В ночь с воскресения на понедельник будут объявлены победители Оскара, и мы узнаем получит ли Юра Борисов и сам фильм статуэтку. Режиссер Шон Бейкер представляет нам довольно классическую историю, которую мы многократно видели в кино. Однако, в отличие от других фильмов, таких как «Красотка» или «Влюбленный Шекспир», в «Анора» мы сталкиваемся не только с реалистичной и жизненной историей, но и с психологически точными портретами героев, а также развитием их отношений. Главный вопрос, который ставит фильм, — как Эни могла поверить Ване? Несмотря на опыт с другими мужчинами, который должен был сделать её критичной и осторожной, она верит в обещания Вани.
Причина заключается в том, что их отношения развиваются под воздействием нарциссических черт обоих героев, которые заполняют пустоты и неудовлетворённости друг друга.
Нарциссизм в отношениях: фрейдистский подход
Фрейд утверждал, что человеку доступны два типа любви:
- Любовь к себе
- Любовь к тому, кто о нём заботится
В любовных отношениях мы ищем оба этих типа. Способ их переплетения у каждого человека влияет на выбор партнера. Когда один из этих типов любви доминирует, это может привести к разочарованиям и болезненным расставаниям.
Нарциссическая травма главных героев
Несмотря на то, что Ваня и Эни принадлежат к разным социальным слоям, их семейные истории имеют схожие черты. Оба чувствуют себя ненужными и потерянными в своих семьях. Мы не знаем много о семье Эни, но её отношения с окружающими, такие как вспышки агрессии и гнева, указывают на определённые семейные паттерны. Эни, вероятно, привыкла к плохому отношению и потому держит всех на расстоянии. Её жизнь вращается вокруг нарциссического восприятия мира, где единственный способ получить внимание — это продажа своего тела за деньги.
Семью Вани мы знаем лучше. Его родители обращают внимание на сына только в случае проблем, что является типичной динамикой, формирующей нарциссические травмы. Его мать — властная, отец — безучастный, и Ваня становится инструментом для конфликтов родителей, а также продолжением их амбиций. В результате он разрушает себя, используя наркотики и увлекаясь гулянками. Это его способ выразить протест против того, как его воспринимают родители.
Как встреча героев меняет их восприятие себя
Когда Эни и Ваня встречаются, они находят друг в друге то, чего им не хватало в отношениях с родителями.
Эни влюбляется в Ваню, как в альтернативную реальность, где богатые родители обеспечивают своего сына всем, что он хочет. Деньги для неё становятся эквивалентом любви — она пытается заслужить её, продавая себя. Чем больше ей платят, тем больше она чувствует, что её любят. Эни хочет быть как Ваня — любимым ребенком состоятельных родителей. Она мечтает стать частью большой, полноценной семьи. Даже несмотря на то, что она понимает: ситуация вряд ли улучшится, её бессознательные фантазии о спасении не дают ей выйти из отношений.
Тем временем Ваня влюбляется в лучшую версию самого себя, которая проявляется рядом с Эни. Она становится его источником значимости и вдохновения. Он находит смысл в том, чтобы дать ей лучшее, осчастливить её. И в то же время, он начинает чувствовать себя ценным и важным, когда его жизнь становится центром её существования. Это чувство значимости, которого ему не хватает, он извлекает через отношения с Эни.
Нарциссизм как основа их отношений
И Эни, и Ваня пытаются найти любовь к себе через другого человека. Именно поэтому Эни видит только себя в этих отношениях и не замечает, что её муж на самом деле потерян, испуган и несчастен. В свою очередь, Ваня, почувствовав себя важным и живым рядом с Эни, снова теряет эту ценность, когда сталкивается с давлением своей семьи. Его ретравматизация становится столь сильной, что он снова погружается в наркотический туман несуществования.
Их попытки восполнить свои нарциссические дыры через партнера оказываются катастрофическими для обоих. В результате они не находят настоящей любви и взаимопонимания, а лишь продолжают разрушать друг друга, пытаясь заполнить пустоту внутри.
Отношения с Игорем, как целительная ренарциссизация
Взаимоотношения с её охранником Игорем, которого играет Юра Борисов, становятся для неё способом диалога с собой другой, неудачницей, которую никто не любит. Игорь принимает на себя её злость и отчаяние, становясь ее плохим отражением. Интересно, что парадоксальная финальная сцена радикальной близости можно считать моментом принятия реальности Эми, она может это сделать благодаря молчаливой, но стабильной поддержке Игоря. Он выполняет для нее роль обоих опорных родителей, как мать наблюдает, как ее ребенок получает опыт, репит свое бессилие, но как отец готов встать на защиту, когда ее обижают. Этот короткий, но значимый опыт отношений, в которых другой видит не себя, а видит ее настоящую, злую, уязвимую и остается рядом, становится целительным.
Автор: Новикова Елизавета Азеровна
Психолог, Современный психоанализ
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru