Приглашаю Вас продолжить обсуждение третьего сезона "Твин Пикса". Шаг за шагом вспоминаем/узнаем, о чем идет речь и разбираемся в хитросплетениях загадочного сериала, созданного Дэвидом Линчем и Марком Фростом.
По следам 7 и 8 эпизода сезона 3 поделюсь с Вами своим наблюдениями.
Наблюдение 1. Творческая смелость Линча
Хотите в течение 2 минут 10 секунд смотреть, как подметают полы в Доме у дороги? В любом случае посмотрите.
Дэвид Линч может себе позволить дать в сериале выступление Nine Inch Nails на сцене Дома у дороги на 4 минуты 22 секунды, ничего не вырезая и даже не поворачивая камеру на кого-то кроме группы.
А сразу после он воссоздает испытания ядерной бомбы в Нью-Мексико в 1945 году, залезает внутрь ядерного гриба и наблюдает создание теней Хиросимы в течение 9 минут и 55 секунд. Почему бы собственно нет?
Линч для меня большой пример творческой свободы. Он разрешает себе то, что хочет. Он не спрашивает, а как зритель будет все это смотреть? А что если зритель посмотрит, внутренне расплюется и обзовет Линча последними словами за то, что ничего непонятно или нудно? Да ну и пусть!
Наблюдение 2. Поворотная точка зла
Восьмой эпизод предлагает увидеть, как Боб пришел в наш мир. В этой серии много того, что на первый взгляд непонятно, и, предваряя свой комментарий, оставлю здесь цитату из книги Линча "Поймать большую рыбу. Медитация, осознанность, творчество":
Но объяснение может прийти изнутри, стоит только попробовать. Зрители начинают обсуждение, осознают какие-то моменты, отсутствующие или, наоборот, присутствующие в фильме. Они могут спорить или соглашаться… но значит, они уже все знают? Удивительно, но зрители действительно знают больше, чем полагают. И чем дольше они говорят, тем яснее это становится. Обсуждая момент с другом, зритель гоняет его туда-сюда и заглядывает чуть глубже, приходит к определенным выводам. И они имеют право на существование.
А теперь поделюсь своим наблюдением.
Хотя, как я понимаю, время в "Твин Пиксе" - понятие относительное, у Линча и Фроста получилась во-своему очаровательная теория происхождения зла в виде Боба и его подручных дровосеков.
На ненаучный и неэкономический взгляд, ядерные испытания - это та еще жуть. Создавать намеренно взрыв разрушительной силы, оставляющий после себя радиоактивный след из губительных последствий на многие десятилетия и поколения вперед, звучит противоестественно. Как и природа самого взрыва может показаться чем-то, что идет против должного понятия вещей: ведь требуется расщепить что-то, что человек как индивид не способен никак расщепить, используя лишь свои силы и базовые орудия труда. Добавляем сюда известные широкой общественности цели ядерных программ в виде военного и политического превосходства и получения источника энергии, который обслуживает избыточные потребности людей, и получаем жутковатую картину.
Эта картина и открывает некую трансцендентную женщину, из рвоты которой (подозрительно напоминающей кукурузную кашу, которой тошнит героев при приближении к злу) вырывается в мир Боб. А дровосеки появляются как тени Хиросимы - они были когда-то людьми, но после взрыва остались только злобные тени, смешавшиеся с энергией Боба. Они же восстанавливают силы застреленного двойника Купера.
События такого масштаба привлекают внимание неких смотрителей, включая Великана, в фиолетовом море, которое мы уже видели, когда светлый Купер возвращался в мир людей.
Великан, видя, что случилось, из своей энергии формирует золотой шар с образом Лоры Палмер и отправляет ее куда-то в США, судя по карте в район Нью-Мексико. (Кстати, шарик этот похож на тот, что пронес с собой Дагги, когда вернулся в вигвам). Эта энергия дана в противовес появившемуся злу.
Помните юную пару, гуляющую в Нью-Мексико в 1956-м?
Девушка - само воплощение светлых надежд на будущее, и ей должно повезти, потому что она нашла пенни, что выпал орлом. И есть у меня подозрение, что девушка эта - это не кто иной, как мать Лоры Палмер - Сара (Лора родится в 1971 году). И как будто бы ей была послана энергия, которую она позднее воплотит, родив Лору Палмер.
