Во многих смыслах "Эмилия Перес" оказалась достаточно неожиданным фильмом: тематика картины больше подошла бы Педро Альмодовару его серединного периода творчества, но автором здесь выступил Жак Одияр, ветеран французского кино, успевший получить признание на многих фестивалях. Поэтому попадание картины в списки Каннского фестиваля, а также награждение женской половины актерского состава фильма за лучшую женскую роль лишь усилило интерес к фильму. Смущали только его несколько неоднозначная тематика, а также участие одного из флагманов продвижения современной "повесточки" компании Netflix. Картина вышла в самом конце 2024 года и оказалась прямо-таки квинтэссенцией политкорректного кино: история о мексиканском барыге, который меняет пол, чтобы начать жизнь заново, а еще и попытаться исправить собственные грехи, была будто сделана на удовлетворение запросов разных "меньшинств" в части представленности в подобном фильме. Конечно же, либерально настроенный Голливуд, получивший заметную встряску после "неожиданной" победы Трампа, одним из основных лозунгов которого была борьба с "повесточкой", не мог не среагировать, именно поэтому этот испаноязычный мюзикл французского производства неожиданно начал получать множественные номинации на разных американских премиях, апофеозом стало объявление "Эмилии Перес" как соискателя целых 13 номинаций на "Оскар" (абсолютный рекорд для неанглоязычного фильма). Казалось бы, победитель заранее предрешен, в том числе и в номинации "лучшая актриса" ("трансформер" Карла Мария Гаскон стал считаться фаворитом в этой категории). Но тут произошло страшное: у создателей ленты стала уходить почва под ногами, ведь фильм начала сопровождать череда скандалов, из-за которых многим участникам картины пришлось извиняться и признавать ошибки, что очень странно для столь политкорректного кино, из-за чего "Эмилии" вряд ли стоит рассчитывать более на сколь-либо существенный успех. Посмотрел в преддверии "Оскара" эту противоречивую ленту и есть определенные мысли, которыми сегодня хотел бы поделиться. ПОЕХАЛИ!
История стартует в суровой Мексике, где только и делают, что периодически кого-нибудь мочат и танцуют под веществами. Здесь живет обычный челябинский фрезеровщик Иван Дулин мексиканский адвокат Рита Мора Кастро, которая вынуждена "приторговывать" собственной совестью, защищая очередного бандита и доказывая его невиновность через "самовыпил" жертвы. Конечно же столь явные таланты не остаются незамеченными, поэтому Рите делают предложение, от которого невозможно отказаться, а чтобы продемонстрировать суровость происходящего, ей на голову надевают мешок и везут в тайную штаб-квартиру наркокартеля, глава которого по имени Монитас - суровый татуированный бандит с золотыми зубами, глубоко женатый при этом с женой и двумя детьми, внешне никак не проявляет признаки трансгендерности. Но оказывается, что его детской мечтой было торговать шаурмой стать девочкой, но столь жестокое общество не понимало тонкую детскую душу, поэтому Монитасу пришлось стать тем, кем он стал. Но от мечты он не хочет отказываться, тем более, что в планах Монитаса вообще выйти из этого бизнеса и начать честную жизнь под личиной уважаемой сеньоры. Поэтому Рита должна найти самую подходящую клинику, где не только бы провели операцию по превращению Монитаса в тетю, но и держали язык за зубами.
Поэтому Рите приходится съездить в Тайланд, увидеть там криповый музыкальный номер, где пациенты, которым что-то готовятся отрезать или пришить, радостно танцуют на больничных койках, но все же добирается до Израиля, где один врач соглашается все провести в условиях максимальной секретности. Также Монитас хочет вывести всю свою семью в Швейцарию, чтобы их не касались последствия его бандитской деятельности, все это и осуществляет Рита. Сам же Монитас имитирует собственную гибель, оставляя Риту фантастически богатой за ее преданность и исполнительность.
