Телевизор в нашем доме - обычная вещь. Но когда-то он был размером с шкаф, весил как бетонная плита и показывал только черно-белое изображение. Интересно, как за 100 лет он превратился из странной коробки с маленьким мутным экраном в тонкую панель с яркой четкой картинкой? От диска с дырочками до цифровых технологий, от трех каналов до тысяч приложений - путь телевизора полон крутых изобретений и неожиданных поворотов. Давайте разберемся, какие технологии сменяли друг друга и как телевизор стал таким, каким мы его знаем сегодня.
Первые шаги: механические телевизоры и эксперименты
Идея передачи движущихся изображений на расстояние будоражила умы изобретателей задолго до появления первого работающего телевизора. Еще в 1880-х годах появились первые теоретические разработки, но до практического воплощения было далеко.
Важнейшим шагом на пути к телевидению стало изобретение диска Нипкова. В 1884 году немецкий ученый Пауль Нипков создал вращающийся диск с отверстиями, расположенными по спирали, который мог раскладывать изображение на линии. Это изобретение заложило основу для будущего механического телевидения, хотя сам Нипков так и не смог создать работающую систему передачи изображения.
Настоящий прорыв произошел в 1920-х годах благодаря шотландскому изобретателю Джону Лоуги Бэрду. В 1925 году он продемонстрировал первую работающую систему механического телевидения. В основе его изобретения лежал как раз диск Нипкова. При вращении диска каждое отверстие «сканировало» отдельную строку изображения, а фотоэлемент преобразовывал световые сигналы в электрические импульсы, которые можно было передавать на расстояние.
Первая публичная демонстрация телевидения, проведенная Бэрдом 26 января 1926 года в Лондоне, произвела фурор. Хотя изображение было крошечным (всего 30 строк разрешения), размытым и мерцающим, сама возможность передачи движущегося изображения на расстояние казалась чудом.
Первые телевизоры Бэрда, известные как «телевизоры», выглядели как деревянные ящики с небольшим экраном размером примерно 4×5 см. Чтобы разглядеть изображение, зрителям приходилось буквально прижиматься лицом к устройству. Качество картинки было настолько низким, что можно было различить только самые простые формы и силуэты.
В 1928 году Бэрд провел первую трансатлантическую передачу телевизионного сигнала между Лондоном и Нью-Йорком 8 февраля. Эфир был неидеальным (размытое изображение), но это стало впечатляющим достижением для тех времен.
В США параллельно работал изобретатель Чарльз Фрэнсис Дженкинс, который в 1928 году начал регулярные публичные трансляции из своей станции W3XK. В прямом эфире он транслировал немые фильмы, кукольные шоу и вручение наград. Его механическая система давала изображение размером с почтовую марку, а программы состояли в основном из силуэтов и примитивных мультфильмов.
В России в то же время активно экспериментировал с механическим телевидением Лев Термен, известный также как изобретатель одного из первых электронных музыкальных инструментов. В 1927 году он продемонстрировал систему с разрешением 100 строк, что было значительным достижением.
Механические телевизоры имели серьезные ограничения: низкое разрешение (30-60 строк против современных 2160 в 4K-телевизорах), тусклую картинку и проблемы с синхронизацией. Вращающиеся диски не могли обеспечить высокое качество изображения, а максимальный размер экрана был ограничен физическими размерами диска.
Однако эти первые эксперименты заложили основу для настоящей телевизионной революции. Они доказали принципиальную возможность телевидения и вдохновили инженеров на поиски более совершенных технологий.
Рождение электронного телевидения и эра ЭЛТ
Настоящая революция произошла с изобретением электронно-лучевой трубки (ЭЛТ) и полностью электронной системы телевидения. Ключевую роль в этом сыграли русский ученый Владимир Зворыкин, эмигрировавший в США, и американский изобретатель Фило Фарнсворт.
Зворыкин, работая в компании RCA, создал иконоскоп — первую практичную электронную передающую трубку — в 1929 году (патент подан в 1923), а затем и кинескоп — приемную трубку для телевизоров. Именно кинескоп стал основой для электронного телевидения, революционного для своего времени.
Параллельно с Зворыкиным молодой американский изобретатель Фило Фарнсворт разрабатывал свою версию электронного телевидения. Удивительно, но в 1927 году, в возрасте всего 21 года, он уже демонстрировал систему, использующую полностью электронные методы передачи изображений. Фарнсворт разработал диссектор изображения — конкурирующую технологию для передачи видеосигнала. Долгие патентные споры между RCA и Фарнсвортом в итоге закончились компромиссом, позволившим начать массовое производство телевизоров.
