"В задании 4 (ЕГЭ по английскому языку) экзаменуемому предлагается сформулировать голосовое сообщение другу, вместе с которым выполняется проектная работа".
Предлагаю вместе прочитать часть Методических рекомендаций 2025 про монолог.
💎 Коммуникативная ситуация
"Согласно предложенной коммуникативной ситуации участник экзамена выполняет некий проект. Он нашёл две фотографии-иллюстрации к проекту и в голосовом сообщении другу должен обосновать их выбор и изложить некоторые другие мысли по поводу проекта". Всё это мы читаем в методических рекомендациях (далее - МР).
💎 Новое
"Коммуникативная задача в задании 4 осталась той же, что и в 2024 г., однако была уточнена формулировка задания: удалены надписи к фотографиям "Photo 1" и "Photo 2". Это изменение нацелено на повышение качества ответа экзаменуемых и более глубокое понимание ими коммуникативной ситуации. Участники экзамена иной раз забывают, что друг, для которого они оставляют голосовое сообщение, не видит фотографий, и именование возможных иллюстраций к проекту как «фото один», «фото два» или, ещё хуже, «фото номер один», «фото номер два» не имеет смысла. Кроме того, этим изменением мы стимулируем овладение использованием английских местоимений one & the other в коммуникативно значимом контексте".
💎 Уточнение
Ещё одно уточнение внесено в критерии оценивания выполнения задания 4 устной части, а именно – указано количество допустимых ошибок на каждый балл по критерию «Организация высказывания» - 🟢 в таблице выделено зелёным цветом.
🔴 Красным цветом показано, что в 2024 году за отсутствие вступительной ИЛИ заключительной фразы выпускник терял 1 балл. В 2025 году за отсутствие одной из этих фраз выпускник потеряет уже 2 балла.
🔵 Синим цветом показано, что в 2024 году за отсутствие вступительной И заключительной фразы выпускник терял 2 балла. В 2025 году за их отсутствие выпускник потеряет уже 3 балла.
💎 Что значит "полный ответ"
Продолжаем читать МР:
"Что означает «содержание полно и развёрнуто отражает все аспекты, указанные в задании»? – Под аспектами понимаются пункты плана к заданию.
Полным ответом считается ответ, раскрывающий содержание всех пунктов плана и отвечающий коммуникативной задаче.
Полный ответ на пункт плана 1 – это описание фотографий и различий, которое объясняет их выбор в качестве иллюстраций, т.е. напрямую увязывается с темой проектной работы.
АСПЕКТ 1
💎 Описание. Связь с темой проекта
Например, в ответе на приведённое выше задание в должна прозвучать тема проекта “The best New Year holiday” и в описании каждой из фотографий должны быть указаны обязательные атрибуты празднования Нового года. Для первой фотографии – это не просто ёлки в снегу и девушка/женщина в тёплой одежде, а новогодние украшенные ели (можно высказать предположение, что это новогодняя ярмарка или украшенный к Новому году парк). Для второй фотографии обязательно указание на новогоднюю ёлочку и подарки рядом с ней (хорошо упомянуть красные новогодние колпаки на головах людей на пляже, радостное, праздничное настроение людей). Другими словами, мало сказать, что на одном фото – девушка/женщина в тёплой одежде на фоне заснеженных деревьев, а на втором – пара на морском пляже: такое описание никак не связано с темой проекта “The best New Year holiday”.
💎 Различия. Обобщение
Другим важным моментом в раскрытии аспекта 1 является указание на различие ситуаций/процессов/объектов, изображённых на двух фотографиях, причём это различие также должно быть прямо и явно связано с темой проекта и должно выводить на некое обобщение. Анализ работ участников ЕГЭ 2024 г. показал, что далеко не все справились с этой задачей. Многие авторы видели различие так:
❌️ новогодний праздник / новогодние каникулы «дома», «в своей стране» и «за границей». Это неоправданное сужение темы, сказывается неумение обобщения, категоризации и некоего отстранения от сугубо личного опыта. «Зимняя снежная» картинка с украшенными елями типична не только для России, но и для всех северных холодных стран, а «пляжная летняя» – для южных жарких стран. Соответственно, жители этих тропических южных стран могут праздновать Новый год и проводить новогодние каникулы на пляже в своей стране, не уезжая за границу.
