ожидать следующий рейс в международной транзитной зоне у соответствующего выхода на посадку. Такая схема прямого транзита реализована в основных крупных аэропортах (Пекин, Шанхай, Гуанчжоу, Чэнду, Шэньчжэнь и т.п.). Она также подразумевает автоматическую переброску багажа с рейса на рейс силами сотрудников аэропорта и обеспечивает минимальное стыковочное время между рейсами.
2. 240 часовой транзит через один или несколько городов КНР (так называемый "мультистоп 240").
Прохождение пограничного паспортного контроля ("выход в город") в первой точке прибытия в КНР, перелёты/переезды внутри Китая в рамках разрешенных 24 провинций и вылет из любого другого аэропорта Китая в Страну №3 в течение 240 часов.
Это то, что нам нужно для выхода в город. Называется Temporary Еntry Рermit - временное разрешение на въезд. При его оформлении вам сделают соответствующую вклейку или поставят штамп в паспорте. И всё, вы в Китае, можете гулять куда захотите.
Для оформления временного въезда без визы заполняется специальная форма карточки прибытия, отличная от той, что заполняют прибывшие по визе пассажиры. Называется ARRIVAL CARD FOR TEMPORARY ENTRY FOREIGNERS.
В графе «Адрес остановки в Пекине» советую все же не ставить прочерк, если даже не планировали брать отель, а написать название конкретного отеля. А лучше не просто название от фонаря, а всё же того отеля, который вы забронируете. На Booking.com полно вариантов без кредитной карты, оплаты заранее и с бесплатной отменой. Многие пишут отель Ramada by Wyndham Beijing Airport. Так же поступили и мы. При этом, отдав офицеру заполненные листки прибытия, я держал наготове скрин брони отеля в смартфоне. Однако пограничник даже не взглянул на него. Точнее, скользнул взглядом - чего это я там пытаюсь показать - и продолжил заниматься оформлением кратковременной визы. Вся процедура заняла минуты 3-4. Временная виза вклеена в паспорт - можете проходить в общую очередь на границу. Всё. Судя по всему, Китай ослабил жесткий режим прохождения границы для россиян. Ведь еще недавно приходилось слышать как пограничники не всем давали временные транзитные визы и происходило это без всякого намека на логику. Например, я читал как один глава семьи описывал свои злоключения. Китайский пограничник разрешил выход в город жене и детям, но запретил ему. Без объяснения причин. Но наш турист упорен и бесстрашен. Россиянин снял толстовку, надел очки и снова встал в очередь на визу. На этот раз китаец выдал ее без проблем.
Добираемся до центра Пекина
Итак, вы прошли границу, вышли в общедоступную зону аэропорта. Первым делом не забываем отменить бронь отеля. Есть вариант отправиться в бесплатный обзорный автобусный тур по городу.
Но выполняется он из Терминала 3, занимает много времени и имеет определенное расписание, которое не всегда совпадает с вашими возможностями.
Альтернатива - поехать в центр города самому. Сделать это можно самым быстрым и не дорогим способом - на метро.
Точнее, в начале это будет аэроэкспресс из терминалов 2 или 3 аэропорта Beijing Capital International Airport , смотря куда вы прилетели, до станции городского метро.
Там пересадка. На все про все у нас было около 6 часов часов. И мы всё успели.
Час примерно ушел на выход из аэропорта и все формальности, час с небольшим на дорогу туда и еще час на дорогу обратно. Часа 3 можно было спокойно погулять в центре Пекина.
За 25 юаней купили билет на аэроэкспресс из Terminal 2 до станции Dongzhimen (2-я остановка). Затем пересадка на метро или такси, если хотите, до нужного вам места. Так как времени у нас было не много, то вполне логично, что «отметиться» в Пекине мы решили на главной площади города - Тяньаньмэнь.
Из 2 терминала, считающегося «старым», до города поезд идет минут 40. Из 3-го, нового, построенного к олимпиаде, на 10 минут дольше.
На станции Dongzhimen, мы пересели на синюю ветку и поехали до станции Qianmen. В пути минут 10.
Стоит удовольствие 4 юаня.
Итак, приехали на Qianmen, выход на сторону площади Тяньаньмэнь.
Выходите - и вы практически на ней. От станции виден даже мавзолей Мао Дзе Дуна.
Первое, что бросается в глаза - огромное свободное пространство площади, Запретный город чуть вдалеке (город, в котором на протяжении многих веков жили китайские императоры и попасть в который простые смертные не могли)
и … лабиринты массивных заборчиков-ограждений. Впервые я побывал здесь в конце 90-х. С печально известных событий жесткого подавления акции протеста студентов, когда многие из них были буквально намотаны на гусеницы танков, не прошло и полных десяти лет. Но ограждений тогда было значительно меньше и были они обычными, легкими, как везде. Сейчас же они обзавелись массивными тяжелыми ножками, толстыми металлическими прутьями, так что превратить их в случае чего в «орудие пролетариата», в смысле бунтаря, уже вряд ли получится. Скорее всего, именно из этих соображений и были они изменены.
Раньше по Тяньаньмэнь свободно фланировали толпы народа, но если вы думаете, что сегодня здесь как в Москве на Красной площади вам удастся спокойно погулять, подойти к мавзолею и посетить Запретный город, приобретя билет в кассе в порядке очереди, то вы глубоко ошибаетесь.