Через 4 года уставшая от богатой жизни Рита встречает в Лондоне странную мексиканку по имени Эмилия, оказывается, что это и есть Монитас, который окончательно превратился в респектабельную сеньору, путешествующую по миру. У Эмилии (Монитаса) есть новый потрясающий план, надежный как швейцарские часы: он очень соскучился по Мексике и хотел бы дальше там жить, воссоединившись со своей семьей и представившись им донной Розой из страны, где очень много диких обезьян сестрой Монитаса. Рита по тихой грусти быстро соглашается, перевозя семью Монитаса из Швейцарии обратно, правда, оказывается, что у жены Монитаса Джесси завелся новый ухажер, да и в принципе она готова начать новую жизнь, примирившись с гибелью своего мужа. В Мексике происходит воссоединение семьи, правда, Джесси не понимает, кто эта странная тетя, а детишки сразу же говорят, что пахнет тетя как их папа. Рита живет с ними, и тут Монитас / Эмилия по зомбоящику случайно видит передачу про пропавших без вести по вине наркокартелей людей, и неожиданно в "трансформере" просыпается совесть: он решает заниматься правозащитной деятельностью и создать фонд, который бы помогал семьям похищенных людей. Столкнувшись с многочисленными человеческими историями, Эмилия окончательно раскаивается в своих деяниях и даже влюбляется во вдову одного из погибших, которая совсем не против, что к ней клеится странная тетя с лошадиной улыбкой. Только Джесси хочет начать новую жизнь, полностью освободившись от прошлого, в том числе и от Эмилии как напоминания о том прошлом.
По сюжету видно, что создатели будто специально старались впихнуть все любимые повесточные темы: трансгендерность, однополая любовь, проблемы мигрантов, правозащитная деятельность и интересы прочих разных меньшинств (догадываюсь, за какой фильм будет голосовать любитель "волшебных палочек" Дэниел Редклифф), в общем, это прямо квинтэссенция политкорректного кино в стиле Нетфликса. Понятное дело, что оно сделано под определенные награды и возможно, что столь громкого успеха создатели не ожидали. Но что-то пошло не так: сначала мексиканцы начали возмущаться, что их страну показали слишком тупо и однобоко, припомнили Одияру его слова в одном из интервью, где он сказал, что "не очень любит испанский, т.к. это язык нищих и маргиналов", потом под критику попала сама Карла София Гаскон, которую обвинили, что она не "трушная", ведь сам Гаскон до 45 лет был вполне обычным белым мужиком-арбузером, причем женатым и с детьми. Но адище началось потом: у Гаскона нашли старые твиты, где он прямо очень неполиткорректно высказывался как о представителях разных религий, которые заполонили его родную Испанию, так и про всякие мировые тренды. В частности, он икону БЛМ Джорджа Флойда назвал обычным торчком, не заслуживающим внимания, а сам "Оскар" 2021 года, где выиграла "Земля кочевников", обозвал "корейско-африканским торжеством меньшинств". В общем, "трансформер" по-настоящему выдал базу, с которой сложно спорить, но именно эти твиты открыли портал в ад.
Ленту стали обвинять и проклинать во всех грехах, создателям припоминать любые огрехи и заставлять извиняться. Больше всего досталось Гаскон, которую принялись уничтожать медийно настолько рьяно, что от нее открестились даже сам Одияр и Зои Салдана, которая до этого лицемерненько называла Гаскона своей "любимой подружайкой", а как только поняла, что ее "оскаровские" шансы начали таять на глазах, сразу же от всего открестилась. "Эмилия Перес" получила феноменальные 13 номинаций на "Оскар", что является рекордом для неанглоязычного фильма, да и на "Золотом глобусе" прибрала к рукам хороший урожай наград, только именно в разгар наградного сезона все эти факты и стали всплывать. Кроме того, по различным интервью оказалось, что "трансформер" Гаскон, даже не являясь большой звездой, уже на площадке "врубил диву" и начал позволять себе слишком многое. Несмотря на многочисленные извинения Одияра, Гаскон и прочих участников производства картины, это не помогло: ручеек наград начал иссякать, хотя французы и признали "Эмилию" на своем "Сезаре" лучшим фильмом года, отдав аж 7 наград. Тем не менее, на "Оскаре" фильму светят 2-3 награды максимум (скорее всего, это будет "женская роль второго плана" для Зои Салданы, а также "лучшая песня" за El mal).