❌️ Некоторые участники экзамена описывали различие как «новогодний праздник зимой» vs «новогодний праздник летом», что также не является верным, поскольку, например, в Австралии летние месяцы – это декабрь, январь, февраль и они – самые жаркие в этой стране. Таким образом, различие – это ❌️не «дома vs заграницей», и ❌️не «зимой vs летом». Различие следует описывать как ✅️ новогодний праздник, новогодние каникулы в северных холодных странах vs в южных жарких странах. Добавим, что неверно определённое различие приводит далее к неточному раскрытию аспектов 2–3 задания.
💎 Что не так с ёлочкой?
Отметим ещё одну типичную ошибку в выполнении данного задания: авторы указывали тему проекта “The best New Year holiday” и в следующей фразе упоминали ❌️Christmas tree, что следует считать фактической ошибкой. Словосочетание ✅️New Year tree должно было быть выучено в начальной школе и далее многократно повторено в основной школе, поскольку тема Нового года как семейного праздника входит в тематическое содержание речи согласно ФООП.
Пример реального ответа моего ученика на ЕГЭ 2024 на максимум пользы проекту "The best New Year holiday" по ссылке ниже 🔽
💎 Из чего состоит описание картинки
Итак, описание включает несколько обязательных элементов: ✅️КТО, ✅️ЧТО делает (в форме Present Continuous Tense), ✅️ГДЕ – и какие-то дополнительные детали, непосредственно связанные с темой проектной работы.
✅️👍Например, I have found some illustrations for our school project “Shopping”. In both photos there are people shopping. One picture shows a family buying food in a supermarket. The family is in a real shop, their shopping trolley is full with purchases. They are all smiling, they are obviously enjoying themselves. In the other photo there’s a woman at home sitting in front of a laptop with a credit card in her hand. She is buying something online. The ways of shopping differ: online and offline shopping.
❌️👎И наоборот, нельзя считать полностью раскрытым аспект 1 из задания в демоверсии ЕГЭ 2025: In one photo we can see a girl and some people who are collecting litter and in the other photo a woman is looking at a dog. The main difference is that in one photo the people are outdoors and in the second photo the woman and the dog are in the shelter. Описание скудное, указываемое различие никак не связано с темой проекта “Volunteering”.
💎 We can see можно!
✅️ Формулировки “in the photo you can see”, “in the photo we can see” допустимы, так как они используются в английском языке в обобщённо-личном значении (generalization).
❌️ Высказывания типа «Я отправил тебе фото», «Посмотри на фото» являются фактическими ошибками, так как противоречат коммуникативной ситуации, и делают аспект неточным даже при отсутствии других содержательных ошибок.
💎 Одно различие можно!
Если даётся только одно различие в фотографиях, оценка не снижается – важно, чтобы это различие было связано с темой проекта и выявляло противопоставление, лежащее в основе проекта (здоровая пища и нездоровая; командные и одиночные виды спорта и т.д. и т.п.).
💎 Обобщение
К различиям надо прийти путём обобщения, понять и ясно сформулировать, в чём, собственно, разница между ВИДАМИ увлечений, ВИДАМИ спорта, ВИДАМИ еды и т.д., изображёнными на фотографиях. Это и есть объяснение выбора фотографий в качестве иллюстраций.
❌️ Следует констатировать, что участники экзамена часто сравнивают не виды деятельности, отдыха, профессии, способы покупок и т.д., а фотографии, приводя в качестве различий незначащие детали, например количество людей на картинках. Это приводит либо к неточным/неполным, либо к неправильным ответам в зависимости от предлагаемого контекста.
💎 Аспекты 2 и 3
Полный ответ на пункты плана 2–3 предполагает включение стратегии рассуждения для выявления преимуществ и недостатков (одного-двух) рассматриваемых объектов, при этом достаточно указания на одно преимущество и один недостаток для каждого.
✅️ Например, для пункта плана 2 возможен такой вариант полного ответа (он не является единственно верным): I believe both ways of shopping have their advantages. Shopping offline allows people to check the quality of things they are buying. What is more, they don’t need to wait for a delivery. As for online shopping, people save time and efforts.
✅️ Для пункта 3 возможен такой ответ: However, both types of shopping have their disadvantages. For example, after buying something offline, you have to wait in line to pay and carry heavy bags home. When you buy something online, you may do it on a fake website and lose your money.
‼️ Отметим ещё раз, что не считается ошибкой ни по РКЗ, ни по ОТ объединение пунктов 2 и 3, если пункты раскрыты полно и логично.
‼️ Общее правило, касающееся всех заданий устной части: если экзаменуемый сделал ошибку и исправился или если он изменил правильный ответ на неправильный, эксперт оценивает последний вариант, который он слышит в аудиозаписи".
Вот так. Пишите в комментариях Ваши мысли по этому поводу.
Good luck!👑