Первый коммерческий полностью электронный телевизор был представлен публике на Всемирной выставке в Нью-Йорке в 1939 году. RCA начала продажи модели TRK-12, которая стоила около $600 (эквивалент примерно $12,000-$13,000 в сегодняшних деньгах). В том же году NBC начала регулярные телепередачи.
Ранние телевизоры были настоящими произведениями мебельного искусства. Они изготавливались из дорогих пород дерева, имели изящный дизайн и занимали почетное место в гостиной. Экраны были маленькими (9-12 дюймов), а сами устройства — огромными и тяжелыми. Телевизор был не просто техникой, а статусным предметом, символом престижа и благополучия.
Вторая мировая война приостановила развитие телевидения, так как производственные мощности были переориентированы на военные нужды. Однако, вопреки ожиданиям, война стала стимулом для развития телевидения. Технологии, разработанные во время войны, особенно в области радиоэлектроники, существенно улучшили качество и надежность телевизионных систем. После войны, с появлением свободных ресурсов и возросшим спросом на развлечения, начался взрывной рост ТВ.
В СССР массовое производство телевизоров началось в послевоенные годы. Легендарный КВН-49, названный по первым буквам фамилий создателей (Кенигсон, Варшавский, Николаевский), стал символом эпохи.
Особенностью этого телевизора была линза, наполненная дистиллированной водой или глицерином, которая увеличивала крошечное изображение с 7-дюймового экрана (примерно 178 мм). Вся семья собиралась перед этим чудом техники, а соседи часто приходили в гости "на телевизор". Первые модели телевизоров КВН-49 были не слишком надежными, поэтому в народе аббревиатуру "КВН" в шутку расшифровывали как "Купил, Включил, Не работает". Несмотря на недостатки, телевизор выпускался вплоть до 1962 года, и всего было изготовлено около 2,5 миллионов различных модификаций.
Следующим важнейшим этапом стало появление цветного телевидения. Первая система цветного ТВ была разработана компанией CBS в 1940-е годы, но из-за несовместимости с существующими черно-белыми телевизорами не получила распространения. В 1953 году FCC утвердила систему NTSC, разработанную RCA, которая позволяла принимать цветной сигнал на черно-белых телевизорах.
Переход к цветному ТВ был непростым и требовал решения большого количества технических вопросов. Немецкий ученый Вальтер Брух сыграл важную роль в разработке технологии цветного телевидения. Он предложил систему, в которой каждый пиксель изображения формируется путем смешивания трех основных цветов: красного, зеленого и синего (RGB).
Первые цветные телевизоры были невероятно дорогими роскошными изделиями. Например, RCA CT-100, представленный в 1954 году, стоил $1,000 (около $10,000 в современных деньгах) и имел экран всего 12,5 дюймов.
Цветное изображение было нестабильным, требовало постоянной подстройки, а цвета часто "плыли". Зрителям приходилось регулярно вызывать мастера для настройки.
Компания Sony в середине 1960-х годов привнесла в индустрию инновационные решения, представив модель Trinitron — революционный для своего времени цветной телевизор с кинескопом, который давал лучшее качество изображения, а также мог достигать большей яркости.
1960-70-е годы стали "золотым веком" электронно-лучевых телевизоров. Появились более крупные экраны (19-25 дюймов), улучшилось качество изображения, снизились цены. Телевизор окончательно перестал быть предметом роскоши и стал доступен практически каждой семье. В СССР популярностью пользовались модели "Рубин", "Электрон", "Горизонт", "Рекорд".
В 1980-е появились первые попытки улучшить форм-фактор ЭЛТ-телевизоров — появились телевизоры с плоским экраном (хотя сама трубка оставалась громоздкой). Дистанционное управление, ранее считавшееся роскошью, стало стандартным атрибутом.
Несмотря на усовершенствования, ЭЛТ-телевизоры имели фундаментальные ограничения:
- Большой вес (27-дюймовый телевизор мог весить более 50 кг)
- Значительная глубина корпуса (до 40-50 см)
- Ограниченный максимальный размер экрана (обычно до 36 дюймов)
- Проблемы с геометрией изображения на больших экранах
- Высокое энергопотребление и нагрев
Эра ЭЛТ продолжалась удивительно долго — более 70 лет. Даже в начале 2000-х, когда уже появились первые плоскопанельные дисплеи, многие покупатели все еще предпочитали проверенные ЭЛТ-телевизоры, особенно в бюджетном сегменте. Последние модели ЭЛТ-телевизоров производились вплоть до 2010 года, когда их окончательно вытеснили более тонкие и легкие LCD и плазменные панели.
