Сигнал домофона раздался неожиданно. Перебирая в памяти родственников и знакомых, способных явиться к ней без предупреждения, да к тому же вечером, хозяйка квартиры направилась в коридор.
- Тетя Лена, здравствуй, - послышался радостный голос племянника, - это я, Сергей. Ты дверь подъезда открой, пожалуйста.
Прошло несколько минут, и женщина уже слушала рассказ молодого человека о том, какие неудачи преследовали его в Гронске, куда полгода назад он направился вместе с Катей.
- Нам золотые горы обещали, - усмехнулся племянник, - но на самом деле – не зарплата, а издевательство. Да и Катька эта… Зря я с ней связался. Представь, квартира ей от какой-то бабки досталась. Все там нормально, а она на ремонте помешалась. Ныть начала каждый день, добивалась, чтоб я вторую работу взял. В общем, чуть ни верхом на меня садиться начала. Мы же не расписаны, ремонт сделаю - и скажет "до свидос". Вот и не выдержал. К родителям ехать, так там с работой полный крах. Решил сюда, к тете родной. Я пока поживу у тебя, ладно?
Сергей рассказывал что-то еще, но на вопрос тети Лены о своих отношениях с девушкой так и не ответил.
«Что же они так, - думала женщина, устраиваясь в постели, - не поймешь эту молодежь. Браки какие-то гражданские придумали.».
- Сережа, ты дома? – озабоченно спросила тетя Лена, вернувшись вечером следующего дня с работы и обратив внимание на тишину в квартире.
Ответа не было. Предполагая, что Сережа направился куда-то по делам, женщина, выгрузив из пакета приобретенные по пути продукты, направилась в комнату. По пути заглянула к племяннику. Молодой человек сидел на диване, уткнувшись в телефон.
- Ты что же не откликаешься? – удивилась женщина, - я вошла, зову тебя, а ответа нет.
- Ой, тетя Лена, - словно в испуге вздрогнул Сергей, - я и не слышал. Весь день работу ищу. Ничего не получается. Какие только вакансии ни посмотрел – везде ерунда. Копейки предлагают и стаж по специальности минимум трехлетний требуют.
- Так у тебя он больше. Ты ведь диплом пять лет назад получил, - напомнила тетя Лена.
- Не набирается у меня, - хмыкнул племянник, - из-за перерывов. Да еще не по специальности работал. В одной компании, правда, стаж не требуют, но там всего сорок тысяч предлагают.
- А тебе сколько надо? – поинтересовалась женщина.
- Ну… хотя бы восемьдесят. Если удаленно, я бы и на шестьдесят согласился.
Недоуменно пожав плечами, тетя Лена направилась в свою комнату. Переодевшись в домашнее, женщина занялась приготовлением ужина.
- Что же ты посуду за собой не вымыл? - спросила она, обернувшись к входившему в кухню племяннику, - ведь весь день дома был. Сразу бы ополоснул, а мне теперь буквально отскребать надо.
- Да не до того мне было, - поморщился Сергей, - все думал, что попадется какой-нибудь нормальный вариант… А ты-то зачем на работу ходишь? - неожиданно сменил он тему, - ведь на пенсии должна быть.
- Мне еще почти год. Только теперь сама не знаю. Главврач заранее договаривается, чтоб не уходила. У нас в клинике педиатров не хватает. Молодежь не держится.
Вечером во вторник, войдя в квартиру, тетя Лена споткнулась в коридоре о какую-то преграду. Включив свет, она увидела, что этот тот самый мешок с мусором, который, по ее просьбе, должен был вынести Сережа. Уходя на работу, женщина специально оставила мешок в коридоре у двери, чтоб племянник не забыл.
- Не до мусора мне было, - с досадой начал оправдываться Сергей, - из квартиры весь день не выходил. Утром вынесу. Все с этими вакансиями. Одна, вроде, наклевывается. На той неделе собеседование.
Дни шли за днями. Тетя Лена каждый вечер мыла посуду, оставленную племянником в раковине на кухне, выносила мусор, заправляла постель племянника, аккуратно складывала разбросанные им вещи.
А еще она все чаще и основательнее задумывалась. Не могла женщина понять, почему она всю жизнь кому-то что-то должна? Если Марии, ее сестре, матери Сережи, что-то нужно, она всегда звонит ей. Почему-то не загружает своими заботами дочь, уже лет пятнадцать живущую в этом городе, работающую в какой-то частной клинике.