Те времена, когда площадь была заполнена туристами и любой желающий мог, что называется с улицы, зайти в бывшую обитель императоров, купив билет, видимо, прошли. Сегодня здесь введены беспрецедентные меры безопасности. Попасть на площадь и в Запретный город можно только по специально заранее полученному разрешению-одобрению и бронированию. Получить его через турфирму либо самостоятельно забронировать время посещения через WeChat, но работает это только с китайской симки. Вроде как можно было бронировать посещение через сайт Запретного города, но пишут, что этот способ стал проблематичным. Говорят, что теоретически возможно обойти Запретный город и попробовать войти с противоположной стороны, якобы там контроль не такой жесткий. Дескать, надо доехать на метро до станции Тяньаньмэнь Западная, выйти с северной стороны, пройти прямо до поворота направо в сторону Запретного города, повернуть и дойти до касс. И вроде как там можно купить билеты за наличные и войти. Очереди есть, но у китайцев свои кассы для тургрупп. Не проверяли, так как побоялись потратить все время на этот эксперимент. А вы попробуйте, вдруг получится?
А пока же удел неорганизованных туристов- пройти вдоль заборчиков по ближайшей улице, посетить ресторан китайской кухни, сделать несколько фото и в аэропорт.
Но попасть назад на станцию метро Qianmen оказалось не просто. Хотя казалось бы, что тут сложного? Далеко от нее мы не ушли, а следуя правилу «выходи из леса тем же путем как заходил», найти обратную дорогу проще простого.
Но только не у Тяньаньмэнь. Движение вблизи главной площади Пекина, сердца Китая строго регламентировано. Причем регламент этот, судя по всему, меняется, исходя из каких-то инструкций многочисленным военным, стоящим тут, кажется, через каждые 50 метров. И если вы видите незагороженный проход, это не означает что туда можно идти. Так например, я словил грозный окрик часового когда спустившись в подземный переход попытался выйти на площадь за группой идущего на смену караула.
Но это полбеды. На обратном пути при попытке спуститься в подземный переход, по которому мы пришли, постовой военный закрыл перед нами проход и показал, что нужно возвращаться назад метров 500, переходить улицу и идти к метро по другой её стороне.
Мои попытки указать что по переходу идут люди, поднимаются нам навстречу были безуспешны. Очевидно в какой-то момент они активируют одностороннее движение, причем периодически меняют направление. Ну ладно, мы смирились и пошли в обход. Но каково же было наше удивление, когда прошагав почти километр, на обратной стороне улицы мы снова наткнулись на кордон военных, запрещавших проход в сторону метро. При этом они показывали жестами, что проходить мы должны в том месте откуда только что пришли. Мы уже порядком устали, да и тем более знали что там, откуда мы пришли и куда нас снова посылают, нас не пропустят, ведь оттуда нас направили сюда. И тут я не выдержал, начал говорить им, что обо всем этом думаю и что точно не пойду туда куда они показывают, так как там уже был послан и второй раз повторять это не собираюсь. Видимо моя речь была настолько эмоциональной, что начальник поста пропустил нас (перед этим проверив паспорта и оценив то что мы из России), выделил одного бойца, чтобы тот довел нас до перехода в метро по лабиринтам выстроенных заслонов. По пути солдатик, надо признать, извинялся за причиненные неудобства и даже пожелал нам счастливого пути. К счастью он немного говорил по-английски. Как попали в метро другие люди , находившиеся на этой улице, я не знаю. Что это было? Могу лишь предположить, что имел место сбой алгоритмов на закрытие проходов, некоторая несогласованность в действиях военных, которая и привела к тому, что обе стороны улицы, ведущей к станции метро, оказались заблокированы. А закрывают они их периодически, чтобы разряжать людские потоки, наверное.
Вообще, как мне показалось, в воздухе словно висело какое-то напряжение. Людей мало, кругом блок-посты. Еще и китаец, вышедший из ресторана с женой, одетый в старую военную шинель (скорее всего отставной военный) посмотрел как мы фотографируемся и прищурив взгляд без улыбки бросил так снисходительно в нашу сторону: «Ок! Ок…» Наверное принял нас за американцев. А это его снисходительное «Ок…» означало «Ладно, фотографируйтесь пока, но знайте что мы все равно сильнее…Так что даже не думайте!» Ну, во всяком случае, у меня такое сложилось мнение.
По пути назад в метро тоже не обошлось без приключений. Во-первых, на одной из станций мы не смогли купить билет в автомате, а в кассах не было ни одного кассира. Кстати, это я видел и на других станциях. Видя нашу беспомощность, служащий в полувоенной форме зашел в тесное помещение кассы, включил свет, продал нам билет и вышел. Китайцы платят за проезд либо, прикладывая телефон, либо беря билеты в автомате. Но у нас на обратном пути это почему-то не получалось. Оказалось, что на аэроэкспресс надо брать билеты в единственном самом крайнем терминале, он даже немного другого цвета.
В одном месте мы не могли пройти через турникет и автомата для покупки билетов рядом не было. Китайцы прикладывали свои смартфоны и проходили, мы же беспомощно топтались на месте. В конце-концов просто прошли вплотную за очередным пассажиром. И вот только тогда попали к кассам-терминалам чтобы купить билет. Ну да все это не особенно нас расстроило, только повеселило. Главное, все закончилось благополучно.
Интересно как аэроэкспресс заходит на терминалы аэропорта. Из города он сначала приходит в Терминал 3, стоит какое-то время и потом не продолжает движение вперед, а идет назад, где уже поворачивает на Терминал 2.
Пробуйте, дерзайте. В любом случае такое приключение это лучше чем полдня сидеть в зале ожидания аэропорта. Удачи!