Революция плоских экранов: LCD и плазма
В конце 1990-х годов начался переход от громоздких ЭЛТ к плоским панелям. Это изменило не только технику, но и дизайн интерьеров. Интересно, что первый прототип плазменной панели создали еще в 1964 году в Университете Иллинойса, но массовое производство стало возможным только с развитием цифровых технологий.
На рынке конкурировали две технологии: плазменные и жидкокристаллические (LCD) дисплеи. Первые коммерческие плазменные телевизоры выпустили Fujitsu, Pioneer и Philips. Они работали на принципе возбуждения инертного газа электричеством, что создавало ультрафиолетовое излучение, заставлявшее светиться люминофор. Плазма обеспечивала глубокий черный цвет, отличную цветопередачу и широкие углы обзора, но потребляла много энергии, сильно нагревалась и могла выгорать.
Плазменные телевизоры быстро стали символом статуса и технологического прогресса. Висящий на стене плоский телевизор воспринимался как предмет роскоши и демонстрация финансового благополучия. Однако высокая цена и технические ограничения не позволяли им стать по-настоящему массовыми.
LCD-телевизоры появились в начале 2000-х. Они пропускали свет через жидкие кристаллы, менявшие ориентацию под действием электричества. Поначалу они проигрывали плазме по качеству изображения, имели тусклую картинку и плохие углы обзора, но были дешевле и экономичнее. Первые модели оснащались диагональю 15-20 дюймов и часто использовались как вторые телевизоры для кухни или спальни.
Прорывом стало внедрение LED-подсветки вместо флуоресцентных ламп, что сделало ЖК-телевизоры тоньше, ярче и энергоэффективнее. К середине 2000-х качество LCD значительно улучшилось, а цены снизились. Появились технологии локального затемнения и повышенной частоты обновления, которые решали исходные проблемы ЖК-дисплеев.
В 2005-2012 годах между технологиями шла настоящая война. Плазма давала лучшее качество изображения (модели Pioneer KURO 2008-2009 до сих пор считаются эталоном для киноманов), но LCD привлекали более широкую аудиторию благодаря доступности, меньшему весу и экономичности.
В итоге рынок выбрал LCD. Экономия от масштаба производства и маркетинговые усилия привели к их доминированию. Крупные производители плазменных панелей один за другим прекращали их выпуск: Pioneer вышла из бизнеса в 2009 году, Panasonic — в 2013-м, Samsung и LG — в 2014-м. К 2015 году плазменные телевизоры практически исчезли с рынка.
Современная эра телевизоров: OLED, QLED и QD-OLED
С 2010-х годов телевизионная индустрия вступила в новую фазу развития. Противостояние плазмы и LCD сменилось конкуренцией между OLED-дисплеями и усовершенствованными версиями LCD, такими как QLED. Одновременно произошел переход к сверхвысоким разрешениям и появились "умные" телевизоры, изменившие наш подход к просмотру контента.
Революционная технология OLED, представленная LG в 2013 году, принесла принципиально новый подход к формированию изображения. В отличие от всех предыдущих типов дисплеев, OLED не требует дополнительной подсветки – каждый пиксель сам излучает свет при прохождении через него электрического тока. Это обеспечивает идеальный черный цвет (неработающий пиксель просто не светится), бесконечную контрастность, мгновенное время отклика и идеальные углы обзора. OLED-телевизоры также могут быть невероятно тонкими и даже гибкими, хотя у них есть и недостатки – риск выгорания при длительном отображении статичной картинки и ограниченная яркость.
Первая 55-дюймовая модель OLED от LG стоила около $10,000, но технология привлекла внимание энтузиастов и профессионалов. Интересно, что хотя LG была пионером OLED-телевизоров, панели производства LG Display использовались многими брендами. Sony, Panasonic, Philips и другие компании выпускали OLED-телевизоры, добавляя собственные процессоры обработки изображения, звуковые системы и дизайн. Так, Sony внедрила технологию Acoustic Surface, где звук исходит прямо из экрана, а Philips дополнила свои модели фирменной подсветкой Ambilight.