Не могу сказать, что лента - откровенный мусор. Одияр явно вдохновлялся лентами Альмодовара, позаимствовав оттуда как различные типажи героев, так и некоторые сюжетные ходы. Несмотря на некоторые "слишком оригинальные" сцены вроде хореографии "трансформеров" в клинике на больничных койках, по своей структуре это вполне обычный мюзикл, явно вдохновленных Эббовскими "Чикаго" и "Кабаре", с вполне неплохими музыкальными номерами. Если отбросить повесточку, то та же Mi camino вполне заслуживает победу за лучшую песню. Но из-за повесточного кринжа кажется, что создатели картины все же заметно переборщили.
Одияр ранее был больше известен как постановщик суровых драм, "Эмилия Перес" - это его первый опыт как постановщика мюзиклов. И за попыткой слишком сильно подражать Альмодовару теряется режиссерский почерк самого Одияра. Кажется, что подобное вполне мог снять какой-нибудь клипмейкер с явным закосом под Педро Альмодовара, но не ветеран французского кино, чьи ленты обладают собственным авторским почерком. Похвалить можно авторов песен и музыки Клемента Дюколя и Камиллу Дальме: хотя некоторые композиции вроде El Mal кажутся излишне какофоничными, тем не менее, их точно заметят и некоторое будущее в кино у этого дуэта точно предвидится.
Странным образом основной костяк фильма - женский в актерской части, Эдгар Рамирес тут не считается. Зои Салдана играет удивительно бесцветно, впрочем, хорошей актрисой она никогда и не была. Селена Гомес гораздо увереннее смотрится в музыкальных номерах, актерская игра достаточно слабенькая. На этом фоне донна Роза "трансформер" Гаскон вполне успешно тянет одеяло на себя, хотя его Эмилия / Монитас - это достаточно стереотипный персонаж, будто скопированный из фильмов Альмодовара. В пределах этой роли Гаскон смотрится, но сразу понимаешь, что по сути, это актриса одной роли. Ведь и тут Гаскон играет самого себя: женатого мужика, которому в зрелом возрасте неожиданно взбрело в голову что-нибудь себе отрезать и косплеить донну Розу из страны, где много-много диких обезьян. Это и сильная сторона, и слабость этого актера (актрисы).
Конечно же, критики оказались в телячьем восторге, правда, после выявленных твитов и порции извинений рейтинг ленты упал до 72% положительных рецензий. По кассовым показателям фильм ничем похвастаться не может: несмотря на оскаровские номинации, при бюджете в 26 миллионов долларов картина в мире взяла пока в районе 15 миллионов, правда, основной упор проката все же сделан именно на стриминговые платформы. Но в историю "Оскара" фильму войти не суждено: если из 13 номинаций в золото превратятся 2-3 из них, это уже можно будет считать чудом, а достижения из серии "первая транс-актриса, выдвинутая за лучшую женскую роль" - это не то достижение, которым сильно можно похвастаться.
Смотреть ли это кино? Только если ради шумихи и если вы очень поддерживаете "повесточку", BLM, а портрет Джорджа Флойда висит у вас не в туалете, а в более приличном месте. Несмотря на неожиданную тематику и ряд неплохих номеров, фильм вряд ли станет классикой, оставшись однодневкой, которую посмотреть можно 1 раз, но не более. Ставлю 3 балла из 10 в итоге.
Рекомендую обзоры других лент "Оскара" 2025 года: