Найти в Дзене

3 марта: начало династии Романовых

Знаете, почему я люблю историю? А просто потому, что у меня хорошо развито воображение. Еще с детства я, читая книжки, въявь представляла себе Анну Иоанновну, Князя Серебряного, Дартаньяна.... Была еще любимая книжка Бориса Бродского "Вслед за героями книг". Автор в приятной ненапряжной манере, чтобы могли читать и взрослые и дети, рассказывал о среде, в которой развивались события. Что то вроде современной серии "Повседневная жизнь человечества", из которой у меня есть около 20 выпусков. Так вот, когда я читаю, например, как Земский собор выбирал русским людям нового царя, я это очень хорошо себе представляю, лучше чем в кино. Темное, дымное (из сотен деревянных домов в Москве идет дым, там топят печи) утро в Москве. Холодный Успенский собор, где все участники "совещания в верхах" вынуждены были стоять не снимая верхней одежды. Разумеется, без шапок. Закусить и справить нужду приходилось выходить из собора, идти в чьи нибудь палаты или вообще в кусты, там же находился настоящий ле
Оглавление
источник изображения - здесь https://кировсксббж.рф/s-dnem-narodnogo-edinstva/
источник изображения - здесь https://кировсксббж.рф/s-dnem-narodnogo-edinstva/

Доброе утро, день, вечер, дорогие единомышленники и соплеменники.

Знаете, почему я люблю историю? А просто потому, что у меня хорошо развито воображение. Еще с детства я, читая книжки, въявь представляла себе Анну Иоанновну, Князя Серебряного, Дартаньяна.... Была еще любимая книжка Бориса Бродского "Вслед за героями книг". Автор в приятной ненапряжной манере, чтобы могли читать и взрослые и дети, рассказывал о среде, в которой развивались события. Что то вроде современной серии "Повседневная жизнь человечества", из которой у меня есть около 20 выпусков.

Так вот, когда я читаю, например, как Земский собор выбирал русским людям нового царя, я это очень хорошо себе представляю, лучше чем в кино. Темное, дымное (из сотен деревянных домов в Москве идет дым, там топят печи) утро в Москве. Холодный Успенский собор, где все участники "совещания в верхах" вынуждены были стоять не снимая верхней одежды. Разумеется, без шапок. Закусить и справить нужду приходилось выходить из собора, идти в чьи нибудь палаты или вообще в кусты, там же находился настоящий лес. Недаром станция метро называется Боровицкая. Разносчиков еды, тех же пирогов с зайчатиной и калачей, продавцов сбитня - искали на Китай-городе. В общем, Собор проходил в довольно таки спартанских условиях.

Так вот, переносимся в 1613 год......

Годом ранее, в 1612 году случилось множество исторических событий.

Второй год шла Датско-Шведская война за господство на Балтике.

Гражданин Минин и князь Пожарский удачно формируют в Нижнем народное ополчение. Русские люди собираются отбить свою столицу от поляков, которые засиделись в Кремле.

Галилео Галилей представляет свою версию микроскопа, увеличительного прибора, с помощью которого можно поближе узнать мелких насекомых.

"Смутное время" в России, слава Богу, подошло к концу. Осталось решить главный вопрос - кто будет рулить, то есть править царством?

Число собравшихся в Москве "советных людей" превышало 800 человек, представлявших не менее 58 городов.

Земский собор начал свою работу 16 января (6 января по старому стилю) 1613 года. Представители "всея земли" аннулировали решение предыдущего собора об избрании на русский престол королевича Владислава.

Происходили соборные заседания в обстановке ожесточенного соперничества различных политических группировок, оформившихся в русском обществе за годы Смуты и стремившихся упрочить свое положение избранием своего претендента на царский престол.

Кандидатов было - как в современном бюллетене на выборах Президента:

  • польский королевич Владислав,
  • королевич Карл-Филипп, сынуля шведского Карла Девятого,
  • князь Федор Мстиславский, воевода,
  • князь Иван Голицын, заговорщик и интриган,
  • князь Дмитрий Пожарский, национальный герой,
  • князь Дмитрий Черкасский, политический деятель,
  • князь Дмитрий Трубецкой, перебежчик от Лжедмитрия к ополченцам Минина и Пожарского.