«Интересно все это, - думала тетя Лена, - тот же Сережка мог бы у своей сестры пожить. Квартира у них новая трехкомнатная. Две машины в семье, если потребуется, и подвести куда надо могут. Да и Машка… Как приезжает, так ко мне. Почему не к родной дочери?».
Сергей из квартиры почти не выходил. С вакансией, о которой он рассказывал, у молодого человека ничего не получилось.
- Представь, - возмущался племянник, - нас там всего двое было. Со мной полчаса поговорили, потом эта рыжая фифочка зашла. У нее, вообще, стажа нет, месяц не прошел, как диплом получила. Зачем ее взяли? Не понимаю!
Прошла неделя, закончилась еще одна, подходила к концу третья. Ситуация в квартире тети Лены не менялась. Вечером в пятницу, приветливо улыбаясь, племянник поинтересовался, не собирается ли завтра тетя куда-нибудь отправиться до вечера.
- Ко мне гости придут, - объяснил он, - мы уже договорились. Антон со своей Верой и ее подругой.
Поставленная перед фактом тетя Лена вначале растерялась, но потом в ней пробудилось что-то такое, что заставило ее отнестись к племяннику по-другому.
- Сережа, - спросила женщина, - ты стиральной машиной пользоваться умеешь? – и, услышав утвердительный ответ, продолжила, - а почему тогда я должна твои вещи стирать? И почему я должна за тобой посуду мыть? Почему ты за собой не убираешь?
- Да ладно тебе, тетя Лена, - нисколько не смутившись, ответил молодой человек, - ну, забываю я про посуду, а стирать. Какая тебе разница, сколько вещей в машину сунуть?
С обиженным видом Сергей направился в свою комнату. Лене стало неловко за свои слова. Она стояла в санузле у стиральной машины и не могла понять, что делать дальше.
Скоро месяц, как племянник живет у нее. За прошедшее время он пару раз вынес мусор. Дважды ходил на собеседования по поводу работы. Оба раза брали других.
«К сестре бы обратился, - думала тетя Лена, - у нее муж какой-то начальник. Помог бы как-то…».
- Ничего не надо на завтра, - прервал размышления женщины племянник, - сейчас с Антоном поговорил. Решили в кафе посидеть. Только вот что, - озабоченно добавил Сергей, - у меня с деньгами проблема. Ты мне займи, пожалуйста, тысяч пять. На работу устроюсь, с первой зарплаты отдам.
Женщине не жалко было денег, но эта просьба стала тем, что разделило ее отношение к самой себе на «до» и «после». Пять тысяч племяннику она дала. Одежду его постирала, а на следующий день, когда Сергей отправился с друзьями в кафе, собрала все его вещи в большой чемодан и поставила его у входной двери.
В субботу Сергей не вернулся. Только во второй половине следующего дня негромкий скрежет дверного замка известил о его прибытии. Находившаяся в кухне тетя Лена вышла в коридор.
- Это что? – с удивлением спросил племянник, рассматривая чемодан.
- Сережа, извини, но моя квартира – не гостиница, - ответила женщина заранее приготовленной фразой. И к тому же вечером моя Света с семьей в гости приедет, - добавила она, стараясь сгладить ситуацию.
Когда за племянником закрылась дверь, тете Лене стало и стыдно, и легко. Она думала, что поступила нехорошо, выставив из квартиры племянника и одновременно понимала, что другого выхода у нее просто не было.
«Ведь такая жизнь за счет других должна у него когда-нибудь закончиться», - думала женщина, глядя с балкона, как Сережа сидит у подъезда на старенькой скамейке, как рядом останавливается такси и он, загрузив чемодан в багажник машины, куда-то уезжает.
Прошло около двух месяцев. Находясь в своем кабинете в клинике тетя Лена услышала негромкий писк телефона. Пришло смс-сообщение, известившее о поступлении пяти тысяч на банковскую карту. Через минуту последовал вызов.
- Тетя Лена, здравствуй, - послышался бодрый голос племянника, - я тебе деньги перевел. Получила? Да все нормально, работаю. Платят чуть больше сорока, но директор сказал, что после Нового года повышение будет. Где живу? Нет, не у сестры. Мы с Любой квартиру снимаем. Спасибо тебе, тетя Лена. Как за что? Если бы не ты, я бы и сейчас работу искал. Какая Люба? Мы с ней раньше встречались, а потом поссорились из-за пустяка. Нет, больше ссориться не будет. Она у меня хорошая.
Лена вздохнула облегченно. Все-таки неплохой у нее племянник.