Наблюдение 3. Жестокость уничтожает сердце
Вспоминая "Твин Пикс: Огонь, иди со мной" при просмотре этих эпизодов третьего сезона, я еще раз убедилась, что Линч очень трепетно относится к Лоре Палмер, как к чему-то очень светлому. Хотя с виду она - та самая юная соседка, которую "бабки на лавке" называют наркоманкой и женщиной с низкой социальной ответственностью, с интересом следя за тем, какой молодой негодник приедет за ней на этот раз.
Наверное, в этом есть очень глубокий человеколюбивый смысл. Раз совы не то, чем кажутся, то и к людям это тоже может относиться. А раз так, то в реальности Линча не стоит спешить осуждать людей, если Вы не знаете их душу, их жизнь и их обстоятельства, вешать на них ярлыки, позволять себе испытывать раздражение и брезгливость. Зло создает жестокость. А добро включает свет, и тьма зла рассеивается.
Возвращаясь в Твин Пикс
Пока в электросетях Твин Пикса раздается странный гул, к которому прислушивается Хорн-старший со своей помощницей, а в Грейт Нортерн возвращается заблудший ключ от номера, где проживал агент Купер, по традиции предлагаю вспомнить персонажей и актеров, их игравших из старых сезонов, которые появились (в любом виде) в этих сериях.
В скобках у имени актера указаны: (возраст актера в Сезоне 1 в 1990 году / возраст в Сезоне 3 в 2017 году)
Доктор Уилл Хэйворд и Уоррен Фрост (65 лет/ 91 год)
Персонаж. Доктор Хэйворд освоил Скайп для онлайн консультаций и мило побеседовал с шерифом Фрэнком Труманом. Они обсудили дела давно минувших дней, но главное не обошли вниманием английские маффины с черничным джемом.
Актер. В мир "Твин Пикса" Уоррен Фрост попал благодаря своему сыну (фанаты наверняка догадались, что сына звали Марк). На тот момент Фросту-старшему было 63, и сын дал папе роль.
Уоррен Фрост умер в год выхода третьего сезона "Твин Пикса" в возрасте 91 года. Собственно, милое камео в несуществующем уже ныне Скайпе стало его последней работой в мире кино. Свою карьеру он завершил еще в 1990-х.
Боб и Фрэнк Сильва (41 год / --- )
Персонаж. Зловещий Боб уже мелькнул ранее в отражении двойника Купера, а восьмой эпизод раскрывает, как Боб попал в мир людей.
Многие поклонники "Твин Пикса" знают, что персонаж Боба появился случайно. Тут кстати привести еще одну цитату из книги Дэвида Линча:
Когда мы снимали пилотный эпизод «Твин Пикс», у нас работал костюмер по имени Фрэнк Сильва. Фрэнк никак не мог быть актером. Однако мы снимали в доме Лоры Палмер, а Фрэнк передвигал мебель в ее комнате. Я находился в холле, около вентилятора. И женский голос сказал: «Фрэнк, не ставь комод так. Ты отрезаешь себе выход из комнаты».
И ко мне пришел образ. Я забежал внутрь и спросил: «Фрэнк, ты актер?» Он ответил: «Вообще-то, да» Просто потому, что в Лос-Анджелесе все актеры. Да и в мире, наверное, тоже. И я сказал: «Фрэнк, ты будешь в этой сцене».
Мы сняли общий план комнаты, дважды без Фрэнка и один раз с ним – застывшим у кровати. Но я еще понятия не имел, для чего это и что это значит.
Тем вечером мы спустились вниз и запечатлели мать Лоры Палмер. Она лежала на диване, полная грусти и муки. И вдруг ей что-то померещилось, она закричала и вскочила. Наш оператор Шон развернул камеру и последовал за ней. Мне показалось, что он все сделал идеально, поэтому я сказал: «Снято! Замечательно!» А Шон мне ответил: «Нет, не замечательно».
– В чем дело? – спросил я.
– В зеркале кто-то отразился.
– Кто же это бы?
– Фрэнк.
Актер. Фрэнк Сильва умер в 1995 году в возрасте 45 лет бездомным от осложнений на фоне СПИДа и депрессивного состояния. В кино он работал декоратором, в том числе и в фильмах Линча "Дикие сердцем" и "Дюна". Как актера его можно встретить только в "Твин Пиксе".
Еще больше "Твин Пикса":