....

Две чисто номинальные фигуры: "Воренок", якобы сын Марины Мнишек от Дмитрия (Лжедмитрия, разумеется), какбэ внук Ивана Четвертого Грозного, но все понимали, что это чистая подстава. Малолетний: нету и трех лет.

И шестнадцатилетний отрок Миша Романов. Михаил также считается номинальной фигурой: он не достиг совершеннолетия, не самый родовитый из кандидатов, отец его, подстриженный в монахи под именем Филарета, дискредитировал себя связями с лагерем Лжедмитрия.

Такое событие - выбрать себе правителя, да такого, чьи дети, внуки и потомки будут править детьми, внуками и потомками выборщиков - случается не каждое столетие. Торопиться не следовало, и выборщики действовали ступенчато.

Перво-наперво вычеркнули всех иноземцев. И правильно - даже если королевича перекрестить в православие, по рождению и по воспитанию он все равно будет тяготеть к интересам своей исторической родины, в ущерб России.

Во-вторых, исключили всех активных участников Смутного времени - не хотели гражданской войны, хватит уже войн и смут на многострадальной Руси.

В итоге, победил компромиссный вариант - шестнадцатилетний, здоровый физически и морально (то есть будет иметь потомство), родовитый (троюродный племянник царя Федора Иоанновича по царице Анастасии Романовой - жене Ивана Грозного), но не слишком - не из Рюриковичей. И каждая группировка предполагала, что будет влиять на царя и его руками проводить выгодные им решения.

Первоначально предполагалось, что в "бюллетене" будут стоять имена трех основных кандидатов: Дмитрия Трубецкого, Ивана Голицына и и Михаила Романова.

Но "большая толпа казаков и посадских жителей ворвалась во дворец и принялась бранить бояр. «Мы выдержали осаду Москвы и освободили её, – кричали горожане и ратники, – а теперь должны терпеть нужду и совершенно погибать, мы хотим немедленно присягнуть царю, чтобы знать, кому мы служим и кто должен вознаграждать нас за службу!»

«Бояре потому не выбирают в государи никого из здешних господ, – говорили друг другу казаки на площади, – чтобы самим править и одним пользоваться доходами страны, и, как случалось раньше, снова отдать государство под власть чужого народа».

Возбуждённая толпа отказывалась расходиться, пока соборные чины ни проголосовали за избрание Михаила Романова.
Источник

Дальше оставалось решить формальности - призвать Михаила Федоровича на царство. Отрок с матерью, инокиней Марфой, как известно находился в костромском Ипатьевском монастыре, спасался от польского нашествия.

Предание гласит, что Марфа, к которой прибыли послы, дабы сообщить об избрании сына царём, долго плакала, умоляя избавить его от этой участи. Сам Михаил якобы тоже колебался. Впрочем, всё это никого не интересовало. Вопрос решали бояре, в том числе и из Романовых.

Еще одна историческая легенда, связанная с началом династии Романовых: Иван Сусанин.
Согласно преданию в марте 1613 г. один из польских отрядов, изгнанных из Москвы, пробрался в Костромской уезд и искал проводника, чтобы попасть в село Домнино - вотчину Романовых, где находился избранный на престол царь Михаил Федорович.

Придя в Деревеньки (в 3 км от села Домнино), интервенты ворвались в избу Сусанина и потребовали указать им дорогу. Сусанин намеренно завел вражеский отряд в непроходимые места (ныне «Сусанинское болото»), за что был поляками убит. Погиб и весь польский отряд. Тем временем царь, предупрежденный зятем Сусанина - Богданом Сабининым, укрылся в Костроме в Ипатьевском монастыре.

При этом, единственным документальным источником о жизни и подвиге Сусанина является жалованная грамота царя Михаила Федоровича, которую он даровал в 1619 г., «по совету и прошению матери» крестьянину Костромского уезда Богдашке Сабинину половину деревни Деревищ, за то, что его тесть Иван Сусанин, которого «изыскали польские и литовские люди и пытали великими немерными пытками, а пытали, где в те поры великий государь, царь и великий князь Михаил Феодорович..., ведая про нас... терпя немерные пытки... про нас не сказал... и за то польскими и литовскими людьми был замучен до смерти». Выходит, что там было на самом деле - неизвестно, но история красивая.

Ивана Сусанина мы знаем по двум прекрасным классическим произведениям: опере Михаила Ивановича Глинки "Жизнь за царя" (она же "Иван Сусанин") и стихам Кондратия Рылеева "Иван Сусанин"

«Куда ты ведешь нас?.. не видно ни зги!

— Сусанину с сердцем вскричали враги:

— Мы вязнем и тонем в сугробинах снега;

Нам, знать, не добраться с тобой до ночлега.

Ты сбился, брат, верно, нарочно с пути;

Но тем Михаила тебе не спасти!

А оканчиваются стихи так:

«Злодей!— закричали враги, закипев,— Умрешь под мечами!»
— «Не страшен ваш гнев! Кто русский по сердцу,
тот бодро, и смело, И радостно гибнет за правое дело!
Ни казни, ни смерти и я не боюсь:
Не дрогнув, умру за царя и за Русь!»
«Умри же!— сарматы герою вскричали,
И сабли над старцем, свистя, засверкали!
— Погибни, предатель! Конец твой настал!»
И твердый Сусанин весь в язвах упал!
Снег чистый чистейшая кровь обагрила:
Она для России спасла Михаила!

(1823 год)

А Николай Васильевич Гоголь, как известно великий любитель и знаток отечественной истории (он даже претендовал на должность завкафедрой истории Киевского университета), писал о тех временах так: «Ни один царский дом не начинался так необыкновенно, как начался дом Романовых. Его начало было уже подвиг любви. Последний и низший подданный в государстве принес и положил свою жизнь для того, чтобы дать нам царя, и сею чистою жертвою связал уже неразрывно государя с подданным»

Что же дал России царь Михаил Федорович Романов? Немало.

Установление прочной централизованной власти на всей территории страны посредством назначения воевод и старост на местах.

Заключение «вечного мира» со Швецией (Столбовский мир в 1617 году).

Преодоление тяжелейших последствий Смутного времени, восстановление нормального хозяйства и торговли.

Реорганизация армии (1631—1634). Создание полков «нового строя»: рейтарского, драгунского, солдатского.

Присоединение к России земель по Яику, Прибайкалья, Якутии, выход к Тихому океану.

А еще Михаил Федорович известен тем, что одним из немногих властителей он женился по любви, а не по расчету. Будущую царицу выбирали по старинному еще византийскому обычаю - свозили во дворец знатных девиц, клали их по двое-трое в постели, девицы притворялись спящими, а царь с маменькой ходили и выглядывали самую пригожую.

Но тут случилась романтическая история. Восемнадцатилетняя Дунечка (Евдокия) Стрешнева не была в числе избранных невест, а всего лишь - в свите одной из них.

До царя дошли слухи, что в семье, где живет девушка, ее преследуют постоянные издевки и ссоры. При этом саму Евдокию все характеризовали как девицу добрую и спокойную.

«Невольный вздох вырвался из груди Государевой, и он сам того не приметил, как произнес: «Несчастная… Но ты должна быть счастливою».

Матерь Царя была недовольна сим выбором, и с некоторым негодованием сказала сыну своему: «Государь! Таковым избранием ты оскорбляешь Бояр и Князей, знаменитых своими и предков своих заслугами; дочери их, ежели тебе и не по нраву, то, по крайней мере, не менее Стрешневой добродетельны … А Стрешнев кто?… Человек неизвестный!» - писал в 1872 году архимандрит Леонид в «Старинном историческом предании о Лукьяне Степановиче Стрешневе».

(источник здесь)

Женился царь Михаил гораздо позже избрания на царство: в 1626 году, когда ему было уже целых тридцать лет. Супруги прожили вместе 18 лет, у них родилось десять детей. Сын Алексей, будущий отец Петра Великого, был единственным сыном. Но трое дочерей Михаила и Евдокии дожили до преклонных годов: Ирина - до 57 лет, Анна - до 62 лет, Татьяна - до семидесяти. Но это уже другая история.

На этой романтически-монархической нотке я с вами прощаюсь до завтра. Как всегда, с нетерпением жду ваших высказываний, комментариев, вопросов, предложений. Ваша неравнодушная Елена Гор.