Мир, по Трика Шайвизму, – это не иллюзия в ведантистском смысле. Это не злая "майя", которая обманывает нас, заставляя видеть то, чего нет. Мир – это "абхаса" – "кажущееся проявление" Шивы, как отражение в зеркале, как сон, как голограмма. Не совсем реально, но и не совсем нереально.
Абхасавада – это не просто теория, а настоящая кашмирская версия Матрицы, только вместо Нео у нас – Шива, а вместо таблеток – тантрические практики.
Суть вопроса:
Мир, в котором мы живем, со всеми его радостями, печалями, пробками на дорогах и котиками в интернете, – это не то, чем он кажется. Он не кусок твердой, упрямой материи, а… кажущееся проявление (абхаса) Сознания.
Представьте себе зеркало. Вы видите в нём свое отражение. Оно вроде бы и есть, но в то же время – это не вы сами. Это лишь игра света, которая, тем не менее, вполне себе осязаема. Вот и мир, по Трика Шайвизму, – это такое же отражение, только в зеркале Сознания Шивы.
Не путать с майей (иллюзией по-адвайтински):
Адвайтисты (последователи Шанкары) тоже говорят, что мир – это иллюзия, майя. Но у них майя – это как обман зрения, как наваждение. Мир – это что-то вроде веревки, которую мы по ошибке принимаем за змею. Страшно, но нереально.
Абхасавада же говорит: да, мир – это не реальная "вещь", но это и не просто обман. Это проекция, отражение, самопроявление Сознания. Это как сон: вы видите во сне тигра, и он вас пугает, но он – не настоящий тигр из плоти и крови. Он – порождение вашего ума, но от этого он не становится менее страшным во сне!
"Но позвольте!" – закричит реалист, – "Как же так? Я же могу потрогать этот стол, удариться об него! Это же не сон!"
И тут тантрики улыбаются и говорят:
"А вы уверены, что трогаете реальный стол, а не просто ощущение стола?"
Вся штука в том, что мы познаем мир через призму своего сознания и пяти органов чувств. Мы видим не "вещь-в-себе", а лишь "кажущееся явление" (абхасу), которое возникает в нашем уме. Как говорил Кант, мы видим только феномены, а не ноумены.
Абхасавада не отрицает, что мир кажется реальным. Она говорит, что мир – это "кажущаяся реальность". Это как кино: мы знаем, что на экране не настоящие люди, а актеры, но мы все равно переживаем, плачем и смеемся вместе с ними. Мы погружаемся в эту "кажущуюся реальность".
Почему "кажущаяся", а не "реальная"?
Тут все просто. Если бы мир был реальным, в смысле материальным, он был бы отделен от Сознания. А это противоречило бы главной идее Трика Шайвизма – недвойственности (пара-адвайте). Шива один, и мир – это Его проявление, Его "мыслеформа", если угодно.
Зачем Шиве понадобилось проецировать этот мир, полный страданий и несовершенства?
Ответ прост: ради игры (лилы). Шива – не скучный бюрократ, а творческий гений. Он играет, творит, экспериментирует.
Мир – это Его песочница, Его холст, Его сцена.
Сотворение мира – это не работа, не необходимость, а спонтанное, радостное самовыражение Шивы.И мы, ограниченные души (пашу), – тоже часть этой игры. Мы – актеры, которые забыли, что они – актеры. Мы принимаем декорации за реальность и страдаем от этого.
Смысл Абхасавады для простых смертных?
Задача – вспомнить, кто мы на самом деле. Проснуться ото "сна" и осознать, что мы – не просто песчинки в пустыне, а единое безграничное Сознание, Шива.
Абхасавада меняет наше отношение к миру. Мир – это не тюрьма, не скорбь, а волшебный театр Шивы. Это воззрение учит нас не цепляться за "реальность" мира, не принимать её слишком всерьез. Ибо истинная реальность – это Шива, а мир – лишь его мимолетное проявление.
Шива – режиссер, сценарист, оператор и главный актер этого фильма под названием "Мир".
Он не просто смотрит на свое творение, Он активно создает его из Себя. Это как если бы вы не просто смотрели кино, а сами были бы и режиссером, и актером, и зрителем одновременно.
И в этом есть свой кайф. Осознание, что мир – это всего лишь представление, может освободить от страха, от привязанностей, от глупой серьезности. Можно расслабиться и наслаждаться представлением, даже если в нем есть трагедии и комедии, взлеты и падения.
Телеграм: 🌀 Каулики 🔱