Samsung, главный конкурент LG, выбрала другой путь и вместо OLED сконцентрировалась на усовершенствовании LCD-технологии. В 2017 году компания представила QLED (Quantum Dot LED) телевизоры, использующие слой квантовых точек – микроскопических полупроводниковых частиц, которые преобразуют свет LED-подсветки, значительно улучшая цветопередачу и яркость.
Подробнее об этом читайте в статье: OLED против QLED в 2025 году: какой телевизор купить, особенности технологий
Долгое время LG Display оставалась монополистом в производстве OLED-панелей для телевизоров. Однако значительно позже, в 2022 году, Samsung Display расширила свой ассортимент и запустила производство QD-OLED – гибридной технологии, сочетающей OLED с квантовыми точками. Эти панели обеспечивают большую яркость и меньший риск выгорания, используются в телевизорах Samsung и Sony.
Разрешение и Smart TV
Параллельно с совершенствованием технологий отображения происходила и другая революция - стремительный рост разрешения экранов и появление умных функций. В начале 2000-х годов телевидение перешло на цифровой формат с высокой четкостью (HD), обеспечивающий более детализированное изображение. К 2010-м стандартом стало разрешение Full HD (1920×1080), а затем началась эра 4K (3840×2160).
Первые 4K-телевизоры 2012-2013 годов стоили десятки тысяч долларов, но уже к 2018 году это разрешение стало нормой для большинства телевизоров среднего класса. Следом появились 8K-модели с еще более высокой детализацией, хотя контента такого разрешения до сих пор недостаточно.
Настоящим прорывом стала технология HDR (High Dynamic Range), позволяющая отображать более широкий диапазон яркости и насыщенные цвета. Появились несколько форматов HDR (HDR10, HDR10+, Dolby Vision, HLG), которые в сочетании с 4K помогли телевизорам достичь кинотеатрального качества изображения.
Подробнее читайте в статье: HDR против Dolby Vision: какой формат выбрать и на каких телевизорах он действительно работает
Около 2010 года телевизоры обрели интеллект - появились первые полноценные Smart TV с операционными системами (Tizen, webOS, Android TV, Roku TV), которые превратили телевизор из пассивного приемника в интерактивный центр развлечений с доступом к стриминговым сервисам, приложениям и играм.
Изменились и пульты ДУ - они получили указатели, голосовое управление и интеграцию с голосовыми помощниками, а телевизоры научились взаимодействовать со смартфонами и другими домашними устройствами.
Был и интересный эксперимент с 3D-телевидением в начале 2010-х, но оно не прижилось из-за необходимости носить специальные очки и ограниченного контента. Вместо этого производители сосредоточились на увеличении размеров экранов - средняя диагональ выросла с 32-37 дюймов в 2010 году до 50-55 дюймов к 2022, а сейчас даже огромные диагонали перестали быть роскошью. Телевизоры с экранами 65, 75, 85 и даже 98 дюймов стали гораздо доступнее благодаря появлению китайских производителей вроде TCL, Hisense и Xiaomi, которые предлагают большие экраны по значительно более низким ценам, чем традиционные бренды.
В последние годы также активно появляются нишевые телевизоры с революционными технологиями. Например, в 2024 году LG Electronics представила первый в мире прозрачный OLED-телевизор Signature OLED T с беспроводным подключением к источнику сигнала. Панель может переключаться между прозрачным и непрозрачным режимами для более комфортного просмотра контента.
В прозрачном режиме телевизор выглядит как эффектный дизайнерский объект, способный отображать цифровые произведения искусства, фотографии и информационный контент вроде прогноза погоды или спортивных результатов. Но подобные инновационные модели пока остаются предметами роскоши - стоимость Signature OLED T составляет около 60 тысяч долларов, но они демонстрируют возможное будущее телевизионных технологий.
На этом все, спасибо, что дочитали до конца. Согласитесь, путь от деревянного ящика с крошечным экраном до тонкой прозрачной панели поразительный. Конечно, в одной статье невозможно рассказать абсолютно всё — телевизоры менялись так быстро и по-разному, что для полной истории понадобилась бы целая книга.
Если я что-то важное упустил или у вас есть интересные истории о вашем первом телевизоре — пишите в комментариях.
А если не знаете, какой телевизор купить, я провожу персональные консультации. Также у меня есть профессиональные настройки изображения на ваши модели. И не забудьте подписаться на мой телеграм-канал, там я публикую важную информацию и скидки на технику.